Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-216723/18 130-2344 |
26 ноября 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соболевым Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) АО «Газпром газораспределение Иваново» к ЦУ Ростехнадзора о признании незаконным и отмене решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об обязательном требовании представления положительного заключения экспертизы на проектную документацию Объекта для приемки законченного строительством Объекта в эксплуатацию как основании для отказа в приемке законченного строительством Объекта в эксплуатацию, изложенное в письме Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11-16/6794 от 15.08.2018г.
при участии представителей: от истца (заявителя) - ФИО1(дов. № Б/Н от 01.01.18 г., паспорт); от ответчика (заинтересованного лица) – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО «Газпром газораспределение Иваново» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о признании незаконным и отмене решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об обязательном требовании представления положительного заключения экспертизы на проектную документацию Объекта для приемки законченного строительством Объекта в эксплуатацию как основании для отказа в приемке законченного строительством Объекта в эксплуатацию, изложенное в письме Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11-16/6794 от 15.08.2018г.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам ст.123 АПК РФ.
Из заявления следует, 22.06.2018г. АО «Газпром газораспределение Иваново» (далее по тексту - «Общество») обратилось в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту -«Ростехнадзор») с письмом № И-2060 с просьбой о направлении государственного инспектора Отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области для участия в работе комиссии по приемке следующих объектов:
«Наружный газопровод низкого давления для газификации индивидуального жилого дома по адресу: <...>. Строительство»,
«Наружный газопровод - ввод низкого давления IV категории к жилому дому по адресу: <...>. Строительство» (далее по тексту - «Объекты»), а также направило всю соответствующую документацию.
В ответ Общество получило от Ростехнадзора письмо № 11-16/6794 от 15.08.2018г., в котором Ростехнадзор заявил, что по результатам рассмотрения проектной и исполнительной документации им выявлены нарушения подп. «б» п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.201 Юг.) (далее по тексту - «Технический регламент»), а именно: не представлены положительные заключения экспертизы на представленную проектную документацию.
Таким образом, Ростехнадзор принял решение об отказе в работе комиссии по приемке законченных строительством объектов и заявил о необходимости проведения экспертизы проектной документации каждого из объектов.
Посчитав, что отказ является не обоснованным и нарушает законные права и интересы общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения Ростехнадзора необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представлению подлежит положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязательным для представления документом является экспертиза проектной документации в случаях, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса, при этом требуется именно положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Требования к сетям газопотребления и связанным с ними процессам проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации установлены Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент).
Согласно подп. «а», «б» п. 88 Технического регламента оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах: при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления.
Пунктом 89 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления предусмотрено, что применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
Заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления (пункт 90 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления).
Таким образом, из пункта 88 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления в совокупности с его пунктами 89, 90 следует, что этим нормативным правовым актом сети газораспределения и газопотребления отнесены к объектам, проектная документация и инженерные изыскания в отношении которых в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе, получение и представление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в отношении таких объектов - обязательное условие в силу пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство.
Таким образом, как это и предписано пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, спорный объект - газопровод включен в число объектов, применительно к которым государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий единственная форма оценки соответствия их требованиям технического регламента на этапе получения разрешения на строительство и не может быть подменена иной формой.
Приемка сетей газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия) (п. 93 Технического регламента).
При приемке сетей газопотребления приемочной комиссии представляются документы, перечень которых установлен п. 95 Технического регламента.
Согласно подп. «а», «б» п. 95 Технического регламента при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет: проектную документацию (исполнительную документацию); положительное заключение экспертизы на проектную документацию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
На основании вышеизложенного в соответствии с требованиями Закона о техническом регулировании формы оценки соответствия, предусмотренные в технических регламентах, являются обязательными.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Таким образом, решение о соответствии построенного объекта требованиям Технического регламента, оценка соответствия параметров построенной сети параметрам, предусмотренным в проектной документации, может быть принято комиссией исключительно при наличии всех документов, перечисленных в п. 95 Технического регламента, в том числе, при наличии положительного заключения экспертизы на проектную документацию. Именно положительное заключение экспертизы на проектную документацию и является документом, подтверждающим, что на этапе проектирования в отношении сетей газораспределения и газопотребления была осуществлена оценка соответствия (подп. «а» п. 88 Технического регламента).
Действительно, подп. «а» п. 88 Технического регламента содержит положение о проведении экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При этом, при изучении текста нормативного правового акта Технического регламента, посредством анализа взаимосвязанности и согласованности юридических терминов, юридических конструкций, следует вывод, что подп. «а» п. 88 Технического регламента не исключает обязанности проведения оценки соответствия в виде проведения экспертизы на проектную документацию, а лишь имеет бланкетный характер и отсылает к нормам градостроительного законодательства при проведении соответствующей экспертизы. Ни в Законе о техническом регулировании, ни в Техническом регламенте не содержатся положения, исключающие обязанность на этапе проектирования осуществлять оценку соответствия проектной документации.
В противном случае, в тексте подп. «а» п. 88 Технического регламента была бы использована следующая юридическая конструкция: при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется проведение экспертизы проектной документации.
Признание довода Общества об отсутствии обязанности проведения экспертизы проектной документации повлечет за собой невозможность на этапе проектирования осуществить оценку соответствия проектной документации требованиям законодательства о градостроительной деятельности, что будет противоречить ч. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании, поскольку именно в Техническом регламенте содержатся формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, и являющиеся обязательными в силу требований указанного закона. Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства сетей газораспределения и газопотребления урегулированы Техническим регламентом, нормы законодательства о градостроительной деятельности не применяются.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины также относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении требований АО «Газпром газораспределение Иваново» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |