Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
28 января 2021 года Дело №А40-212918/20-139-1499
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Общество с ограниченной ответственностью "Фарм-логистик" (109383, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.06.2009, ИНН: <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО1
к ответчикам: 1) МИФНС № 17 по Иркутской области (664007, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2008, ИНН: <***>);
2) Федеральная налоговая служба (127381, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.10.2004, ИНН: <***>)
третье лицо: Акционерное общество "Мособлфармация" (664002, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.04.2010, ИНН: <***>) в лице Конкурсного управляющего ФИО2
о признании недействительным Решение ФНС России № КЧ-9-4/15724 от 28.09.2020 об оставлении жалобы без рассмотрения;
о признании недействительным Решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
об исключении из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
о восстановлении в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018 г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
при участии до и после перерыва в том же составе:
от заявителя – ФИО3, дов. от 01.12.2020;
от ответчиков – 1) не явился, извещен; 2) ФИО4, дов. №ЕД-24-7/283 от 18.12.2020; от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фарм-логистик" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решение ФНС России № КЧ-9-4/15724 от 28.09.2020 г. об оставлении жалобы без рассмотрения; о признании недействительным Решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 г. в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>), о восстановлении прав путем исключения из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица и восстановить в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018 г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>).
В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.
МИФНС № 17 по Иркутской области извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явилось, представило отзыв, при этом материалы регистрационного дела, поступили в дело после завершения рассмотрения дела.
Представитель Федеральной налоговой службы России возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, против удовлетворения заявленных требований возражал поддержав позицию налоговых органов.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемых решений заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, 17.09.2019 (вх. №24097А) должностным лицом акционерного общества «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» ФИО5 в Инспекцию представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р 13001.
24.09.2019 регистрирующий орган, руководствуясь пп. 3 п. 2 Оснований, указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ, принял решение о приостановлении государственной регистрации ввиду наличия сведений, размещенных на сайте ФССП России в информационном ресурсе «Банк исполнительных производств», о задолженности у Общества по налогам и сборам, включая пени в размере 61 267, 65 рублей (107115/19/50032-ИП от 16.08.2019). Заявителю предложено в срок до 07.10.2019 представить документ и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
03.10.2019 в регистрирующий орган от генерального директора Общества ФИО5 поступили пояснения, согласно которым задолженность по вышеуказанному исполнительному производству оплачена, в подтверждение чего представлены копии извещений об оплате задолженности, а также кассового чека.
24.10.2019 Инспекцией принято решение о государственной регистрации в отношении Общества в связи со сменой адреса государственной регистрации, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН № 2193850625703.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2018 по делу №А40-216122/2016 ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» признано банкротом, введено конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2019 г. по делу №А40-216122/2016 конкурсным управляющим утвержден ФИО1 член СРО ААУ «Евросиб» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 115114, <...>).
15.09.2020 г. конкурсным управляющим ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» ФИО1 была подана Жалоба на внесение налоговым органом записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 г. в Центральный аппарат, согласно которой заявитель просил:
1.признать недействительным решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 г. в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
2.исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
3.восстановить в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
Решением ФНС России № КЧ-9-4/15724 от 28.09.2020 г., налоговый орган оставил без рассмотрения жалобу конкурсного управляющего ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК».
В обоснование данного оставления жалобы без рассмотрения налоговый орган указал, что сведения в Едином государственном реестре юридических лиц являются общедоступными; определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2020 по делу А19-1390/2020 заявление ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» о признании несостоятельным (банкротом) АО «МОСОБЛФОРМАЦИЯ» принято в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве № А19-1390/2020), а, следовательно, конкурсный управляющий знал о наличии факта смены местоположения и ликвидации АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ».
Заявитель посчитав, что указанное решение МИФНС России № 17 по Иркутской области, а также оставление ФНС России без рассмотрения жалобы незаконными обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался следующим.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации в силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Порядок обжалования решения регистрирующего органа о государственной регистрации установлен главой VIII. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 25.2 Закона № 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ, путем подачи жалобы в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ.
Абзацем первым пункта 2 статьи 25.3 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что жалоба может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом № 129-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона № 129-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 25.5 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьёй 2 Закона № 129-ФЗ, оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Законом № 129-ФЗ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.5 Закона № 129-ФЗ оставление жалобы без рассмотрения по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 1 статьи 25.5 Закона № 129-ФЗ, препятствует повторному обращению лица с жалобой.
Как суд уже указывал выше, Конкурсный управляющий ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК», 15.09.2020 обратился в ФНС России с жалобой, согласно которой заявитель просил:
1.признать недействительным решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 г. в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
2.исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
3.восстановить в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>);
Таким образом, решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 принято налоговым органом 24.10.2019, жалоба заявителем на указанное решение направлена в налоговый орган 15.09.2020, что не оспаривается сторонами и следует из материалов дела, в то время как срок на её подачу, истек 24.01.2020.
Более того, конкурсный управляющий ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» узнал нарушении своих прав и законных интересов оспариваемым решением после ознакомления с материалами дела А40-74671/2020.
Из открытых источников (картотека арбитражных дел) конкурсному управляющему ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» стало известно о наличии спора между другим кредитором Должника АО «Торговая сеть «Аптечка» и ФНС России относительно правомерности внесения записи о смене адреса АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (дело А40-74671/2020).
Ознакомившись с указанным делом (судебный акт от 02.09.2020), конкурсный управляющий ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» выявил основания для самостоятельного обращения с жалобой и незамедлительно предпринял действия по восстановлению нарушенных прав.
Дата объявления резолютивной части: 02.09.2020 г.
Дата подачи Жалобы на внесение налоговым органом записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 г.: 15.09.2020 г.
Кроме того, необходимо учитывать ООО «ФАРМ - ЛОГИСТИК» не отнесен к числу лиц, имеющим возможность ознакомиться с внутренними документами другого юридического лица.
В рамках исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим в МИФНС России № 17 по Иркутской области был направлен запрос документов, представленных АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» в налоговый орган в целях внесения изменений в ЕГРЮЛ относительно места нахождения организации, в том числе: заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором указано новое место нахождения; расписка в получении документов от АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» с указанием перечня приложений к Заявлению по форме N Р13001; устав общества со всеми изменениями (надлежащим образом заверенная копия); решение единственного акционера АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» об изменении места нахождения общества; квитанция об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие право собственности на помещение по адресу:664002, <...>; согласие собственника помещения; договор аренды помещения; сведения о представителе заявителя, подавшем документы о смене адреса от имени АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», копия доверенности представителя; иные документы, которые были приложены к заявлению АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» о смене адреса юридического лица.
30.09.2020 - поступил ответ МИФНС России № 17 по Иркутской области, согласно которому, было отказано в предоставлении запрашиваемых документов.
Учитывая изложенное, заявителем срок не был пропущен.
При этом, негативные последствия внесения записи о смене адреса АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (прежний адрес Московская область, новый адрес Иркутская область) отразились на правах ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК», учитывая, что последний является кредитором АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ».
Фактически действия АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» по смене адреса были осуществлены с противоправной целью затруднения исполнения судебных актов о взыскании с АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» денежных средств в пользу ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК».
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа -иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В абз.2 п. 2 ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности сведений реестра, в силу которого третьи лица, вступающие в правоотношения с субъектом, вправе полагаться на сведения ЕГРЮЛ как на достоверные. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определены в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
Согласно подпунктам "а", "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данных Законом необходимых для государственной регистрации документов; при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона (об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь).
Правовые подходы практики рассмотрения споров между Регистрирующим органом и юридическим лицом, связанных с достоверностью адреса последнего, определены постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61).
В п. 2 Постановления N 61 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности таких сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Из содержания п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В п. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с внесенными изменениями об адресе АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» указанное лицо якобы находится по адресу 664002, <...>.
Соответственно, помещение по указанному адресу является жилым.
