Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва |
22 октября 2020года Дело № А40-219142/19-122-1776
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2020 года
Арбитражный суд в составе судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1) ООО "Белитон"; 2) ООО "КватроПлюс"; 3) ООО "Лардекс"; 4) ООО "Юнисел"
к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минкомсвязь России
третьи лица: 1) Минтранс России, 2) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в <...>) Роскомнадзор, 4) ОАО «РЖД», 5) ФГУП «Крымская железная дорога», 6) АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»
о признании незаконным решения от11.09.2018 г. №18-46-02
при участии:
от заявителя – ФИО1, , удост. №6164, дов. от 29.07.2020г. (ООО "Белитон") ФИО1, удост. №6164, дов. от 15.09.2020 г., (ООО "КватроПлюс"), дов. от 15.09.2020 г. (ООО "Лардекс"), дов. от 15.09.2020 г., ФИО2 доверенность от 03.08.2020г. (диплом от 31.05.2018г.) (ООО "Юнисел")
от ответчиков – ФИО3 доверенность от 20.12.2019г. (диплом от 12.07.2018г.) (диплом №05-129 от 02.07.2012 г.) (Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)
от третьих лиц – 1) ФИО4, дов. от 18.12.2019 г. (диплом №87982 от 27.06.2006 г.) (Минтранс России), 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен, 4) ФИО5 доверенность от 21.06.2001г., диплом (ОАО «РЖД»), 5) не явился, извещен, 6) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в Арбитражный суд с заявлением к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минкомсвязи России с требованиями признать незаконными, недействительными и нарушающими права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности в области связи пункты 1 и 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 11.09.2018 года № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» в части: выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц исключительно владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (абзац первый пункта 1); ограничения применения радиоэлектронных средств перспективных стандартов и технологий в полосе радиочастот 1785-1805 МГц исключительно технологическими сетями связи на железнодорожном транспорте (абзац первый пункта 1); наделения Министерства транспорта Российской Федерации полномочием по представлению перечня владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686 (абзац второй пункта 1); установления условий использования полосы радиочастот 1785-1805 исключительно в отношении радиоэлектронных средств технологических сетей связи на железнодорожном транспорте (пункт 3); обязать Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей посредством внесения изменений в решение Государственной комиссии по радиочастотам от 11.09.2018 года № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» в целях реализации права доступа заявителей к радиочастотному спектру путем выделения полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для неопределенного круга лиц.
Представители заявителей требования поддержали с учетом уточнений оснований.
Представитель ответчика Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц Минтранс России, ОАО «РЖД» представили письменные пояснения, требования также не признали.
Представители ответчика Минкомсвязь России, иных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как указывают заявители, Группа компаний НСТТ осуществляет на территории России экономическую деятельность в сфере связи, включая реализацию проекта по внедрению новой радиотехнологии беспроводного широкополосного доступа 4-го поколения (проект McWill, NG-1, далее - проект Маквил).
Группа компаний НСТТ включает следующие юридические лица: головное общество ООО «НИРИТ-СИНВЭЙ Телеком Технолоджи», ОГРН <***>, ИНН <***>; дочерние общества (операторы связи), с долей участия в них ООО «НСТТ» 100 процентов: ООО «Белитон», ООО «КватроПлюс»; ООО «Лардекс»; ООО «Юнисел.
Операторы связи располагают необходимыми лицензиями для оказания услуг связи в сетях связи общего пользования, что подтверждается официальными сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
Для оказания услуг связи и реализации проекта Маквил заявителям как операторам связи необходима возможность законного использования радиочастотного ресурса в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц. Ранее этот ресурс был выделен заявителям решениями Государственной комиссии по радиочастотам (далее также - ГКРЧ, Комиссия) от 23.10.2006 года №№ 06-17-05-255, 06-17-05-256, 06-17-05-257, 06-17-05-258 на срок до 01.10.2016 г., а именно была выделана полоса радиочастот в диапазоне 1797,5-1802,5 МГц для радиоэлектронных средств, предназначенных для создания сетей беспроводного доступа на территории конкретных городов Российской Федерации. 01.07.2016 г. были приняты решения ГКРЧ об отказе Заявителям в продлении указанных решений ГКРЧ о выделении полос радиочастот и о досрочном их прекращении.
