Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-215375/21-121-1205
08 февраля 2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2022 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего - судьи Е.А. Аксёновой
при ведении протокола с/з секретарем с/з – И.М. Березовским
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Лизинг Финанс" (129164, <...>, этаж/пом 2/210, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.06.2019, ИНН: <***>)
к Банку России (107016, Москва город, Неглинная улица, 12, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.01.2003, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения об отказе от 07.09.2021г. № 39-3-3-ОГ/17975
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (по дов. от 17.09.2021 б/н, удостоверение адвоката),
от ответчика: ФИО2 (по дов от 03.09.2020 № ДВР20-011/263, удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лизинг Финанс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Банку России о признании незаконным решения об отказе по исключению сведений об ООО «Лизинг Финанс» из списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке от 07.09.2021г. № 39-3-3-ОГ/17975.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и в отзыве на него, заслушав выступления присутствующих в заседании представителей, оценив на основании ст. 71 АПК РФ материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд признал заявления не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что 01.07.2021 Центральный банк в целях снижения рисков вовлечения граждан и организаций в незаконную деятельность в сети Интернет по адресу https://www.cbr.ru/inside/waming-list/ разместил список компаний с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг (в том числе нелегального форекс-дилера).
В этот Список (https://www.cbr.ru/inside/warning-list/detail/?id=7563) был включен и Заявитель со следующей информацией:
«ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИЗИНГ ФИНАНС" (Авто под залог)
Наименование, знак обслуживания, коммерческое обозначение и иные средства индивидуализации лица
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИЗИНГ ФИНАНС" (Авто под залог)
Признаки, установленные Банком России
Признаки нелегального кредитора
ИНН
<***>
Адрес предоставления лицом услуг*
129515, <...>, Э 8, П V, комн. 17, оф. 49 (Бизнес центр «Мосавто»/ Бизнес центр «Гринцветмет»)
Сайт в сети «Интернет»
avto-pod-zalog.ru
* Адрес регистрации юридического лица/адрес местонахождения юридического лица (при отсутствии адреса регистрации)/адрес предоставления услуг»
Ответом Центрального Банка РФ от 07.09.2021 № 39-3-3-OI717975 отказано в удовлетворении жалобы ООО «Лизинг Финанс» от 09.08.2021 на включение сведений об ООО «Лизинг Финанс» в Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, размещенный в сети Интернет по адресу https://www.cbr.ru/inside/warning-list/.
Данный отказ заявитель, руководствуясь Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации считает нарушающим права ООО «Лизинг Финанс» и незаконным в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующими фактическими обстоятельствами.
Согласно статье 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В целях реализации указанной задачи Банком России проводится системная работа по выявлению на территории Российской Федерации деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке.
В рамках указанной компетенции для предупреждения граждан и организаций о выявленных признаках нелегальной деятельности на финансовом рынке на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) публикуется «Список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» (далее - Список). В Списке содержится информация о компаниях с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг.
В случае выявления Банком России в деятельности какой-либо организации (лица) признаков нелегальной деятельности на финансовом рынке информация об этом направляется в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Окончательная правовая оценка деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке, дается уполномоченными государственными органами в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Таким образом, указанные действия Банка России и сам по себе Список носят предупреждающий характер в целях информирования потенциальных клиентов о рисках получения нелегальных услуг в сфере финансовых рынков в том числе у лиц, не обладающих специальным статусом. В связи с указанным наличие в Списке сведений о Заявителе не влечет для него каких-либо правовых последствий, в связи с чем не может нарушать его права и законные интересы.
В рамках работы по выявлению на территории Российской Федерации деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке, Банком России проведен анализ деятельности ООО «Лизинг-Финанс», в ходе которого в деятельности Заявителя установлены признаки нелегального кредитора.
Так, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://avto-pod-zalog.ru (далее - Сайт) по состоянию на 28.02.2020 и на 19.09.2020 содержалась следующая информация: основным логотипом на сайте указан «АВТО ПОД ЗАЛОГ»; во всех разделах сайта содержится указание на «Автоломбард»; в разделе Сайта «О компании» указано наименование Заявителя, его юридический адрес и иные идентификационные данные (ИНН, ОГРН, КПП, ОКПО, ОКТМО).
Физическим лицам предлагались займы под залог автомобилей и ПТС на следующих условиях: процентная ставка от 36% годовых, срок кредита от 30 дней, возможность досрочного погашения, сумма предоставления до 70% от стоимости автомобиля, справки и поручители не требуются. Для оформления займа предлагается заполнить электронную форму «Оставить заявку», указав имя потенциального клиента, номер телефона и адрес почты для обратной связи.
Лизинговая деятельность в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 29.10.2018 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон № 164-ФЗ).
Возвратный (обратный) лизинг является одним из видов финансовой аренды, при которой собственник продает имущество (в рассматриваемом случае - автомобиль), впоследствии получая этот же актив во временное пользование. При этом в соответствии с договором «лизингополучатель» должен регулярно вносить лизинговые платежи.
Согласно вводной части Закона № 164-ФЗ его целями являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
Таким образом, приоритетным является поддержка инвестиционного процесса, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, что вытекает из сущности лизинга, определенной в статье 2 Закона № 164-ФЗ.
Возможность применения «возвратного лизинга», по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца, предусмотрена статьей 4 Закона № 164-ФЗ, в соответствии с которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Несмотря на схожесть возвратного лизинга и потребительского кредита (займа), между ними существует значимое различие: договор потребительского кредита (займа) заключается в целях, не связанных с ведением предпринимательской деятельности, в то время как основной целью финансовой аренды (лизинга), в том числе, возвратного, являются инвестиции в средства производства.
