ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-215723/15 от 28.03.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                     Дело № А40-215723/15-68-1706

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 июня  2016  года

Арбитражный суд города Москвы в составе

Судья   Абрамова Е.А.

при ведении протокола  помощником ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Феникс» (117405, <...>, пом.XII, ком.63, ОГРН <***>)

к ответчику Государственное казенное учреждение города Москвы – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (111033, г.Москва, Золоторожский вал, д.4, стр.2; ОГРН <***>)

о взыскании 4 610 136, 10 руб.,

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности № б/н от 04.05.2015 г., паспорт; ФИО3 по доверенности № б/н от 15.12.2015г.

от ответчика: ФИО4 по доверенности № 01-24-9080/5 от 17.12.2015 г., паспорт,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Управляющая компания «Феникс» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Государственного казенного учреждения города Москвы – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы задолженности в размере 4.610.136 руб. 10 коп., неустойки в размере 101.077 руб. 25 коп.

Истец требования поддержал согласно исковому заявлению.

Ответчик требования не признал согласно доводам отзыва.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части взыскания задолженности и подлежащим оставлению без рассмотрения в части требования о взыскании неустойки по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает приобретение и осуществление юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе, гарантирует свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Управляющая компания «Феникс» (подрядчик) в рамках Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и при участии в электронных аукционах торговой площадки etp.roseltorg.ru, заключило государственный контракт №418 от 12 ноября 2014 года с ГКУ города Москвы ЦОДД (заказчик).

В соответствии с п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить полный комплекс работ по строительству светофорного объекта по адресу: <...> (Объект) в соответствии проектной и рабочей документацией, Техническим заданием (Приложение № 6) и нормами действующего законодательства, и передать результат работ Заказчику (работы) в сроки, указанные в статье 3 Контракта.

В соответствии с п. 1.2 контракта строительство Объекта осуществляется в соответствии с утвержденным заместителем руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Планом строительства и реконструкции объектов светофорного хозяйства в городе Москве на 2014 год по ГКУ ЦОДД от 29.01.2014 года.

В соответствии с п. 1.3 контракта Заказчик обязуется принять выполненный объем работ и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.

В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 4.369.413 руб. 15 коп. в соответствии со сметным расчетом (Приложение № 1 к Контракту) и является твердой на весь срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта. Цена Контракта определена на весь срок исполнения Контракта. Цена Контракта не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 2.3 контракта цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, стоимость оборудования и материалов, всех затрат, издержек и иных расходов подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту.

В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

В ходе проведения работ, ООО "Управляющая компания "Феникс" были оформлены следующие ордера ОАТИ на выполнение работ по этому объекту: № 14060373 от 21.11.2014 г., № 14060373/1 от 14.01.2015 г., № 14060373/2 от 11.06.2015 г., № 14060373/3 от 01.09.2015 г.

Истцом ответчику было направлено письмо о продлении сроков выполнения работ №49 от 11.12.2014 г., на которое получен ответ о согласовании продления сроков №01-02-12959/4 от 25.12.2014 г., в связи с чем, объект был закончен в полном объеме и в согласованные сроки на общую сумму 4.610.136 руб. 10 коп.

Из представленных документов следует, что истец неоднократно вызывал ответчика на приемку-сдачу объекта, в том числе факсограммами по желанию ответчика на электронные адреса: №б/н от 15.04.2015 г., №б/н от 17.04.2015 г., №314 от 03.09.2015 г., №324 от 17.09.2015 г., №328 от 28.09.2015 г.

В соответствии с п. 4.2.1. контракта по письменному сообщению Подрядчика о готовности к сдаче выполненных работ принять участие совместно с Подрядчиком в приемке выполненных работ в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

 В соответствии с п. 8.1. контракта после выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику акты приемки выполненных работ, оформленные по унифицированной форме КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (далее - постановление Госкомстата) (далее - акт по форме КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат, оформленную по унифицированной форме КС-3, утвержденной постановлением Госкомстата (далее - справка по форме КС-3), а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ (исполнительную документацию). Подрядчик предоставляет Заказчику все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ, предусмотренные техническим заданием к Контракту.

После выполнения работ по реконструкции светофорного объекта, предусмотренных техническим заданием, Подрядчик организует приемку светофорного объекта рабочей комиссией по приемке объектов ТСОДЦ. По результатам приемки Подрядчиком составляется Акт рабочей комиссии по приемке объектов ТСОДЦ, в соответствии Распоряжением Правительства Москвы от 19 февраля 2007 г. N 272-РП "Об утверждении Регламента взаимодействия городских организаций и служб по вопросам проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городе Москве".

После установки пешеходных ограждений Подрядчик организует приемку установленных ограждений комиссии в составе Заказчика, Подрядчика и Балансодержателя. По результатам приемки Подрядчиком составляется Акт приемки установленных пешеходных ограждений на светофорном объекте, неотъемлемыми частями которого являются справка о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) и акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2).

Не позднее, чем за три рабочих дня до даты приемки светофорного объекта или пешеходного ограждения соответствующей комиссией, Подрядчик письменно путем направления факсограммы всем членам комиссий (с указанием даты, времени работы комиссии, ФИО, должность, контактной информацией ответственного представителя Подрядчика) и обеспечивает их участие в работе комиссий. Ответственность за организацию сдачи-приемки светофорного объекта и пешеходного ограждения комиссиям возлагается на Подрядчика.

В случае выявления рабочей комиссией недостатков в выполненных работах, включая некачественное выполнение работ, соответствующие замечания указываются в Акте рабочей комиссии. В нем же Заказчиком устанавливается разумный срок для устранения выявленных недостатков. После подписания Акта рабочей комиссии Подрядчик обязан своими силами и без увеличения цены Государственного контракта, устранить недостатки.

В случае отказа Подрядчика от устранения недостатков, выявленных рабочей комиссией, Заказчик вправе привлечь для устранения недостатков выполненных работ или исправления некачественно выполненных работ, третьих лиц. В данном случае, расходы, которые понес Заказчик по устранению недостатков (оплата работ третьему лицу, расходы на проведение торгов и прочее) возмещает Подрядчик, документы на приемку Подрядчик представляет Заказчику счет-фактуру.

Согласно ч. 1 ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Возражая против удовлетворения исковых требований ответчик ссылался на то, что при приемке результата работ ответчиком были обнаружены недостатки (дефекты) в работах (в т.ч. не надлежаще оформлены (не оформлены) документы, предусмотренные Приложением № 2 Контракта), в связи с чем письмом от 20.11.2015 (№ 01-02-10332/5) ответчик направил в адрес истца ответ на претензию со следующими замечаниями: по состоянию на 11.11.2015 подрядчиком не предоставлены следующие документы: геодезический чертеж со штампом ГУП «Мосгоргеотрест» (п. 2 Приложения 2 к Контракту); исполнительный чертеж прокладки электрокабелей и расстановки ТСОДД (п. 3 Приложения 2 к Контракту), так же, представленный истцом акт КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» не соответствует ранее представленному и согласованному ГКУ ЦОДД акту КС-2, в связи с чем, ответчик указывает, что невозможно произвести оплату по контракту до устранения истцом вышеуказанных замечаний.

Суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с актом сдачи-приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта ТСОДД от 01.10.2015, подписанного в составе комиссии: Начальник отдела строительства ГКУ ЦОДЦ, Начальник отдела PCX, Зам. начальника управления эксплуатации ТСОДД ГКУ ЦОДЦ, Начальник отдела совершенствования работы ТСРДД, Заместитель начальника управления дор. трансп. Инфраструктуры ДТ и РДТИ, Генеральный директор ООО «АСК «ГРАДЪ», Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Феникс», спорный объект по адресу Балаклавский проспект, д. 48 принят в эксплуатацию.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Акты выполненных работ от 12 ноября 2014 года № 1 и № 2 направлены в адрес ответчика. Получение их не оспаривается.  

Мотивированных замечаний по объему и качеству выполненных работ в установленные договором сроки  и порядке не представлено.

При этом письмом от 11 декабря 2014 года № 49 истец уведомлял ответчика о том, что выявлена необходимость в проведении следующих видов работ: устройства газона, установка ограждений, устройство тактильных плит, нанесение дорожной разметки, устройство тротуара. Эти работы относятся к разделу сезонных и могут быть выполнено только в весенне-летний период, в связи с чем, необходимо приостановить работ с 11 декабря 2014 года и предложил, в том числе оплатить фактически выполненные работы, оплатить фактически выполненные  сезонные работы, авансировать оплату сезонных работ.

 В ответ на это обращение ответчик письмо от 15 декабря 2014 года № 01-02-12959/4 ответил тем, что на приостановление согласен, другие предложения рассмотрены быть не могут.

 Вместе с тем, поскольку указанный в контракте вид работ был необходим для нужд города и выполнялся в рамках федеральной программы, ответчик обязан был выполнять соответствующие нормы и правила выполнения работ по реконструкции объектов светофорного хозяйства, в том числе производил установку ограждений, проводил антикоррозийную защиту стальных конструкций, что зафиксировано в акте № 2 от 12 ноября 2014 года.

Объект введен в эксплуатацию. Получив акты выполненных работ, ответчик письмом от 20.11.2015 (№ 01-02-10332/5) выразил лишь замечания по не предоставлению исполнительных документов.

На ненадлежащее оформление документов ответчик ссылается и в отзыве.

При этом в акте сдачи-приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта исполнительная документация указана в качестве приложения.

  В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Таким образом, ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность составления одностороннего акта. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (абзац 2 пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 6 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

В соответствии с п. 8.2 контракта сдача подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ осуществляются в следующем порядке: подрядчик до даты завершения работ обязан: вручить заказчику уведомление о дате завершения работ и дате приемки результата работ; подготовить результаты работ к сдаче заказчику с комплектом необходимой исполнительной документации, а также документов, подготовка которых входит в обязанности подрядчика. Сдача подрядчиком и приемка заказчиком и представителями эксплуатирующих организаций результата работ оформляются подписанием акта сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД. Акт сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД подписывается членами комиссии и утверждается заказчиком. Сбор подписей членов комиссии производит подрядчик. Подрядчик подготавливает проекты Акта сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД и Акта приемки установленных пешеходных ограждений на светофорном объекте пешеходных ограждений (в количестве 5 экз.).

В соответствии с п. 8.3 контракта справка по форме кс-3, акт о приемки выполненных работ по форме кс-2 предоставляются на рассмотрение до приемки заказчиком результата работ и подписания акта сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД.

В соответствии с п. 8.4 контракта акт о выполнении контракта с расчетом всех штрафных санкций, которые могли возникнуть при исполнении работ в соответствии с контрактом, подписывается сторонами в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания акта сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД. Неотъемлемыми частями акта о выполнении контракта является акта сдачи-приемки законченного строительством объекта ТСОДД.

В соответствии с п. 8.5 контракта заказчик осуществляет оплату за выполненные работы по контракту в пределах цены контракта на основании подписанного акта о выполнении контракта, в течение 15 банковских дней после выставления счета. Одновременно со счетом подрядчик представляет заказчику счет-фактуру.

В соответствии с п. 8.9 контракта для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

Ответчик не представил мотивированного отказа от приема выполненных работ, не подписал акты выполненных работ, не оплатил выполненные работы, доказательств проведения экспертизы не представлено.

Доводы ответа ответчика на претензию истца содержат замечания только по непредставлению документации.

Суд считает означенные доводы ответчика не соответствующими статьям 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми результат выполненных работ должен быть оплачен.

В соответствии со статьей 726 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.

Поскольку ответчик, отказывается оплачивать переданные результаты подрядных работ ввиду непредставления исполнительной документации, он обязан доказать, что отсутствие документации, на передаче которой он настаивает, исключает возможность использования принятого им объекта подряда по прямому назначению, однако, по мнению суда, такие доказательства ответчиком не представлены.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения по договорам подряда, не связывают факт оплаты выполненных работ с необходимостью представления исполнительной документации. Требование о передаче исполнительной документации на основании ст. 726 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предметом самостоятельного требования. Возникновение обязанность заказчика по оплате работ в соответствии со ст.ст. 711, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации связано с фактом их сдачи подрядчиком.

Кроме того, истцом исполнительная документация была представлена ответчику, что указано в акте от 06.10.2015.

В этой связи суд, оценивая представленные доказательства в соответствии со ст.ст. 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенного между сторонами договора,  пришел к выводу о том, что поскольку заказчик не доказал наличие недостатков  выполненных истцом работ, поэтому у него  возникла обязанность по их оплате.

Ответчиком заложенность за выполненные истцом работы в полном объеме не  погашена. Размер задолженности ответчика по оплате выполненных истцом работ на момент рассмотрения спора составляет 4 610 136 руб. 10 коп.

Суд считает факт наличия задолженности документально подтвержденным, поэтому требования истца в части ее взыскания являются правомерными и обоснованными.

Согласно п. 1 ст. 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

 Согласно п. 11.5 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в размере 2 процента цены контракта.

В связи с чем, на основании п. 11.5 контракта истцом начислен размер неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате работ в общей сумме 101077,25 руб. за период с 05.11.2015 по 11.11.2015.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии  с п. 13.3 до передачи спора на разрешение Арбитражного суда города Москвы Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть направлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты ее получения. Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований претензии. В претензии должны быть указаны: наименование, почтовый адрес и реквизиты организации (учреждения, предприятия), предъявившей претензию; наименование, почтовый адрес и реквизиты организации (учреждения, предприятия), которой направлена претензия. Если претензионные требования подлежат денежной оценке, в претензии указывается требуемая сумма и ее полный и обоснованный расчет.

Претензия истца исх. № б/н без даты, полученная ответчиком 26.10.2015, содержит требования только об оплате задолженности по контракту в размере 4 610 136 руб. 10 коп.

Таким образом, истцом не был соблюден претензионный порядок в части требований о взыскания неустойки. Доказательств направления претензии ответчику о неустойке истцом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах исковое заявление в части требования о взыскании пени подлежит оставлению без рассмотрения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку при принятии искового заявления к производству, истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, согласно п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина в размере 46 050 руб.  68 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

На основании статей 15, 307-309, 330, 702, 710, 711, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации руководствуясь ст. ст. 9, 65, 70, 71, 101, 106, 110, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ГКУ города Москвы ЦОДД в пользу ООО «Управляющая компания «Феникс» задолженность в сумме 4.610.136 (четыре миллиона шестьсот десять тысяч сто тридцать шесть) рублей 10 копеек.

Иск в части требования о взыскании пени оставить без рассмотрения.

Взыскать с ГКУ города Москвы ЦОДД в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 46.050 (сорок шесть тысяч пятьдесят) рублей 68 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятом арбитражном апелляционном суде.

            Судья                                                                                                       Е.А. Абрамова