ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2017 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
При введении протокола секретарем судебного заседания Полищук А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «УК «Партнер»
к ответчику 1. ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», 2. Департамент топливно – энергетического хозяйства г. Москвы
третьи лица – ПАО «МОЭК», Департамент городского имущества г. Москвы
о понуждении отремонтировать общедомовые приборы в многоквартирных домах
при участии:
от истца –ФИО1 по доверенности № 5 от 05.05.2016 г., ФИО2 по доверенности № 14 от 03.10.2015 г.
от ответчика – 1. ФИО3 по доверенности № 4/16 от 31.12.2015г., ФИО4 по доверенности № 500/16 от 05.09.2016г. 2. ФИО5 по доверенности № 01-01-11-3255/16 от 22.12.2016 г.
от третьих лиц – ПАО «МОЭК» ФИО6 по доверенности б/н о 06.10.2016 г., Департамент городского имущества г. Москвы – Гречко А.В. по доверенности № 33-Д-20/17 от 09.01.2017 г.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2017 г. по 01.02.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО «УК «Партнер» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и Департаменту топливно – энергетического хозяйства г. Москвы об обязании отремонтировать и поверить в срок не более 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу общедомовые приборы учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в многоквартирных домах, управляемых ООО «УК «Партнер» по следующим адресам: ул. Енисейская д. 6 - ВИСТ № 26385, ул. Радужная д. 14 корп. 1 - ВИСТ № 15546, ул. Верхоянская д. 2 -ВИСТ № 27855, ул. Верхоянская д. 8 -ВИСТ № 27865, ул. Верхоянская д. 12 - ВИСТ № 49855, ул. Летчика Бабушкина д. 7 -ВИСТ № 49905, ул. Летчика Бабушкина д.9,к.2 - ВИСТ № 37905, ул. Радужная д.3,к.1 - ВИСТ № 26035, ул. Радужная д.15, к.1 -ВИСТ № 25995, ул. Верхоянская д.6, к.1 - ВИСТ № 27885 и ввести в эксплуатацию эти приборы в срок не более 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу с оформлением всех необходимых документов по этим адресам.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчики против иска возражали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав представителей истца, ответчиков третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и ссылается на то истец в обоснование иска, ООО «УК «Партнер» осуществляет управление 50-ю многоквартирными домами в Бабушкинском районе Северо-Восточного административного округа г. Москвы на основании заключенных договоров управления с собственниками. Все многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и ресурсов ХВС, ГВС и ЦО.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 25 июля 2012 г. № 392-РП и решения Мэра Москвы в целях совершенствования порядка предоставления услуг для информационно-аналитического обеспечения работы служб городского хозяйства Москвы эксплуатация общедомовых узлов учета тепловой энергии (ОДПУ) передана в ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».
Согласно п. 2.1.1, 2.1.2 распоряжения Правительства Москвы № 630-РП от 11 ноября 2014 года «О внесении изменения в распоряжение Правительства Москвы от 25 июля 2012 г. № 392-РП основными целями деятельности ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" являются:
2.1.1. обеспечение информационного сопровождения осуществления
мероприятий по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые
помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределению.
2.1.2. обеспечение эксплуатации объектов инженерного и коммунального
назначения, а также оборудования (в том числе средств измерений), с
использованием которого, осуществляется коммерческий учет
коммунальных ресурсов, закрепленных в установленном порядке за ГБУ
«ЕИРЦ города Москвы» на праве оперативного управления."
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого
ОДПУ переданы в оперативное управление ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» в результате приобретения по договору купли-продажи средств измерений № 5410/00/13 от 19.03.2013 года. Покупателем средств измерений по договору купли-продажи средств измерений № 5410/00/13 от 19.03.2013 года является ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», а учредителем ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» является Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, а соответственно, по мнению истца, они вместе являются собственниками данных средств измерений.
В соответствии с Положением о Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы 29.03.2011 № 94-ПП в полномочия департамента входит выполнение функций и полномочий учредителя государственных учреждений в соответствии с законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, осуществление контроля за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.