Согласно п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу п.2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Основным видом деятельности АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» в соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ является 47.73 Торговля розничная лекарственными средствами с специализированных магазинах (аптеках).
Таким образом, осуществление деятельности АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» по указанному адресу представляется 664002, <...> затруднительным.
Кроме того, обращаем внимание, что в настоящее время единственным акционером АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) было принято решение о ликвидации от 30.10.2019 г. (Сообщение о ликвидации юридического лица было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 №46(762) от 20.11.2019/560).
Внесение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица, записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», влечет в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращение прав и обязанностей юридического лица.
С учетом даты внесения изменений в адресе 24.10.2019 г., а также последующей даты принятия решения о ликвидации юридического лица (30.10.2019 г.), т.е. спустя неделю, очевидно, что АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» заведомо не намеревалось осуществлять деятельность по новому адресу, а его смена была следствием недобросовестного поведения, злоупотреблением своими правами.
Таким образом, к заявлению АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» о смене адреса применимы разъяснения, содержащиеся в Постановлении 61, предусматривающие отказ в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Регистрирующим органом при внесении изменений в адрес АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» не были проведены мероприятия по проверке нового адреса АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», что привело к включению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений и нарушению прав ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» и иных кредиторов.
Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной и государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, сведения в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную и актуальную информацию.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
Так, например, регистрирующим органом может быть проведен осмотр территории, помещения по заявленному адресу, проведен допрос свидетелей, проверены документы, подтверждающие право собственности по адресу 664002, <...>.
Проведение Инспекцией вышеназванных мероприятий соответствует полномочиям, предусмотренным Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (пункты 5.13, 6.6 предусматривают возможность осуществления проверки деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности; применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации).
В силу п.6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 названного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
При этом п.1, 4 приказа Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ NММВ-7-14/72@) определены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно п. 10 Приказа N ММВ-7-14/72@ мероприятие по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом "а" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
В п. 11 Приказа N ММВ-7-14/72@ указано, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.
Согласно п. 14 Приказа N ММВ-7-14/72@ осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Между тем, вышеперечисленные мероприятия, направленные на установление достоверности нового адреса юридического лица, не были проведены.
На формальное произведение смены адреса АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» с противоправной целью (создания искусственных условий для изменения территориальной подсудности) свидетельствуют также следующие обстоятельства:
Отсутствие экономической целесообразности смены адреса юридического лица в условиях нестабильного финансового состояния АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ».
В отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» имеются неоконченные исполнительные производства в связи с наличием задолженности перед кредиторами.
Переезд АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» не предполагало дальнейшее ведение хозяйственной деятельности на территории г. Иркутска и Иркутской области, что подтверждается также поведением АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» по принятию им мер по ликвидации юридического лица непосредственно после смены юридического адреса.
Из публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» (часть 1 №46(762) от 20.11.2019 / 56 следует, что в настоящее время единственным акционером АО «Мособлформация» (ОГРН <***>, ИНН <***>) было принято решение о ликвидации от 30.10.2019.
В то же время, как указывалось выше, внесение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица, записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», влечет в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращение прав и обязанностей юридического лица.
Таким образом, поведение руководства АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» по смене юридического адреса (даты внесения в ЕГРЮЛ изменений в адресе 24.10.2019), а также последующее незамедлительное принятие решения о ликвидации (30.10.2019) свидетельствует об отсутствии у АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» намерений осуществлять деятельность по новому адресу.
Имущество должника находится на территории г. Москвы и Московской области, банковские счета также открыты в пределах г. Москвы и Московской области.
Наличие счетов в г. Москве предполагает осуществление деятельности на территории г. Москвы и Московской области.
Деятельность АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» на протяжении всего периода существования осуществлялась преимущественно на территории г. Москвы и Московской области.
Основным видом деятельности должника является (код деятельности 47.73) Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
При этом следует отметить, что преимущественно структурные подразделения должника расположены в г. Москва и Московской области.
Кроме того, должник неоднократно был участником государственных закупок по поставке лекарственных препаратов на территории г. Москвы и Московской области.
В основном заказчиками выступали Государственные бюджетные учреждения Здравоохранения Московской области.
Напротив, деятельность на территории г. Иркутска и Иркутской области на настоящий момент АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» не осуществляется.
Кредиторы АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» также находятся в г. Москве и Московской области, где осуществлялась деятельность должника.
АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», осуществляя свою деятельность на территории г. Москвы и Московской области, имеет преимущественно контрагентов в данном регионе.
Возможные кредиторы АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» в связи с неисполнением обязательств находятся также в г. Москве и Московской области.
Данный довод подтверждается сведениями о наличии исполнительных производств на территории Московской области в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ».
Факт возбуждения исполнительных производств после смены адреса, свидетельствует о неисполнении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» ст. 28 Закона об исполнительном производстве обязанности по извещению приставов-исполнителей о предстоящей смене адреса, а также отсутствии такой информации у взыскателей.
Действия АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» свидетельствуют об уклонении данного лица об извещении своих кредиторов, в том числе, выступающих в качестве взыскателей по исполнительному производству, о своем переезде, намерении избежать взыскания задолженности.
Соответственно, АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ», формально зарегистрированное в г. Иркутске, фактически продолжает осуществлять свою деятельность на территории г. Москвы и Московской области, которая является центром экономических интересов лица, основным местом его деятельности.
Указанная совокупность обстоятельств, свидетельствует о формальном изменении адреса (с г. Москвы и Московской области на г. Иркутск) в отсутствие фактического осуществления деятельности в г. Иркутск и Иркутской области, преследовании противоправной цели затруднения инициирования и ведения процедуры банкротства, злоупотребление правом со стороны должника.
Верховный Суд РФ в определениях 25.02.2019 N 310-ЭС18-16329, от 21.03.2019 N 308-ЭС18-25635, от 25.02.2019 N 305-ЭС18-16327 указал, что необходимо также обратить внимание на место нахождения имущества Должника, место нахождения его кредиторов, юридических лиц, с которыми Должник может быть связан корпоративными правоотношениями, исследовать центр тяготения экономических интересов Должника, основное место его деятельности и фактического проживания.
В пункте 13 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, отмечается, что в случае создания Должником искусственных условий для изменения территориальной подсудности дела о банкротстве посредством формальной смены регистрационного учета, не сопровождаемой фактическим переездом, для целей затруднения кредиторам реализации принадлежащих им прав на получение с Должника причитающегося исполнения в процедуре несостоятельности дело о банкротстве при наличии соответствующего ходатайства подлежит передаче на рассмотрение в суд по месту постоянного или преимущественного проживания должника.
Негативные последствия внесения записи о смене адреса АО «МОСОБЛ ФАРМАЦИЯ» (прежний адрес Московская область, новый адрес Иркутская область) отразились на правах ООО «ФАРМ-ЛОГИСТИК» как кредитора по делу о банкротстве.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Решение ФНС России № КЧ-9-4/15724 от 28.09.2020 об оставлении жалобы без рассмотрения, а также Решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>) не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Все доводы заинтересованных лиц по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на МИФНС России № 17 по Иркутской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица и восстановить в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018 г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>).
Частью 2 ст. 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 71, 75, 104, 106, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным Решение ФНС России от 28.09.2020 № КЧ-9-4/15724 об оставлении жалобы без рассмотрения.
Признать недействительным Решение МИФНС России № 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц № 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>).
Обязать МИФНС № 17 по Иркутской области в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером № 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица и восстановить в ЕГРЮЛ запись №2185074184546 от 13.05.2018 г. в отношении АО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» (ИНН <***>; ОГРН <***>).
Взыскать с МИФНС № 17 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фарм-логистик" расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Взыскать с ФНС России в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фарм-логистик" расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Фарм-логистик" из дохода федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп., уплаченную на основании чека-ордера от 02.11.2020.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ: Е.А. Ваганова