Решением ГКРЧ при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.09.2018 г. № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц была выделена неопределенному кругу лиц -владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации (пункт 1). Этим же пунктом решения ГКРЧ установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686.
Установленные пунктом 3 решения ГКРЧ от 11.09.2018 г. № 18-46-02 условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц радиоэлектронными средствами (РЭС) ограничены только технологическими сетями связи на железнодорожном транспорте.
Указанное решение официально опубликовано на сайте Минкомсвязи России в сети Интернет по адресу (https://digital.gov.ru/ru/documents/6230/).
Полагая данное решение в части п. 1 и 3 незаконным, заявители обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчиков и третьих лиц, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и осуществляется межведомственным коллегиальным органов по радиочастотам
- государственной комиссией по радиочастотам, обладающим всей
полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Положение о ГКРЧ и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336, Комиссия является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Положения о ГКРЧ, Комиссия действует в составе представителей Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникации Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства обороны Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства внутренних дел Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства транспорта Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (с правом совещательного голоса), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства экономического развития Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства энергетики Российской Федерации (с правом совещательного голоса), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы охраны Российской Федерации (с правом решающего голоса), Службы внешней разведки Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (с правом решающего голоса), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (с правом решающего голоса), Федеральной антимонопольной службы (с правом совещательного голоса), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (с правом совещательного голоса), Федерального агентства связи (с правом решающего голоса), Федерального агентства воздушного транспорта (с правом решающего голоса), Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (с правом решающего голоса) и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (с правом решающего голоса).
Решения ГКРЧ принимаются простым большинством голосов членов комиссии, обладающих правом решающего голоса, путем открытого голосования с учетом мнений членов ГКРЧ, представленных в письменной форме.
Решения ГКРЧ принимаются в порядке, установленном Положением о ГКРЧ, в соответствии с требованиями Закона о связи и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о связи использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии в частности с принципами: разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру; права доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Оспариваемое в рамках указанного дела решение ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» было принято с учетом государственных приоритетов в области транспорта, которые легли в основу предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации в ГКРЧ, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Без данного решения ГКРЧ Министерство транспорта Российской Федерации не сможет обеспечить реализацию государственных приоритетов в области транспорта, суть которых состоит в выполнении перечня мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом в) пункта 5 и абзацем шестым пункта 15 Положения о ГКРЧ, Комиссия вправе принимать решения, связанные с выделением полосы (полос) радиочастот, для неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о связи технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Согласно п. 4 Положения о Комиссии ГКРЧ осуществляет в том числе, обеспечение доступа пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов.
Оспариваемое в рамках данного дела Решение принято с учетом государственных приоритетов в области транспорта, которые легли в основу предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации в ГКРЧ, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Тем самым, Министерство транспорта Российской Федерации посредством данного решения ГКРЧ начало реализацию государственных приоритетов в области транспорта, суть которых состоит в выполнении перечня мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Согласно п. 15 Положения о Комиссии решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.
Решением ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02 (пункт 1) полоса радиочастот 1785-1805 МГц была выделена неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Этим же пунктом решения ГКРЧ установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686.
В данном случае Комиссия конкретизировала неопределенный круг лиц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя из того, что в выделенной полосе радиочастот 1785-1805 МГц будут создаваться только технологические сети связи на железнодорожном транспорте, к которым предъявляются весьма серьезные и специфические требования, в том числе с точки зрения обеспечения транспортной и национальной безопасности. Иные юридические лица (вне инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) не смогут создать такие технологические сети связи на железнодорожном транспорте, полностью удовлетворяющие жестким требованиям, предъявляемым к такого типа сетям связи, тем более эксплуатировать их и поддерживать в работоспособном состоянии.
Следует отметить, что определения понятия «неопределенный круг лиц» в российском законодательстве не содержится, что вызывает существенные затруднения в правоприменительной практике. В порядке судебного толкования в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. (п. 10) разъясняется, что «под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела».
Довод заявителей о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) является необоснованным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Целью оспариваемого Решения является выделение радиочастот 1785-1805 МГц для создания только технологических сетей связи на железнодорожном транспорте. Указанные сети связи не предназначены для осуществления коммерческой деятельности, а направлены на обеспечение, в том числе, транспортной и национальной безопасности.
