Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-222482/18 -33-2458 |
ноября 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2018 года
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
Протокол ведет секретарь судебного заседания Харламова В.Ф.,
Рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
к ответчику: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
третьи лица: ООО «ЭКМО», Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г.Томска»
о признании незаконными решения и предписания от 10.09.2018г. № Т-158/18,
при участии в судебном заседании:
согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания от 10.09.2018г. № Т-158/18 Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г.Томска» поддержало позицию заявителя.
Третье лицо ООО «ЭКМО» поддержало позицию ответчика.
Выслушав представителей явившихся участников процесса, рассмотрев материалы дела, оценив представленные материалы в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом проверено и установлено, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба определена в качестве уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из материалов дела, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «ЭКМО» на действия организатора торгов - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области (извещение № 270618/2724524/01)
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России 10.09.2018г. вынесены решение и предписание по делу № Т-158/18 (далее — Решение и Предписание).
Департаменту на основании решения ФАС России № Т-158/2018 предписано в срок до 20.09.2018:
- отменить Протокол рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора от 21.08.2018;
- внести изменения в Документацию для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора в соответствии с выводами, изложенными в решении ФАС России от 10.08.2018 № Т-158/18, продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881;
- установить новые дату и время приема заявок на участие в Конкурсе;
- установить новые дату и время проведения Конкурса.
Департаменту разместить информацию, предусмотренную пунктом 1 настоящего предписания, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора.
Департаменту в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 и 2 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, полагая вынесенные решения и предписание незаконными и необоснованными, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент) в 2018 году осуществляется экономическая деятельность по конкурсному отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора.
Цель конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора - это заключение соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора (включающей территории муниципальных образования: городской округ «Город Томск», Томский район) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Деятельность по конкурсному отбору регионального оператора (региональных операторов) на уровне субъектов Российской Федерации в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, поскольку законодательный срок реализации концепция перехода на новую систему обращения с отходами в Российской Федерации, предполагающую выбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях соответствующих зон деятельности по субъекту РФ, организовывающих выполнение полного цикла обращения с отходами и несущего ответственность за качественное и своевременное выполнение указанных работ, установлен 01.01.2019.
Деятельность Департамента по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора осуществлена в строгом соответствии со следующими нормативными правовыми актами и документами: Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89); Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила); Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»; Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»; Постановлением Администрации Томской области от 26.12.2017 N 449а «О порядке заключения соглашения между исполнительным органом государственной власти Томской области и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами»; Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденная приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.02.2017 № 33 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» и размещена на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: https://depnatoe.tomsk.gov.ru в сети Интернет.
В соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов Департаментом утверждена конкурсная документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее - конкурсный отбор, документация о конкурсном отборе) распоряжением Департамента № 113 от 27.06.2018 (в редакции распоряжения Департамента от 27.06.2018 № 115). Извещение № 270618/2724524/01 о проведении указанного конкурсного отбора размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт).
В соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14.03.2018 № 39 утвержден состав конкурсной комиссии для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее - конкурсная комиссия).
16.08.2018 конкурсной комиссией проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе, процедура была зафиксирована в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе, велась аудиозапись.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе от 16.08.2018 до окончания срока подачи заявок в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области было предоставлено три заявки на участие в конкурсном отборе в запечатанных конвертах, одно изменение в заявку и 1 отзыв заявки. Заявки зарегистрированы в Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Томской области. Вносилось изменение в заявку с регистрационным номером 1. Отозвана заявка с регистрационным номером 3. Фактов подачи одним заявителем двух и более заявок не установлено (лист 2 протокола вскрытия конвертов).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе № б/н от 16.08.2018, журналом приема заявок на участие в конкурсном отборе на конкурсный отбор поступили:
1)заявка, которой присвоен номер «1» - Заявка № 1. Указанная заявка на участие в конкурсном отборе подана заявителем - УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», 634050, <...>: Дата и время подачи заявки 28.06.2018 в 11:00 (по местному времени) (регистрационный номер в журнале приема заявок - 1). В указанную заявку были внесены изменения указанным заявителем - время внесения изменений в заявку 28.06.2018 в 16:45 (регистрационный номер в журнале приема заявок - 2).
2)заявка, которой присвоен номер «2» - Заявка № 2. Указанная заявка подана заявителем ООО «ЭКМО», 634040, <...>. Дата и время подачи заявки 15.08.2018 в 16:23 (по местному времени) (регистрационный номер журнале приема заявок - 4).
Заявка, поданная заявителем ООО «Сорнет» (регистрационный номер в журнале приема заявок - 3), была отозвана заявителем до момента окончания времени для приема заявок (письмо об отзыве заявок зарегистрировано в журнале приема заявок под номером -5).
Далее конкурсной комиссией рассмотрены в соответствии с требованиями Правил и документации о конкурсном отборе представленные заявки УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и ООО «ЭКМО» на предмет допуска либо отказа в допуске на участие в конкурсном отборе.
В соответствии с решением конкурсной комиссии, зафиксированном в протоколе рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора № б/н от 21.08.2018:
1) По заявке на участие в конкурсном отборе, поданной УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» было установлено следующее:
- заявитель - УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» признан комиссией соответствующим требованиям документации о конкурсном отборе и Правил;
- заявка УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» признана комиссией соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и Правил;
- заявленные значения критериев ООО УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», признаны комиссией соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе.
2) По заявке на участие в конкурсном отборе, поданной ООО «ЭКМО» было принято решение о недопуске к участию в конкурсном отборе (лист 22 протокола рассмотрения заявок) в соответствии с пунктами 6.8.1, 6.8.3 документации об отборе в связи со следующем:
-заявителем в составе заявке не предоставлены документы, предусмотренные в разделе 3 документации об отборе, а именно не представлено решение об одобрении крупной сделки по обеспечению заявки и (или) обеспечению исполнения обязательств по соглашению;
-заявка и документы (материалы), предоставленные заявителем в составе заявки не соответствуют требованиям раздела 3 документации об отборе, а именно нарушена форма предоставления расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора (пункт 3.4.6 документации об отборе);
-заявка и документы (материалы), предоставленные заявителем в составе заявки не соответствуют требованиям раздела 3 документации об отборе, не представлены в полном объеме документы, определенные разделом 3 документации об отборе, а именно не подтверждено заявителем минимальное значение критерия качества оказания услуги регионального оператора - критерий квалифицированности (пункт 3.4.7 документации об отборе).
3) В соответствии с пунктом 34 Правил конкурсный отбор был признан не состоявшимся, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» признано единственным участником конкурсного отбора (лицо, допущенное к участию в конкурсном отборе) с которым Департаменту поручено заключить соглашение.
При этом в составе заявки УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» содержалось распоряжение Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации города Томска от 27.06.2018 № 75 о согласовании получения банковской гарантии единственному участнику Конкурса. Согласно пункту 2.3 указанного Распоряжения № 75 от 27.06.2018 сумма банковской гарантии, действительно, составляет 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся на территории зоны деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе регионального оператора, в течение соответствующего года. Между тем, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в указанную заявку внесло изменения (время внесения изменений в заявку 28.06.2018 в 16:45) (регистрационный номер в журнале приема заявок - 2). В составе изменений в заявку была представлена копия распоряжения департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска от 28.06.2018 № 76 о согласовании крупной сделки по привлечению банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательств из соглашения по организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора, с суммой банковской гарантии, указанной в пункте 2.3., в размере 10 % максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся на территории зоны деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе регионального оператора, в течение соответствующего года.
Таким образом, заявителем УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» представлен в составе документов заявки документ о согласовании совершения крупной сделки по привлечению банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательств по соглашению, заключаемому с региональным оператором Департаментом, полностью соответствующий требованиям Правил и требованиям пункта 5.13 документации о конкурсном отборе. И, соответственно, отказ в допуске к участию в конкурсном отборе заявителя по указанной причине является незаконным.
Таким образом, допуск к участию в конкурсном отборе Департаментом УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» является законным и основанным на нормах пунктов 16,19, 43 Правил, пунктов 3.4.4, 5.1.3, 6.8 документации о конкурсном отбор.