Пункт 20 Приложения 1 ЖНМ-2004/01 устанавливает, что организация, в собственности, хозяйственном ведении или аренде которой находятся общедомовые узлы учета обеспечивает, а обслуживающая организация контролирует сохранность, комплектность, внешнее состояние, работоспособность и корректность показаний общедомовых узлов учета, включая установленные датчики давления и температуры, проложенные линии связи и тепловычислитель, наличие пломб и своевременную поверку, а в случае отсутствия договора на обслуживание или указанных обстоятельств в договоре - контроль осуществляет владелец узлов учета (управляющая организация или иная организация).
Исполнителями ЖНМ-2004/01 «Регламент подготовки к зимней эксплуатации систем тепло и водоснабжения жилых домов, оборудования, сетей и сооружений топливно-энергетического и коммунального хозяйств города Москвы» являются владельцы (управляющие) жилых домов, в хозяйственном ведении или управлении которых находятся жилые дома, ресурсоснабжающие организации, владельцы (управляющие) объектов топливно-энергетического и коммунального обеспечения, в хозяйственном ведении или управлении которых находятся эти объекты, обслуживающие (ремонтные) предприятия, а также организации-заказчики (подрядчики) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов и объектов инженерного и коммунального обеспечения (в период гарантийного срока).
В соответствии с ст. 17 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя») организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета,
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе и процедуру регулярного
снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого
учета тепловой энергии, теплоносителя,
д)поверку, ремонт и замену приборов учета.
Как указывает истец, обязанность по надлежащей технической эксплуатации, ремонту и обеспечению коммерческого учета ОДПУ возложена законом на ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и его учредителя Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы как собственников вышеуказанных приборов.
Пункт 20 Приложения 1 ЖНМ - 2004/01 устанавливает, что выявленные неисправности ОДПУ должны быть устранены в минимально возможные сроки. В соответствии с п. 10.1 (таблица В.1) ГОСТа Р 51617-2000. «Государственный стандарт Российской Федерации Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, срок устранения неисправности прибора учета составляет, не более 5 суток.
Как пояснял представитель истца, в настоящее время средства измерения тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды: по улице Енисейская д. 6 - ВИСТ № 26385, ул. Радужная д. 14 корп. 1 - ВИСТ № 15546 - отключены более 3 недель и не демонтированы сотрудниками ГБУ «ЕИРЦ <...> - ВИСТ № 27855, ул. Верхоянская д. 8 -ВИСТ № 27865, ул. ул. Верхоянская д. 12 - ВИСТ № 49855, ул. Летчика Бабушкина д. 7 - ВИСТ № 49905 - демонтированы более 3 недель сотрудниками ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».
По шести вышеуказанным адресам длительное время ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и его учредитель Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы не производит ремонт, поверку и ввод в эксплуатацию данных приборов учета, что приводит к расчету по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента и неосновательному обогащению ресурсоснабжающей организации ОАО «МОЭК» за не поставленный ресурс.
Согласно техническому заданию на выполнение работ по ремонту средств измерений тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды по результатам проведенного аукциона установлен срок ремонта и поверки средств измерений узла учета с момента заключения контракта, т.е. с 18.08.2016 года и до 30.09.2016 года.
Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что в нерабочем состоянии находятся четыре УУТЭ: ул. Летчика Бабушкина д.9, к.2 - ВИСТ № 37905 ул. Радужная д.3,к.1 - ВИСТ № 26035 ул. Радужная д.15, к.1 - ВИСТ № 25995 ул. Верхоянская д.6,к.1 - ВИСТ № 27885, что подтверждается распечатками месячных протоколов учета тепловой энергии и теплоносителя, актами осмотра ОДПУ, актами о невозможности снятия показаний ОДПУ, а также техническим заданием на выполнение работ по ремонту средств измерений тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 29.06.2015) и п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В связи с чем, истец вынужден оплачивать счета ресурсоснабжающим организациям по нормативам потребления, установленным Постановление Правительства Москвы № 435-ПП от 14 июля 2015 года «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41 из расчета 12/7.
В соответствии с пунктом 7 Федерального закона от 23.11.2009 №261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Ответчики, возражая против заявленных требований, указывают на то, что общедомовые узлы учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды, в том числе узлы учета, установленные по адресам: <...> поступили в оперативное управление ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» в апреле 2013 года в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 299 ГК РФ, в результате приобретения по договору купли-продажи средств измерений от 19.03.2013 № 5410/00/13-дох, заключенному с открытым акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания».
Узлы учета по рассматриваемым адресам были переданы ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» 04.04.2013 в составе оборудования, указанного в акте о приеме-передаче групп объектов основных средств (ОС-16) № 34.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное им, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, согласно которой учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом только с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, учитывая, что собственник узлов учета (г. Москва) не обязывал ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» выполнять работы по содержанию и ремонту приборов учета энергетических ресурсов, и действующим законодательством Российской Федерации на учреждение обязательства по выполнению указанных работ не возложены, требования истца не подлежат удовлетворению.
Также ответчики ссылаются на то, что учреждение ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», как владелец приборов учета на праве оперативного управления, не является в силу части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ с 01 июля 2010 г. организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
ПАО «МОЭК» поддерживает позицию истца и указывает, что именно город Москва в лице ГБУ «ЕИРЦ» обязано обеспечивать сохранность приборов учета, комплектность внешнего состояния, а также работоспособность и корректность их показаний.
Суд не может согласиться с доводами истца и ПАО «МОЭК» по следующим основаниям.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Как следует из пояснений Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Правительство Москвы инициативно в рамках реализации городских программ в период с 2004 года по 2007 год осуществляло установку ОДНУ в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Москвы, в том числе спорные многоквартирные дома подпали под реализацию указанной городской программы.
Установленное за счет средств города оборудование является его собственностью.
В целях обеспечения эксплуатации указанного вида имущества ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» было наделено функцией по обеспечению эксплуатации объектов инженерного и коммунального назначения, а также оборудования (в том числе средств измерений), с использованием которого осуществляется коммерческий учет коммунальных ресурсов, закрепленных в установленном порядке за ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» на праве оперативного управления, однако, обязательств по ремонту и замене приборов учета на учреждение возложено не было.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с Законом об энергосбережении постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 г. № 290-п утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 6 Перечня предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, и в качестве ответственного лица указана управляющая организация.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил № 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе проверят исправность приборов учета, а в случае обнаружения неисправностей – производить их ремонт и замену, учитывая, что собственники помещений в многоквартирных домах ежемесячно производят плату за коммунальные услуги управляющей организации, в которую в том числе входят денежные средства по содержанию жилого фонда.
Указанное соответствует правоприменительной практике Определение ВС РФ от 20.07.2015 №302-КГ15-9608, от 18.08.2016г. №305-ЭС16-9833 в части возложения указанной обязанности на управляющую компанию.
Таким образом, истец не представил доказательств невозможности замены приборов учета на собственные. Законом, либо договором на ответчиков указанная обязанность не возложена. Договором оказания услуг по организации коммерческого учета ресурсов, заключенным между ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и ПАО «МОЭК», также не предусмотрено обязанности учреждения по содержанию и ремонту (замене) приборов учета. Ссылка распоряжение №05-14-78/3 от 20.03.2013г. таким доказательством не является, поскольку указанное распоряжение носит рекомендательный характер и регулирует отношения в 2013 году.
Кроме того, суд также учитывает и как это следует из пояснений ПАО «МОЭК», обращений от граждан или юридических лиц, в том числе истца, по вопросу заключения договора на установку (замену, эксплуатацию) приборов учета по спорным адресам не поступало.
Истец не представил доказательств, что предпринял все меры по замене приборов учета, однако в связи с наличием приборов учета, установленных в домах, в замене приборов учета истцу отказано.
Таким образом, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина по иску относится на истца.
С учетом изложенного, , руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 123, 131, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья: | О.В.Анциферова |