Так суд принимает во внимание следующее:
Диапазон радиочастот 1797,5-1802,5 МГц, входящий в 1785-1805 МГц и указанный заявителями, как необходимый диапазон радиочастот для реализации заявителем проекта Маквил и для оказания услуг связи на территории Российской Федерации уже был выделен группе компаний НИРИТ в период с 2006-2016 гг. соответствующими решениями ГКРЧ, при этом информация о действительном использовании этого ресурса отсутствует, например, о наличии выделенных реальных частотных присвоениях в этом диапазоне радиочастот в период с 2006-2016 гг.
Как было установлено Роскомнадзором, пользователи не выполнили обязательства по срокам обращения в радиочастотную службу для экспертизы частотных заявок, получению разрешений на использование радиочастот и регистрации радиоэлектронных средств, фактически так и не начав использование выделенных полос радиочастот.
Одному из заявителей, на заседании ГКРЧ, состоявшемся 28.12.2017 (протокол 17-44), ООО «Юнисел», входящему в группу компаний «НСТТ», была выделена полоса радиочастот 1785-1805 МГц для проведения натурных испытаний электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (РЭС) стандарта NG-1 (McWiLL) с РЭС различного назначения, в том числе для разработки условий совместного использования РЭС стандарта NG-1 (McWiLL) с РЭС сухопутной подвижной службы, планируемыми к использованию в полосе радиочастот 1785-1805 МГц в технологических сетях связи на железнодорожном транспорте, с представлением в ГКРЧ не позднее II квартала 2018 года результатов проведенных научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ.
Указанные исследования компанией ООО «Юнисел» проведены не были. Результаты в части условий совместного использования с РЭС железнодорожного транспорта, планируемыми к применению в полосе 1785-1805 МГц, основанные на экспериментальных исследованиях, не представлялись. Таким образом, решение ГКРЧ не выполнено.
На заседании ГКРЧ, состоявшемся 24.12.2018 (протокол № 18-48) ООО «КватроПлюс» для создания сети подвижной радиосвязи широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации, за исключением территории, на которой развернута инфраструктура железнодорожного транспорта, с использованием РЭС стандарта McWill (NG-1) рекомендовано провести теоретические и экспериментальные исследования для определения величин территориальных разносов РЭС широкополосного беспроводного доступа от РЭС инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом технических характеристик, указанных в приложении №1 к Решению ГКРЧ от 11.09.2018 №18-46-02.
В соответствии с решением ГКРЧ № 19-52-04-1 ООО «КватроПлюс» выделена полоса радиочастот 1785-1805 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях определения возможности использования оборудования стандарта McWill (NG-1) на территории Челябинской области и в августе 2020 г. в ГКРЧ поступили радиочастотные заявки от ООО «КватроПлюс» с просьбой о продлении на год срока проведения натурных испытаний аппаратуры McWiLL c РЭС технологических сетей eLTE железнодорожного транспорта на территории Челябинской области, что позволит установленным порядком инициировать заявителями, как юридическими лицами соответствующих радиочастотных заявок в ГКРЧ.
ОАО «РЖД» в период с 2010 года были инициированы обращения в Правительство Российской Федерации, Минкомсвязи России, Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), ГКРЧ с целью получения поддержки инициативы по выделению полосы радиочастот для создания технологической сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в Российской Федерации на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 15 Закона о связи технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Необходимо отметить, что, начиная с 2012 г. ОАО «РЖД» были инициированы обращения и исследования для внедрения в среду железнодорожных перевозок новых технологических сервисов в области радиосвязи.
Установлено, что в связи с обращением ОАО «РЖД» в 2012 году в адрес Правительства Российской Федерации Минкомсвязью России было отмечено, что «...в условиях крайнего дефицита радиочастотного спектра полоса радиочастот 1787,5 - 1802,5 МГц является практически последней свободной полосой радиочастот в Российской Федерации, что является исключительным фактором при создании общенациональной сети связи для целей управления железнодорожным транспортом».
Исходя из этого, в соответствием с решениями ГКРЧ, ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» совместно с ОАО «РЖД» и другими заинтересованными организациями проведена работа по практическим исследованиям и разработке условий совместного использования РЭС перспективных стандартов для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
С учетом полученных результатов ГКРЧ принято решения от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для построения технологических сетей связи, перспективных стандартов и радиотехнологий на железнодорожном транспорте» (далее - Решение). При этом предусмотрено, что сети технологической радиосвязи строятся на вторичной основе и в соответствии с Решением ГКРЧ от 20 декабря 2011 года № 11-13-01 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений»:
- не должны причинять помех РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- не могут требовать защиты от помех со стороны РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- могут требовать защиты от помех со стороны РЭС той же самой радиослужбы или другой вторичной радиослужбы, которым радиочастоты могут быть присвоены позже.