Довод антимонопольного органа о нарушении заявителем подпункта «б» пункта 22 Правил в виду установления требования о представления документов о прохождении работниками заявителя профессионального обучения илиполучения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, при определении документов которым подтверждается заявленное заявителем значение критерия конкурсного отбора -квалифицированность), судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со статьями 5, 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными требованиями Правилами проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 установлено, документация об отборе регионального оператора - документ, утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 Правил документация об отборе содержит:
- критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором (подпункт «и»);
- состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки (подпункт «т»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительный критерии качества услуги регионального оператора: критерий квалифицированности - наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет;
Согласно пункту 26 Правил заявка содержит в том числе, значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором (подпункт «и»).
В данной связи положениями Правил установлено исключительно возможность установления такого критерия качества услуги регионального оператора как критерий квалифицированности, определяемый следующим образом -наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет. При этом Правила не содержат перечня документов, которыми соответствие данному критерию проверяется, а, наоборот, в положениях Привил указано, что перечень документов, которыми подтверждается соответствие участника указанному критерию определяет организатор торгов в документации об отборе.
В соответствии с указанными требованиями Правил в документации о конкурсном отборе, дословно формулировке Правил, установлен критерий качества услуги регионального оператора - критерий квалифицированности как наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет (пункт 7 таблицы 1 раздела 8 документации о конкурсном отборе, приложение 6 к документации о конкурсном отборе).
Таким образом, Департаментом установлен критерий качества квалифицированность в соответствии с наименованием и содержанием данного критерия, которые заложены требованиями Правил, не изменяя и не подменяя их.
В свою очередь в пункте 8.4. документации об отборе регионального оператора Департаментом на основании полномочий, предусмотренных во втором абзаце пункта 2, подпунктах «и», «т» пункта 12, подпункте «б» пункта 22 Правил, определены документы, которые должны быть представлены заявителями для подтверждения заявленных значений по критериям конкурсного отбора.
Критерий квалифицированности предполагает наличие у заявителя работников:
- с которыми заявителем заключен трудовой договор;
- которые имеют стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет.
В соответствии с п. 8.4.7 документации об отборе для подтверждения критерия квалифицированность (критерия «Т») - «наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовых договоров работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами, не менее 3 лет» заявителем должны быть представлены следующие документы (заверенные руководителем или уполномоченным лицом заявителя копии):
а) приказов о принятии в штат заявителя работников (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
б) трудовых договоры заявителя с работниками (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
в) трудовых книжек работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с настоящим подпунктом документации трудовые договоры (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
г) документов, подтверждающие стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет у каждого работника заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры:
трудовые договоров работников заявителя, заключенные работником с предыдущим (предыдущими) работодателями (в случае когда, работник заявителя, с которым заключен представленный в соответствии подпунктом «б» настоящего пункта трудовой договор, заключил указанный трудовой договор позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе заявителем, либо в случае, если трудовой договор заключен работником и заявителем ранее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе заявителем, но период выполнения трудовой функции в сфере обращения с отходами составляет менее 3 лет);
должностные инструкции работников заявителя (а также должностные инструкции работников, которые им исполнялись у предыдущего (предыдущих) работодателей) (в случае, когда в заключенных трудовых договорах, представленных в соответствии с
подпунктами «б», «г» не содержится ссылок на трудовую функцию в сфере обращения с отходами);
д) документы, подтверждающие квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры, выданные не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности;
Документы, указанные в подпунктах «б» - «г» настоящего пункта должны подтверждать суммарную продолжительность работы работника заявителя в сфере обращения с отходами (как у заявителя, так и у предыдущего (предыдущих) работодателей (при необходимости)) не менее 3 лет».
Предоставляемые заявителем трудовые договоры работников заявителя, заключенные работником с предыдущим (предыдущими) работодателями (в соответствии с подпунктом «г» пункта 8.4,7 документации об отборе), могут быть заверены предыдущими работодателями.
Департамент, устанавливая перечень документов, которые подтверждают стаж работы каждого работника в сфере обращения с отходами, руководствовался исключительно нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность по обращению с отходами и целями отбора регионального оператора по обращению с отходами в виде: обеспечения равного доступ к участию в отборе, обеспечения единого и однозначного для всех участников понимания его условий, критериев отбора, требований к документам, которые подтверждают заявленное участником значение критериев, проведения отбора регионального оператора в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечения объективной и правильной оценки уполномоченным органом представленных заявок.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» предусматривает в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами (для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности): наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Таким образом, при установлении в подпункте «д» пункта 8.4.7. документации об отборе требования по предоставлению документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры, выданных датой не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, обусловлено требованиями действующего законодательства о возможности осуществлять деятельность по обращению с отходами после получения документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. И, соответственно, только после получения указанных документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, лицо вправе и имеет возможность осуществлять трудовую функцию, связанную с обращением с отходами, и с такого периода начинает идти стаж работы в сфере обращения с отходами у сотрудника заявителя. Соответственно, до получения указанных документам указанная деятельность в сфере обращения с отходами не осуществлялась и не могла осуществляться (с учетом понимания добросовестности участников хозяйственного оборота данной сферы).
Отсутствие документов, подтверждающих прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в сфере обращения с отходами, необходимое по закону для осуществления деятельности в сфере обращения с отходами не может свидетельствовать о наличии «законного» опыта работы в данной сфере, требуемого в соответствии с нормативными актами, равно как, например, отсутствие юридического образования не подтверждает стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на отдельные должности государственной службы.
Учитывая, что должности в организациях, на которые принимаются лица для работы в сфере обращения с отходами (в частности должности, на которые приняты работники в ООО «ЭКМО»), с наименованиями «водитель», «тракторист» и др. и с содержанием трудовой функции, описанном в трудовом договоре, позволяющем работнику как работать в сфере обращения с отходами (например, водитель на мусоровозе), так и не работать в сфере обращения с отходами (водитель служебного транспорта директора, перевозка товарно-материальных ценностей). Таким образом, только совокупность документов, предусмотренная в пункте 8.4.7 документации о конкурсном отборе позволяет сделать вывод о наличии у работников законного стажа работы в сфере обращения с отходами среди которых документ о профессиональном обучении или получении дополнительного профессионального образования в сфере обращения с отходами, выданный датой ранее 3 лет предшествующих дате подачи заявки и должностные инструкции (в составе трудовых договоров в т.ч.), предусматривающие деятельность связанную с обращением с отходами (с общей продолжительностью трудовых отношений не менее 3 лет).
Таким образом, установление в документации об отборе документов, в составе определенном пунктом 8.4.7 документации о конкурсном отборе, для подтверждения заявителем значения заявленного критерия квалифицированности полностью соответствуют полномочиям Департамента, определенным в абзаце втором пункта 2, подпунктах «и», «т» пункта 12, подпункте «б» пункта 22, подпункте «и» пункта 26 Правил, является законным и соответствует положениям статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ, подпунктам «и», «т» пункта 12, подпункту «б» пункта 22 Правил.
Кроме того, законодательный принцип «законности предписания» означает, что предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного (муниципального) органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должностного лица должно включать законные требования, и должно быть реально исполнимо, содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Кроме того, меры, установленные для контролируемого субъекта в предписании антимонопольного органа, должны быть соразмерными нарушению (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Несоразмерность мер, установленных для контролируемого субъекта в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным.
Наличие в пункте 3.1 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» открытого перечня мер, которые могут быть предписаны заказчику, не означает, что соответствующие меры могут быть избраны антимонопольным органом произвольно. Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение прав заказчика должно являться соразмерным, т.е. преследовать законную цель, быть пригодным и необходимым для ее достижения, не создавать ситуацию, когда исполнение предписанных мер приведет к наступлению существенных неблагоприятных последствий для заказчика.
Вместе с тем, предписание ФАС России № Т-158/2018 указанным принципам в полной мере не отвечает.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые акты недействительны и подлежат отмене. Законность и обоснованность их вынесения административным органом не доказана.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения и предписания ответчиком не доказано, решение и предписание нарушают права и законные интересы заявителя, необоснованно устанавливая в его действиях соответствующие нарушения, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4, 29, 51, 64-66, 71, 75, 81, 123, 156, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству, признать недействительными решение ФАС России № Т-158/18 от 10.09.2018г. и предписание ФАС России № Т-158/18 от 10.09.2018г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |