ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-218328/2021-122-1507 от 21.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

24 декабря 2021 года                                                           Дело № А40-218328/21-122-1507

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Автоматические системы безопасности»

к УФАС по г. Москве

третье лицо: ИНХС РАН

о признании незаконным решения от 26.08.2021г. №077/10/104-15099/2021

при участии:

от заявителя –Кашина А. Ю. (паспорт, диплом, дов. от 16.11.2021г.)

от ответчика – Сидорова Я.И. (уд., диплом, дов. от 26.07.2021г.)

от третьего лица – Чистякова Н.В. (паспорт, диплом, дов. от 06.09.2021г.)

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «Автоматические системы безопасности» (Заявитель, ООО «АСБ», общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Московского УФАС России от 26.08.2021 по делу № 077/10/104-15099/2021 о проведении проверки по факту уклонения от заключения государственного контракта.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Ордена Трудового Красного Знамени Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук» (Третье лицо, Заказчик, Учреждение).

            В судебном заседании представитель Заявителя поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, сославшись на незаконность оспоренного по делу решения ка вынесенного без учета всех фактических обстоятельств дела. При этом, не оспаривая факт неподписания со своей стороны направленного ему проекта государственного контракта, общество ссылается на отсутствие в его действиях вины в допущенном неисполнении принятых на себя обязательств, поскольку закупочная процедура была заблокирована контрольным органом и разблокирована уже после признания его уклонившимся от заключения государственного контракта. Также представитель Заявителя в судебном заседании обратила внимание суда на объективную невозможность подписания со своей стороны государственного контракта и неоднократные обращения в этой связи как к оператору площадки, так и к государственному заказчику по вопросу продления срока подписания контракта. В этой связи Заявитель полагает проявленный административным органом подход к разрешению возникшего спора формальным и нарушающим права и законные интересы общества. На основании изложенного, представитель Заявителя в судебном заседании настаивала на обоснованности заявленного требования и, как следствие, просила суд о его удовлетворении.

            Представитель Ответчика в судебном заседании требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом ненормативном правовом акте, пояснив суду, что включение сведений о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков было обусловлено неисполнением им принятой на себя обязанности по своевременному подписанию государственного контракта в отсутствие на то объективных причин, равно как и доказательств каких-либо обращений к оператору площадки и государственному заказчику по вопросу подписания контракта. Приведенные представителем Заявителя доводы об обязанности Заказчика продлить сроки подписания контракта после приостановления контрольным органом закупочной процедуры представитель Ответчика отклонила по мотиву их несостоятельности, поскольку общество было признано уклонившимся от заключения контракта намного позднее, нежели контрольным органом была разблокирована закупочная процедура, ввиду чего у Заявителя имелось достаточно времени для решения вопроса о возможности подписания со своей стороны государственного контракта. Кроме того, в судебном заседании представитель Ответчика также обратила внимание суда и на факт оспаривания Заявителем своего собственного допуска до участия в закупочной процедуре, что, по мнению представителя контрольного органа, напрямую свидетельствует о проявленной обществом недобросовестности и отсутствии у него намерения и заинтересованности в подписании государственного контракта. При таких данных, в судебном заседании представитель Ответчика настаивала на обоснованности оспоренного по делу ненормативного правового акта и, как следствие, просила суд об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Представитель Третьего лица — Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Ордена Трудового Красного Знамени Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук» в судебном заседании поддержала позицию Ответчика, возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам представленных суду в порядке ст. 81 АПК РФ письменных объяснений, дополнительно отметив, что каких-либо запросов о продлении срока подписания контракта либо объективной невозможности его подписания обществом в адрес Заказчика не направлялось, а все поведенческие аспекты Заявителя в ходе заключения государственного контракта свидетельствуют о его нежелании заключать государственный контракт с Учреждением.

            Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

            Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенного Учреждением открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт насосной внутреннего противопожарного водопровода (реестровый номер закупки 0373100087921000010) Заявитель был признан единственным участником проведенной закупочной процедуры, что оформлено протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2021, и ему на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе в сфере закупок) направлен проект государственного контракта на подписание.

            В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

            Материалами дела подтверждается, что Заказчиком победителю закупки посредством функционала электронной торговой площадки 06.08.2021 направлен проект государственного контракта.

            Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, либо протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, в котором победитель аукциона указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

            В то же время, как усматривается из материалов дела, 09.08.2021 обществом была подана жалоба в Московское УФАС России по вопросу неправомерности признания его заявки соответствующей условиям закупочной документации, поскольку, как настаивал в своей жалобе Заявитель, смена его юридического адреса влекла за собой недействительность выданной ему лицензии на выполнение противопожарных работ, в связи с чем общество указывало на невозможность заключения и исполнения со своей стороны государственного контракта.

            В силу ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

            При этом, как усматривается из материалов дела, 11.08.2021 (крайний день подписания обществом государственного контракта) спорная закупочная процедура была заблокирована контрольным органом до рассмотрения поданной жалобы по существу. Впоследствии, 13.08.2021 административный орган признал поданную жалобу необоснованной, ввиду чего течение срока на подписание государственного контракта обществом было возобновлено.

            Вместе с тем, в сроки, установленные ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, проект государственного контракта Заявителем не подписан, в результате чего 17.03.2021 Заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.

            Отказ Учреждения от заключения государственного контракта с Заявителем был обусловлен неподписанием последним в установленный Законом о контрактной системе в сфере закупок срок проекта государственного контракта и непредставлением обеспечения его исполнения, что обусловило невозможность его заключения с обществом в установленный законом срок.

            Впоследствии Учреждением направлены материалы в антимонопольный орган для проведения проверки по факту уклонения от заключения контракта и включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

            По результатам рассмотрения представленных сведений антимонопольный орган оспариваемым решением включил сведения об обществе в указанный реестр, поскольку счел факт уклонения последнего от заключения государственного контракта подтвержденным.

            Не согласившись с вынесенным по делу решением, полагая свои действия в ходе заключения государственного контракта добросовестными, невозможность его подписания в установленный законом срок — обстоятельством непреодолимой силы, а выводы антимонопольного органа о проявленной обществом неосмотрительности и допущенном уклонении от заключения контракта — ошибочными, Заявитель обратился в суд с требованием о признании решения незаконным.

            Судом проверено и установлено соблюдение Заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

            Полномочия административного органа, рассмотревшего дело и вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».

            Таким образом, суд признает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

            Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

            Как следует из материалов дела и достоверно установлено антимонопольным органом, Заявитель был признан единственным участником закупочной процедуры на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт насосной внутреннего противопожарного водопровода (реестровый номер закупки 0373100087921000010), что оформлено протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2021.

            При этом, материалами дела подтверждается, что Учреждением в настоящем случае во исполнение требований ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок 06.08.2021 в адрес Заявителя посредством функционала электронной торговой площадки направлен проект государственного контракта для подписания со стороны Заявителя в регламентированный законом срок.

            В то же самое время, как следует из материалов дела и не оспаривается Заявителем (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ), государственный контракт с его стороны в установленный срок не подписан.

            В силу ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

            В то же время, исходя из ч. 13 указанной статьи закона следует, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, признанного таковым при уклонении первоначального победителя от заключения государственного контракта) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей закона, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, или не исполнил требования о предоставлении увеличенного размера обеспечения исполнения контракта либо сведений о собственной добросовестности в порядке ст. 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

            Совокупное толкование ч.ч. 2-7 и ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок позволяет сделать вывод о том, что максимально возможный 16-дневный срок для подписания государственного контракта со стороны участника закупки применяется только в том случае, если последний воспользовался своим правом на своевременное (в течение 5 дней с даты получения проекта государственного контракта) направление мотивированного протокола разногласий в адрес заказчика. В ином же случае заказчик вправе признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта уже после истечения отведенного такому участнику 5-дневного срока на подписание государственного контракта, поскольку дожидаться истечения 16 (шестнадцати) дней при полном бездействии участника закупки заказчик не обязан.

            Указанный правовой подход в наибольшей степени отвечает балансу частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов заказчиков закупочной процедуры как лиц с наибольшей публично-правовой ответственностью в рассматриваемых правоотношениях, а также направлен на недопустимость извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), и недопустимость злоупотребления правом (ч. 1             ст. 10 ГК РФ).

            Необходимость законодательной фиксации максимально возможного срока, отведенного на заключение контракта, вызвана необходимостью защиты прав и законных интересов заказчиков, поскольку указанные лица с целью эффективного расходования бюджетных средств вправе рассчитывать на своевременное получение необходимых им товаров, работ или услуг для удовлетворения собственных потребностей. Обратное же приведет к необоснованному получению недобросовестными участниками закупки преимуществ, связанных с затягиванием процедуры заключения государственного контракта, пользуясь возможностью направления большого количества протоколов разногласий.

            Между тем, исходя из факта направления Заказчиком Заявителю проекта государственного контракта посредством функционала электронной торговой площадки 06.08.2021, в контексте ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе закупок 5-дневный срок на подписание государственного контракта со стороны общества или на направление им мотивированного протокола разногласий истекал 11.08.2021. При этом, с учетом приостановления закупочной процедуры по требованию контрольного органа на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок крайний срок подписания обществом государственного контракта приходился на 13.08.2021.

            Вместе с тем, обществом к истечению указанного срока проект государственного контракта со своей стороны не подписан.

             В то же самое время, исходя из буквального прочтения положений ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что неподписание участником закупки проекта контракта в установленный срок является самостоятельным и безусловным основанием для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

            Аналогичной позиции по вопросу правовых последствий неподписания контракта в установленный срок придерживаются и арбитражные суды Московского округа, в частности по делам №№ А40-98244/2014, А40-50228/2014, А40-59239/2017, А40-184218/2018, А40-209462/2018, А40-117588/2019.

            Кроме того, согласно ч. 4 ст. 96 закона контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается этот контракт, обеспечения его исполнения в соответствии с указанным законом.

            При этом, в силу ч. 5 приведенной статьи закона в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в срок, установленный для заключения контракта, такой участник признается уклонившимся от его заключения.

            Таким образом, толкование приведенных норм права в совокупности со      ст.ст. 83.2 и 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок позволяет сделать вывод о том, что непредставление обеспечения исполнения контракта также является самостоятельным основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.

            Между тем, материалами дела в настоящем случае подтверждается, что обеспечение исполнения контракта Заявителем Заказчику также предоставлено не было, что является еще одним основанием для признания Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

            При таких данных суд соглашается с доводами Ответчика о том, что действия Заказчика в настоящем случае требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе закупок не противоречили, а потому у контрольного органа отсутствовали правовые основания для отказа Учреждению во включении сведений в отношении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.

            В этой связи, учитывая факт истечения отведенного обществу на подписание контракта срока (указанный срок истекал 13.08.2021), неподписание Заявителем этого контракта и непредставление обеспечения его исполнения, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об уклонении Заявителя от заключения государственного контракта, как на то указано в ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

            Доводы Заявителя об отсутствии в его действиях признаков недобросовестности судом отклоняются, поскольку в контексте ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок неподписание государственного контракта, равно как и непредставление обеспечения его исполнения являются самостоятельными основаниями для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.

            Более того, приведенные Заявителем ссылки на свою добросовестность при заключении контракта не соответствуют действительности.

            Так, о возникновении у него обязанности по подписанию государственного контракта обществу стало известно еще 03.08.2021 — в дату опубликования Заказчиком протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона.

            Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 и вопреки утверждению Заявителя об обратном, уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

            Кроме того, исходя из позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 13.05.2016 по делу № А40-204155/2015, включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения. При этом недобросовестность юридического лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

            Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям действующего законодательства Российской Федерации о закупках, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права организатора этой закупки относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием денежных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

            При этом суд отмечает, что ни действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ни закупочной документацией в рамках проведенной процедуры не запрещено подписание проекта контракта в последний отведенный для этого день. В то же время, необходимо принимать во внимание, что в контексте ч. 1 ст. 8 ГК РФ победитель закупки, откладывая подписание контракта на последний отведенный для этого день, принимает на себя и все риски, связанные с совершением таких действий (внезапная поломка оборудования, необходимого для подписания контракта, перебои в работе почтовых или электронных служб, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными исполнителями и т.д.) и последующей оценкой его действий контролирующим органом в ходе разрешения вопроса о необходимости включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. В свою очередь, применительно к приведенной ранее судебной практике затягивание процедуры подписания контракта до последнего отведенного на это дня уже само по себе свидетельствует о неосмотрительности и ненадлежащей степени заботливости хозяйствующего субъекта, которая от него требовалась при вступлении в рассматриваемые правоотношения.

            При этом, в качестве обоснования причины неподписания со своей стороны в установленный срок проекта государственного контракта Заявитель ссылается на блокировку закупочной процедуры контрольным органом 11.08.2021 и отказ электронной площадки от предоставления обществу возможности его подписания по состоянию на 13.08.2021 в связи с истечением регламентированного срока на такое подписание.

            Вместе с тем, оценивая приведенные Заявителем в указанной части доводы, суд отмечает, что из представленных в материалы дела документов следует, что по состоянию на 13.08.2021 регламентированный срок на подписание Заявителем государственного контракта на электронной площадке истек, на что ему и было указано оператором электронной торговой площадки. Какого-либо указания на факт продолжения действия наложенных контрольным ограничений на электронной торговой площадке не содержалось, что позволяет сделать вывод о том, что технические ограничения в подписании контракта к этому моменту уже были сняты.

            При этом, оценивая действия Заявителя в рассматриваемой ситуации, суд также принимает во внимание полное бездействие общества при подписании государственного контракта, поскольку никаких жалоб на действия электронной площадки им в уполномоченный орган не подавалось, обращения на электронную площадку по вопросу возможности подписания государственного контракта Заявителем не направлялись, равно как и не направлялось никаких обращений в адрес Заказчика и антимонопольного органа по вопросу продления сроков подписания контракта и разрешения указанной ситуации. Перечисленные обстоятельства в своей совокупности и взаимной связи, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии у Заявителя намерения к заключению государственного контракта с попыткой придать в настоящем случае своему бездействию видимость обстоятельства непреодолимой силы, избежав тем самым применения к нему мер публично-правовой ответственности. Кроме того, суд также отмечает, что бездействие Заявителя в рассматриваемой ситуации не позволяет достоверно установить само по себе намерение и желание Заявителя к заключению государственного контракта, что, в свою очередь, могло бы обусловить выводы суда о проявленной обществом добросовестности.

            В судебном заседании на прямой вопрос суда об обращениях Заявителя к оператору электронной торговой площадки и к Заказчику по факту возникших сложностей с подписанием государственного контракта представитель общества сослалась на устное обращение к электронной площадке и электронную переписку с государственным заказчиком по указанному вопросу.

            В то же время, при оценке приведенных представителем Заявителя доводов суд обращает внимание на отсутствие в материалах дела документального подтверждения факт обращения общества к оператору электронной торговой площадки.

            В свою очередь, представитель Заказчика в судебном заседании факт направления ему каких-либо запросов со стороны общества отрицала, дополнительно обратив внимание суда на то, что у общества в настоящем случае имелось достаточное количество времени (до 17.08.2021) для разрешения любых возможных вопросов, связанных с подписанием контракта.

            Кроме того, оценивая поведение общества в ходе заключения государственного контракта, суд также обращает внимание и на состоявшуюся между Заявителем и Заказчиком электронную переписку в период с 04.08.2021 по 06.08.2021, согласно которой общество неоднократно просило Заказчика о признании поданной им заявки не соответствующей условиям закупочной документации, а впоследствии обратилось с жалобой в антимонопольный орган. Указанные обстоятельства, по мнению суда, напрямую свидетельствуют об отсутствии у Заявителя намерения к заключению государственного контракта, ввиду чего проявленное им бездействие после снятия административным органом блокировки закупочной процедуры свидетельствует, по мнению суда, о намеренном отказе общества от подписания государственного контракта с приданием своим действиям видимости вынужденности и объективной невозможности такого подписания.

            Иных доказательств наступления обстоятельств, вызвавших невозможность исполнения Заявителем своих обязательств по подписанию государственного контракта с Учреждением, обществом не представлено, а потому у суда отсутствуют основания считать бездействие ООО «АСБ» при подписании контракта вызванным объективными причинами.

            При таких данных общество самостоятельно несет все риски наступления неблагоприятных для него последствий, связанных с непредставлением Заказчику подписанного со своей стороны государственного контракта и обеспечения его исполнения, что делает невозможным заключение с ним этого контракта.

            Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

            Между тем, подобных доказательств Заявителем представлено не было, ввиду чего суд признает, что у общества в настоящем случае отсутствовали объективные непреодолимые препятствия к заключению государственного контракта.

            В этой связи, оценивая в настоящем случае действия общества в ходе рассматриваемой закупочной процедуры в их совокупности и взаимной связи, суд соглашается с выводом административного органа о том, что Заявителем не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения государственного контракта, что исключает возможность применения к спорной ситуации нормоположений ч. 1 ст. 401 ГК РФ, в поведении общества наличествуют признаки недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

            Каких-либо доказательств того обстоятельства, что обществу кем-либо чинились препятствия в подписании проекта государственного контракта, не представлено.

            Вместе с тем, действия Заявителя привели к невозможности заключения с ним государственного контракта, поскольку к исходу срока, отведенного на его подписание, у Заказчика отсутствовал как государственный контракт, подписанный со стороны Заявителя, так и обеспечение его исполнения.

            В то же самое время, как указывалось ранее, доказательств именно объективной невозможности подписать проект государственного контракта в законодательно регламентированный срок Заявителем не представлено.

            При этом, суд отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.

            В связи с изложенным, учитывая нарушение Заявителем императивных требований ст. 83.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части сроков для заключения контракта, административный орган пришел к обоснованному выводу об уклонении общества от заключения государственного контракта.

            Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 25 от 23.06.2015, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).

            В настоящем случае Заявитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок заключения государственного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.

            Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по размещению заказов, а решение вопроса о необходимости применения такой меры находится исключительно в компетенции антимонопольного органа.

            Нарушение процедуры заключения контракта по итогам электронного аукциона, влекущее признание участника уклонившимся от заключения контракта, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в сфере размещения заказов, выполнения работ, оказания услуг.

            В настоящем случае недобросовестность общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к процедуре заключения государственного контракта.

            Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.

            В настоящем случае Заявителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения государственного контракта, в поведении общества наличествуют признаки недобросовестности, и включение последнего в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

            Таким образом, Московским УФАС России                                                           ООО «АСБ» обоснованно признано уклонившимся от заключения контракта, а сведения об указанном хозяйствующем субъекте на основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков.

            При этом, суд отмечает, что конструкция ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывает антимонопольный орган устанавливать наличие неблагоприятных последствий для Заказчика при уклонении участника от заключения государственного контракта. Их наличие или отсутствие может являться дополнительным элементом оценки при принятии контрольным органом решения в ходе проверки, но не определяющим такое решение фактором. Кроме того, на наличии таких неблагоприятных последствий в судебном заседании настаивала представитель Заказчика, сославшись на неисполнение государственного контракта и, как следствие, необходимость возврата в бюджет выделенных в качестве субсидии денежных средств на ремонт противопожарного водопровода.

            В этой связи, при оценке соотношения степени недобросовестности участника и последствий, которые наступили вследствие ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств в рамках государственного контракта, суд признает, что ограничение права Заявителя на участие в государственных закупках сроком на два года не превышает степень негативных последствий, наступивших для Заказчика, в связи с чем примененная антимонопольным органом мера является соразмерной и справедливой.

            Таким образом, суд признает выводы административного органа, изложенные в оспариваемом ненормативном правовом акте, правильными и соответствующими представленным в дело доказательствам.

            В то же время, приведенные ООО «АСБ» доводы представляют собой лишь констатацию факта его несогласия со сделанными антимонопольным органом выводами, а потому, ввиду отсутствия доказательств ошибочности таких выводов, не могут являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным в контексте ст.ст. 198, 200, 201 АПК РФ.

            Суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1      ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта отсутствует, оспариваемый акт является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

            Судом проверены все доводы Заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

            Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на Заявителя.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 137, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований  отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          Н.Е. Девицкая