Как указано выше, основной целью Решения является обеспечение создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Определение условий, на которых выделяются радиочастоты в полосе 1785 - 1805 МГц для пользователей иных типов сетей, может осуществляться отдельными решениями ГКРЧ для каждого типа сетей.
В рамках реализации перспективных проектов на железнодорожном транспорте, в том числе комплексного инновационного проекта «Цифровая железная дорога» и федерального проекта «Цифровой транспорт и логистика», в целях повышения безопасности движения поездов, внедрения инфотелекоммуникационных технологий и систем, а также для оптимизации расходов на перевозки и содержание объектов инфраструктуры и подвижного состава крайне необходимо создание цифровых высокоскоростных систем радиосвязи на железнодорожном транспорте для реализации следующих технологических сервисов: систем автоведения поездов (система автомашинист, «беспилотный локомотив»); интеллектуальных управляющих систем организации движения поездов; систем удаленной диагностики подвижного состава; систем мониторинга инфраструктуры на станциях и перегонах; систем технологических мобильных рабочих мест эксплуатационного персонала, в том числе с функцией контроля местоположения на инфраструктуре; беспроводных систем промышленного и охранного телевидения; перспективных (на базе стандарта LTE) систем технологической цифровой радиосвязи; информационных систем обеспечения станционной работы и электронного документооборота; технических решений по организации «последней мили» до объектов железнодорожной инфраструктуры.
Планами перспективного развития ОАО «РЖД» в период до 2025 года предусматривается проектирование и строительство сетей связи стандарта LTE на 252 железнодорожных станциях и 10 железнодорожных участках более чем в 60 субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках реализации мероприятий «Обеспечение покрытия первоочередных объектов транспортной инфраструктуры (включая железнодорожную и автодорожную инфраструктуру) сетями связи с обеспечением широкополосной беспроводной передачи данных и голоса» федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Перечень перспективных станций и участков для проектирования и строительства инфраструктуры LTE на период до 2025 года утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 19.03.2019 № 466-р.
В настоящее время в соответствии с Решением получены разрешения на использование радиочастот от 20.02.2020 № 69-рчс-20-0027 (станция Челябинск), от 20.02.2020 № 69-рчс-20-0047 (станция Инская, Новосибирская область), от 20.05.2020 № 203-рчс-20-0042 (станция Кинель, Самарская область), от 08.07.2020 № 284-рчс-20-0079 (станция имени Максима Горького, Волгоградская область), от 02.09.2020 № 377-рчс-20-0055 (г. Москва и Московская область), от 02.09.2020 № 377-рчс-20-0056 (станция Лужская, Ленинградская область). Начаты строительные работы на объектах в Челябинской области, Новосибирской области, Московском центральном кольце. Перечислено в федеральный бюджет за использование радиочастотного спектра на территории Челябинской, Новосибирской, Самарской областям по полученным от Роскомнадзора разрешениям - 5 489 424,00 руб.
Кроме того, Решение не ограничивает использование радиочастотного спектра конкретной компанией или технологией, а только определяет условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях создания сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий.
Определение условий, на которых выделяются радиочастоты в полосе 1785 - 1805 МГц для пользователей иных типов сетей, может осуществляться отдельными решениями ГКРЧ для каждого типа сетей.
Исходя из того, что к технологическим сетям связи используемым в транспортном комплексе предъявляются повышенные требования для обеспечения транспортной и национальной безопасности, а сами технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, то в Решении уточнен характер деятельности этих организаций - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В связи с тем, что наименование и число этих организаций за время действия Решения может измениться, полоса частот выделяется для неопределенного круга лиц.
Решение не ограничивает использование радиочастотного спектра конкретной компанией или технологией, а определяет условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях создания сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий.
Решение не ограничивает право третьих лиц и организаций на подачу заявки в ГКРЧ на получение установленным порядком разрешения на использование полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц. При этом следует отметить необходимость обеспечения помехозащищенности технологических сетей связи на железнодорожном транспорте. Существенные риски как для владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта так и для железнодорожной отрасли в целом могут возникнуть при нарушении норм частотно-территориального разноса радиоэлектронными средствами сторонних операторов, что может привести к непредсказуемым негативным последствиям, в том числе, к аварийным ситуациям на железной дороге.
Суд отмечает также, что оспариваемым решением не возлагаются дополнительные полномочия на Минтранс России по установлению перечня владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта. В соответствии с Решением Минтранс России, как член ГКРЧ, осуществляет информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об организациях фактически являющихся владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Учитывая изложенное, заявителями не доказано нарушение их прав и законных интересов в соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ.
При этом Заявители не лишены права обращения в суд за защитой нарушенного права в случае отказа ГКРЧ о выделении полос радиочастот и о досрочном их прекращении.
Кроме того, суд полагает, что заявителями пропущен установленный ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд.
Согласно ст. 198 АПК Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
Согласно п. 16 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 (далее - Положение о Комиссии) решения Комиссии в течение 20 дней со дня их принятия публикуются на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Решение от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» 26.09.2018 размещено на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Данная информация является общедоступной, расположена по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6230/.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить дату, когда заявители узнали или должны были узнать об оспариваемом Решении ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02.
Между тем, Заявители осуществляют на территории Российской Федерации экономическую деятельность в сфере связи, неоднократно подавали заявления в ГКРЧ о присвоении радиочастотного ресурса. Таким образом, мониторинг официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который является официальным источником опубликования решений ГКРЧ является необходимым и Заявители должны были ознакомиться с принимаемыми Комиссией решениями.
В связи с вышеизложенному, по состоянию на 20.08.2019 (дата подачи заявления) срок давности по обжалованию решения Комиссии от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» истек.
Истечение срока давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, как минимум на дату (12.02.2019) подачи настоящего заявления заявители выражали несогласие с решением ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02 в части выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В таком случае, они были вправе обжаловать указанное решение ГКРЧ в установленном порядке.
Между тем, с заявлением о признании незаконным Решения ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02 заявители обратились в Арбитражный суд г. Москвы 20.08.2019, то есть со значительным пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК России.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 по делу № АКПИ19-116 не может рассматриваться как факт, с которого начинает течь срок давности, поскольку выводы, сделанные судом в указанном решении, не определяют какой-либо новый смысл п. 15 Положения о Комиссии. Пунктом 15 Положения о Комиссии установлены конкретные случаи выделения радиочастотного спектра не содержит какой-либо неопределенности и не нуждается в дополнительном толковании.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя препятствий для обращения с требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, последним не представлено.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленных законом процессуальных сроков на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого решения, в том числе в части п. 1, 3, незаконным.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оспариваемое решение ГКРЧ не нарушает прав заявителей, поскольку вынесено в отношении владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Положением ГКРЧ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336, и не содержит каких-либо ограничений прав и законных интересов иных юридических лиц.
Более того, Решение также не ограничивает право третьих лиц и организаций на подачу заявки в ГКРЧ на получение установленным порядком разрешения на использование полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц.
В соответствии с Порядком рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений, утвержденным решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-01, юридические и физические лица, заинтересованные в использовании полосы радиочастот, имеют право представить в ГКРЧ заявки для выделения полосы радиочастот.
При этом указанный Порядок не имеет ограничений по количеству лиц, имеющих право подать заявку на использование идентичных полос радиочастот. Указывается, что радиочастотная заявка возвращается заявителю в случае наличия решения о выделении полосы радиочастот для неопределенного круга лиц с теми же условиями.
Решение было принято для организации внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
При этом в соответствии с пунктом 3 Решения использование полосы радиочастот 1785-1805 МГц РЭС технологических сетей связи на железнодорожном транспорте разрешается при выполнении определенных условий, в том числе в области разработки и согласования с ФСО России соответствующих мероприятий по введению временных ограничений на работу РЭС.
Учитывая, что в Решении отсутствуют условия использования полосы радиочастот для РЭС иного назначения, например, для использования в сетях связи, предназначенных для оказания услуг связи, а также условия для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ, Решение не может являться препятствием для инициирования заявителями как юридическими лицами соответствующей радиочастотной заявки в соответствии с Порядком и, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Суд пришел к выводу о недоказанности заявителями несоответствия оспариваемых решений действующему законодательству, а также нарушения их прав и законных интересов оспариваемым решением, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая