ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-216134/18-94-2383 от 10.12.2018 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-216134/18-94-2383

Резолютивная часть объявлена 10 декабря 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Лапшиной В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Облезневым Н.И.

рассматривает в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный институт менеджмента «ЛИНК» (АНО ВО МИМ ЛИНК, ИНН 5040135927)

к ответчику Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

о признании незаконным приказа от 13.06.2018 № 788 «Об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности»

при участии:

от заявителя – Колесников А.Ю. дов. № 26 от 12.08.2018 г., Щенников С.А., приказ № 93/2 ВН от 25.08.2015 г.

от ответчиков – Тимошина Е.Н., дов. № 06-45 от 19.01.2018., Хромушина В.Г дов. от 25.12.2017 г.

У С Т А Н О В И Л

АНО ВО «МИМ ЛИНК» (далее – заявитель, Институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее – ответчик, Рособрнадзор) о признании незаконным приказа от 13.06.2018 № 788 «Об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности», обязании Рособрнадзор выдать свидетельство о государственной аккредитации заявителя по всем заявленным направления на основании заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 13.06.2018 Рособрнадзором был издан приказ № 788 «Об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности».

Посчитав оспариваемый приказ незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о Службе), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Согласно п. 5.10 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Частью 29 статьи 92 Закона об образовании установлено, что порядок принятия  решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, устанавливается Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 (далее - Положение о государственной аккредитации).

В соответствии с п. 25 Положения о государственной аккредитации государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза).

Согласно положениям п.п. 27, 30 Положения о государственной аккредитации в проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательных программ (далее - эксперты), привлеченные к проведению аккредитационной экспертизы на основании распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы.

В силу п. 41 Положения о государственной аккредитации по окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ (далее - отчеты об аккредитационной экспертизе), а в случае выявления несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.

Пунктом 42 Положения о государственной аккредитации установлено, что по окончании проведения аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее - заключение экспертной группы).

Согласно ч. 23 ст. 92 Закона об образовании, пункту 69 Положения о государственной аккредитации аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам при наличии одного из следующих оснований: - выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность; - наличие отрицательного заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

Как видно из материалов дела, Институт предоставил в Рособрнадзор заявление от 29.03.2018 и прилагаемые к нему документы в связи с государственной аккредитацией образовательной деятельности.

На основании распоряжения Рособрнадзора от 23.04.2018 № 642-06 «О проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых Автономной некоммерческой организацией высшего образования «Международный институт менеджмента ЛИНК» был утвержден состав экспертной группы для проведения аккредитационной экспертизы с 14.05.2018 по 08.06.2018 по заявленным Институтом образовательным программам.

Эксперты, участвовавшие в проведении процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам, реализуемым Институтом, имеют квалификацию, которая соответствует квалификационным требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 (далее - Положение о государственной аккредитации) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 № 556.

Порядок работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1386 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 36 Положения о государственной аккредитации, пунктом 5 Порядка при проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа использовала документы и материалы, размещенные Институтом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также документы и материалы, полученные по ее запросу от Института в соответствии с перечнем, установленным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1385. Каждый вывод члена экспертной группы о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в Институте по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтвержден копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными Институтом.

При этом п. 17 Порядка установлено, что вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательной программе требованиям ФГОС делается при наличии хотя бы одного несоответствия требованиям ФГОС. При предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации законодательством Российской Федерации не предусмотрено устранение выявленных в ходе аккредитационной экспертизы несоответствий требованиям ФГОС.

Согласно п. 42 Положения о государственной аккредитации руководитель экспертной группы по окончании проведения аккредитационной экспертизы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы и в течение 3 рабочих дней со дня окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в аккредитационной орган.

Заключение экспертной группы от 08.06.2018 составлено по форме, установленной приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.01.2017 № 24, и содержит характеристику содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным Институтом образовательным программам с указанием выявленных несоответствий требованиям ФГОС, а также соответствующие выводы.

По результатам аккредитационной экспертизы образовательных программ, заявленных Институтом для государственной аккредитации образовательной деятельности, установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по указанным образовательным программам требованиям ФГОС. По результатам аккредитационной экспертизы установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС, о чем свидетельствуют отчеты и заключение экспертов

Так, по результатам аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата 38.00.00 Экономика и управление 38.03.01 Менеджмент, при определении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС по направлению подготовки 38.03.01 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.12.2016 № 7 установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС, а именно:

В несоответствие пункту 6.3. ФГОС: обязательные для освоения обучающимся дисциплины «Математика», «Культурология», «Инвестиционный анализ», «Бизнес-планирование в проектной деятельности», относящиеся к базовой части программы бакалавриата, зависят от направленности (профиля) программы, которую он осваивает.

Согласно пункта 6.3 Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает.

В соответствии с пунктом 6.1 ФГОС структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее -направленность (профиль) программы).

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (пункт 25 статьи 2 Закона об образовании).

При этом пунктом 4.3 ФГОС устанавливаются виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, а именно: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

В соответствии с п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301, образовательная организация обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

планируемыми результатами освоения образовательной программы -компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Между тем, по дисциплинам «Математика», «Культурология», «Инвестиционный анализ», «Бизнес-планирование в проектной деятельности», относящимся к базовой части образовательной программы, запланированные результаты обучения, обеспечивают достижение только профессиональных компетенций, отнесенных к видам профессиональной деятельности и определяющих направленность (профиль) образовательной программы.

- в несоответствие пункту 6.8. ФГОС: в учебном плане в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» не входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Согласно п. 6.8. ФГОС в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

- в несоответствие пункту 7.1.5 ФГОС: Капцова Т.М. читает лекции по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (18 ак.ч), занимая должность преподавателя, что противоречит квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н (преподаватель организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций).

Согласно п. 7.1.5 ФГОС Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н и профессиональным стандартам (при наличии).

Согласно должностным обязанностям по должности «Преподаватель», установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н, работник, занимающий должность «Преподаватель» организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций и др.

- в несоответствие пункту 7.1.5 ФГОС: квалификация руководящих и научно-педагогических работников, организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н (заведующий кафедрой лингвистики Карцева Э.Р. имеет ученую степень, не имеет ученого звания).

Таким образом, заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы в отношении уровня высшего образования - бакалавриат по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление является отрицательным.

По результатам аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры 38.00.00 Экономика и управление 38.04.01 Менеджмент, при определении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС по направлению подготовки 38.04.01 Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2015 № 322 установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС, а именно:

- в несоответствие 6.3 ФГОС: обязательная для освоения обучающимся дисциплина «Корпоративные финансы», относящаяся к базовой части программы бакалавриата, зависит от направленности (профиля) программы.

В соответствии с п. 6.1 ФГОС структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее -направленность (профиль) программы).

Согласно п. 6.3 Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы магистратуры, которую он осваивает.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (пункт 25 статьи 2 Закона об образовании).

При этом п. 4.3 ФГОС устанавливаются виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры, а именно: организационно-управленческая; аналитическая; научно-исследовательская; педагогическая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Согласно п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301, образовательная организация обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

планируемыми результатами освоения образовательной программы -компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Между тем, по дисциплине «Корпоративные финансы», относящейся к базовой части образовательной программы, запланированные результаты обучения, обеспечивают достижение только профессиональных компетенций, отнесенных к видам профессиональной деятельности и определяющих направленность (профиль) образовательной программы.

- в несоответствие пункту 6.6. ФГОС: в учебном плане в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» не входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Согласно п. 6.6. ФГОС в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

В соответствии с нормами Закона об образовании и с учетом ФГОС ВО по программе бакалавриата, в учебном плане в Блок 3 Государственная итоговая аттестация должен быть определен перечень, трудоемкость, последовательность и распределение видов учебной деятельности, связанных с прохождением обучающимся государственной итоговой аттестации, а именно - подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы.

- в несоответствие пункту 7.2.5. ФГОС: руководитель научным содержанием программы магистратуры Клочкова Т.В. не осуществляла апробацию результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях в 2017 году.

Согласно пункта 7.2.5 ФГОС общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

На основании справки о руководителе научным содержанием по основной образовательной программе высшего образования - программе магистратуры 38.04.02 Менеджмент от 14.05.2018, подписанной ректором Института и представленной Институтом, экспертной группой сделан вывод об отсутствии апробации результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях в 2017 году, то есть нарушено требование ежегодности.

- в несоответствие пункту 7.1.5 ФГОС: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н (заведующий кафедрой лингвистики Карцева Э.Р. имеет ученую степень, не имеет ученого звания).

Согласно п. 7.1.5 ФГОС квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н (далее - ЕКС), и профессиональным стандартам (при наличии). Указанная норма относится к блоку общесистемных требований к реализации программы бакалавриата, то есть распространяется на деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целом для всех должностей категории, относящихся к руководящим и научно-педагогическим работникам организации, не зависимо от их участия в образовательной программе.

Таким образом, заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы в отношении уровня высшего образования -магистратура по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление является отрицательным.

Так, по результатам аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата 45.00.00 Языкознание и литературоведение 45.03.02 Лингвистика, при определении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 № 940 установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС, а именно:

- в несоответствие пункту 6.3. ФГОС: обязательная для освоения обучающимся дисциплина «Методика обучения иностранным языкам», относящиеся к базовой части программы бакалавриата, зависят от направленности (профиля) программы, которую он осваивает.

Согласно пункта 6.3 Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает.

В соответствии с пунктом 6.1 ФГОС структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее -направленность (профиль) программы).

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения деятельности, на которые ориентирована образовательная программа, не определяют направленность (профиль) программы;

Согласно пункту 6.6. дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

При этом образовательная программа имеет направленность (профиль), которая конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом. Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Между тем, планируемые результаты обучения по дисциплинам, относящимся к вариативной части (дисциплины вариативной части программы бакалавриата: «Практическая фонетика первого иностранного языка», «Древние языки и культуры», «История литературы первого иностранного языка», «Теоретическая грамматика первого иностранного языка», «Стилистика первого иностранного языка», «История английского языка», «Практическая грамматика», «Коммуникативная грамматика», «Стилистика русского языка», «Риторика», «Основы СРС и НИР», «Методы лингвистических исследований», «Социолингвистика», «Социология», «Бизнес курс первого иностранного языка», «Английский язык в деловой коммуникации», «Лингвострановедение Великобритании», «Сравнительное лингвострановедение», «Основы семантики», «Лингвистика текста», «Основные направления современного языкознания», «Общее языкознание», «Сравнительная культурология», «Культурология» программы бакалавриата не содержат профессиональных компетенций, относящихся к тем видам деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата.

- в несоответствие пункту 6.8. ФГОС: в учебном плане в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» не входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Согласно пункта 6.8. ФГОС в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

В соответствии с нормами Закона об образовании и с учетом ФГОС ВО по программе бакалавриата, в учебном плане в Блок 3 Государственная итоговая аттестация должен быть определен перечень, трудоемкость, последовательность и распределение видов учебной деятельности, связанных с прохождением обучающимся государственной итоговой аттестации, а именно - подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы.

В несоответствие пункту 7.1.5 ФГОС: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (заведующий кафедрой лингвистики Карцева Э.Р. не имеет ученого звания).

Таким образом, заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы в отношении уровня высшего образования -бакалавриат по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки  45.00.00  Языкознание  и  литературоведение  является отрицательным.

Так, по результатам аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры 45.00.00 Языкознание и литературоведение 45.04.02 Лингвистика, при определении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (уровень магистратуры), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2016 № 783 установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС, а именно:

- в несоответствие пункту 4.4 ФГОС: в общей характеристике основной профессиональной образовательной программы высшего образования не указаны профессиональные задачи консультативно-коммуникативного вида деятельности.

Согласно пункту 4.4 ФГОС выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать профессиональные задачи.

Основной профессиональной образовательной программой высшего образования Института предусмотрено, что выпускник, освоивший программу магистратуры готовится к следующим видам профессиональной деятельности: лингводидактическая деятельность; переводческая деятельность; консультативно-коммуникативная деятельность.

Разделом 2.5. указанной программы магистратуры установлены профессиональные задачи по лингводидактической деятельности и переводческой деятельности, однако отсутствуют задачи по консультативно-коммуникативной деятельности:

проведение деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

разработка и применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации;

проведение информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области межкультурной коммуникации;

составление глоссариев, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях межкультурной коммуникации.

- в несоответствие пунктам 5.4, 6.4. ФГОС: дисциплины вариативной части программы магистратуры: «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка» не формируют профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа, не определяют направленность (профиль) программы;

Согласно пункту 6.4. дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, и практики определяют направленность (профиль) программы магистратуры. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы магистратуры, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

При этом образовательная программа имеет направленность (профиль), которая конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом. Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризуют этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. При этом планируемые результаты обучения по дисциплинам, относящимся к вариативной части (дисциплины вариативной части программы магистратуры: Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка» программы магистратуры не содержат профессиональных компетенций, относящихся к тем видам деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры.

- в несоответствие пункту 6.6 ФГОС: в учебном плане в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» не входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Согласно п. 6.6. ФГОС в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

В соответствии с нормами Закона об образовании и с учетом ФГОС ВО по программе бакалавриата, в учебном плане в Блок 3 Государственная итоговая аттестация должен быть определен перечень, трудоемкость, последовательность и распределение видов учебной деятельности, связанных с прохождением обучающимся государственной итоговой аттестации, а именно - подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы.

- в несоответствие пункту 7.1.5 ФГОС: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (заведующий кафедрой лингвистики Карцева Э.Р. не имеет ученого звания).

Таким образом, заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы в отношении уровня высшего образования -магистратура по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 45.00.00 Лингвистика и литературоведение является отрицательным.

Пунктом 1 части 3 статьи 11 Закона об образовании установлено, что ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. При этом согласно части 4 статьи 13 Закона об образовании для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

В соответствии со ст. 2 Закона об образовании учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Согласно п. 6.4 ФГОС в структуру программы бакалавриата входит Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» объемом 3 зачетные единицы, а значит - предусматривает конкретные виды учебной деятельности обучающегося, которые должны быть отражены в учебном плане.

В силу ч. 4 ст. 59 Закона об образовании государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. То есть сама по себе государственная итоговая аттестация не является видом учебной деятельности обучающегося, так как проводится в отношении него с установленной целью.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.07.2015 № 636 (далее - Порядок ГИА).

Согласно п. 9 Порядка ГИА Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы. Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований).

Следовательно, в рассматриваемом случае: форма государственной итоговой аттестации - защита выпускной квалификационной работы, которая проводятся государственной экзаменационной комиссией в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС; виды учебной деятельности обучающегося - подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, то есть конкретные виды учебных действий, для которых устанавливается трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения.

Согласно п. 7.1.5 ФГОС квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н (далее - ЕКС), и профессиональным стандартам (при наличии). Указанная норма относится к блоку общесистемных требований к реализации программы бакалавриата, то есть распространяется на деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целом для всех должностей категории, относящихся к руководящим и научно-педагогическим работникам организации, не зависимо от их участия в образовательной программе.

В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2018 № 305-КГ18-4986, наличие ученой степени и ученого звания являются обязательными требованиями к квалификации для замещения должности заведующего кафедрой. Отсутствие ученой степени и ученого звания препятствуют правомерному замещению соответствующей должности. При этом присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий является государственной системой научной аттестации и проводится в порядке, установленном законодательством о науке. Понятие «специальная подготовка», содержащееся в пункте 11 ЕКС не может заменить представлений аттестационных комиссий в отношении названных категорий научно-педагогических работников в части ученого звания.

С учетом вышеизложенного, заключения экспертов, составленные по результатам аккредитационной экспертизы в отношении уровня высшего образования - бакалавриат по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление; в отношении уровня высшего образования -магистратура по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление; в отношении уровня высшего образования -бакалавриат по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 45.00.00  Языкознание и литературоведение; за в отношении уровня высшего образования -магистратура по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 45.00.00 Лингвистика и литературоведение, являются отрицательными.

Согласно подпункту «б» пункта 42 Положения о государственной аккредитации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1039, по окончании проведения аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее - заключение экспертной группы), и в течение 3 рабочих дней со дня окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в аккредитационный орган.

Аккредитационный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы направляет его копию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или вручает под роспись уполномоченному представителю, а также размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет» (пункты 43, 48 Положения о государственной аккредитации).

Суд исходя из имеющихся в деле доказательств приходите к выводу, что вопреки доводам заявителя об обратном, копия заключения экспертной группы была направлена в адрес образовательной организации по электронной почте. Кроме того, указанные сроки не является пресекательными сроками и не влияют на выводы экспертов.

В силу пп. «б» п. 69 Положения о государственной аккредитации аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при наличии отрицательного заключения экспертной группы.

В силу п. 2 ч. 23 ст. 92 Закона об образовании N 273-ФЗ, аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

Вопреки доводам заявителя и буквальному тексту Положения о государственной аккредитации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1039, при наличии отрицательного заключения экспертной группы у акрредитационного органа отсутствует обязанность по выдаче обязательного для исполнения предписания с указанием выявленных нарушений.

Частью 1 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) предусмотрено два вида государственного контроля (надзора) в сфере образования:

1) федеральный государственный контроль качества образования,

2) федеральный государственный надзор в сфере образования.

Положения частей 2, 9 статьи 93 Закона об образовании регулируют непосредственно отношения по проведению федерального государственного контроля качества образования.

Положения частей 1, 4 - 7, 10 статьи 93 Закона об образовании распространяются на оба вида государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Согласно части 6 статьи 93 Закона об образовании, в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

Таким образом, выдача предписания в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании предусмотрена в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, но в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В силу пп. 8, 9 п. 1 ст. 6 Закона об образовании это различные полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования в сфере образования.

Согласно ст. 92 Закона об образовании, Положением о государственной аккредитации и на основании отрицательного заключения, составленного по результатам проведенной аккредитационной экспертизы, Рособрнадзором был издан приказ от 13.06.2018 № 788 «Об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности Автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный институт менеджмент ЛИНК».

В соответствии с ч. 19 ст. 92 Закона об образовании при принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет: шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам; двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

В соответствии с указанной нормой срок действия свидетельства Института о государственной аккредитации образовательной деятельности, выданного Рособрнадзором, от 11.12.2015 № 1552, серия 90А01 номер бланка 0001644, истек 25.07.2018.

Таким образом, Рособрнадзором законно и обоснованно издан оспариваемый приказ от 13.06.2018 № 788 «Об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности».

Представленные заявителем мнения касаемо отрицательного заключения, составленного по результатам проведенной аккредитационной экспертизы не могут быть приняты судом в качестве относимых и допустимых доказательств по спору в силу ст.ст. 67, 68 АПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ для признания приказа Рособрнадзора от 13.06.2018 № 788 недействительным арбитражным судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат отнесению на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный институт менеджмента «ЛИНК» к Рособрнадзору отказать полностью.

Возвратить Автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный институт менеджмента «ЛИНК» из доходов федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину 1500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей).

Проверено на соответствие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.В.Лапшина