Схожесть между лизингом с выкупом предмета лизинга и кредитом проявляется в экономическом смысле совершаемых действий. Обычный (финансовый) лизинг с выкупом имущества имеет сходство с целевым кредитом, предоставляемым для приобретения имущества. Возвратный лизинг имеет аналогичные экономические свойства с кредитом под залог имущества заемщика. Однако в правовом отношении кредит и лизинг представляют собой два различных института, каждый из которых прямо предусмотрен гражданским законом.
Основной отличительной чертой лизинга является то, что предмет лизинга во всех случаях находится в собственности лизингодателя.
Отношения по пользованию предметом лизинга между лизингодателем и лизингополучателем имеют арендную природу, исходя из которой распределяются риски случайной гибели или повреждения предмета лизинга, бремя его содержания, обязанности по ремонту.
Выкуп предмета лизинга не является обязанностью лизингополучателя. В залоговых отношениях, напротив, предмет залога является собственностью залогодателя, который несёт все связанные с этим риски и обязанности по содержанию.
Таким образом, при схожей направленности лизинга и кредита, как финансовых инструментов, правовые институты договора лизинга и кредитного договора существенно различаются.
Согласно статье 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Как следует из пункта 1 статьи 358 ГК РФ, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов должно осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями (ломбардами).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) установлено, что ломбардом является юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. В частности, такая деятельность регламентируется Федеральным законом от 08.12.1995 №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».
Юридическое лицо, не обладающее статусом кредитной или некредитной финансовой организации, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.
Соответственно, заем под залог движимого имущества (автомобилей) физическим лицам является потребительским.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ под профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов понимается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законодательством).
Исходя из пункта 2 статьи 170 ГК РФ, сделки, заключаемые посредством договора купли-продажи и договора финансовой аренды (лизинга) в отсутствие экономической сути стоимости предмета (заниженная стоимость автомобиля), передаваемого в лизинг, носят характер притворных сделок, то есть сделок, которые совершены с целью прикрыть другие сделки, в том числе сделки на иных условиях (договоры займа под залог движимого имущества).
Дополнительно следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из изложенного, заключаемые Заявителем с физическими лицами договоры купли-продажи и финансовой аренды (лизинга) могут отвечать признакам притворных сделок, что в свою очередь свидетельствует о нарушении статьи 4 Федерального закона № 353-ФЗ и наличии в действиях Заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) .
Установленная информация была направлена Банком России в адрес Прокуратуры г. Москвы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.56 КоАП РФ и последующего пресечения деятельности на финансовом рынке в отсутствие соответствующего статуса.
Прокуратура г. Москвы представила информацию о направлении Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в суд искового заявления в порядке части 1 статьи 39 и статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании информации, размещенной на сайте https://avto-pod-zalog.ru, запрещенной к распространению, и вызове руководителя ООО «Лизинг-Финанс» в прокуратуру для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.56 КоАП РФ.
При рассмотрении обращений Заявителя в Банк России (вх. № 338500 от 09.08.2021 и вх. № 288658 от 08.07.2021) был проведен дополнительный анализ его деятельности, по результатам которого установлено следующее.
По состоянию на 28.07.2021 при попытке входа на Сайт происходит переадресация на сайт https://avtolombardini.ru.
В результате анализа официального сайта Заявителя (согласно представленной в обращении Заявителя информации) http://lizingfinance.ru, проведенного 31.08.2021, было установлено следующее.
Согласно данным сервиса WHOIS сайт зарегистрирован 13.08.2020 и принадлежит компании «ООО LIZING FINANS».
Информация о предоставлении Заявителем услуг по выдаче займов или кредитовании граждан на сайте не выявлена.
Вместе с тем в разделе сайта «Наши партнеры» указаны Банк России, АО «Тинькофф Банк», Объединенное кредитное бюро и Национальное бюро кредитных историй.
При наведении на вкладку «Банк России» отражена следующая информация: «Наша компания строит свою работу в полном соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. Контроль за деятельностью нашей компании осуществляет Центральный банк Российской Федерации».
При этом Заявитель не имеет (и ранее не имел) статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит (и ранее не состоял) в государственных реестрах некредитных финансовых организаций Банка России), не является (и ранее не являлся) субъектом, поднадзорным Банку России, и не относится (и ранее не относился) к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
Закон № 164-ФЗ, а также нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России, не содержат положений в части осуществления Банком России контрольных или надзорных функций в отношении субъектов, осуществляющих лизинговую деятельность.
Указанная недостоверная информация, размещенная на сайте http://lizingfinance.ru, может вводить в заблуждение граждан, повышая их доверие к Заявителю, ввиду формирования иллюзии гарантии защиты их прав Банком России.
С учетом вышеизложенного, Заявитель включен в Список в связи с установлением признаков осуществления деятельности нелегального кредитора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Банка России по включению в Список сведений о Заявителе являются правомерными.
На основании положений ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт Банка России соответствует требованиям Закона, вынесен уполномоченным на то государственным органом и не нарушает прав и законных интересов Заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого отказа Банка России недействительным в силу ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и руководствуясь ст. ст. 4, 27-28, 67, 68, 75, 110, 123, 156, 167- 170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований заявления ООО "Лизинг Финанс" о признании незаконным отказа Центрального Банка РФ по исключению сведений об ООО «Лизинг Финанс» из списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, оформленный ответом Центрального Банка РФ от 07.09.2021 № 39-3-3-ОГ/17975, а также возложении на Центральный Банк РФ обязанности исключить сведения об ООО «Лизинг Финанс» из списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, размещенного в сети Интернет по адресу https://www.cbr.ru/inside/waming-list/.
Проверено на соответствие гражданскому законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья: Е.А. Аксенова