именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 мая 2015 годаДело № А40-22301/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (92-167)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жердевой К.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО РОЦ «Дельфин и Я»
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
об оспаривании постановления от 02.02.2015 г. №11-35/80 по делу об административном правонарушении и представления от 02.02.2015 №11-36/49
с участием представителей заявителя ФИО1 по паспорту, ФИО2 по дов. от 28.04.2015 № б/н
УСТАНОВИЛ:
ООО РОЦ «Дельфин и Я» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 02.02.2015 г. №11-35/80.
Заявление мотивировано тем, что факт правонарушения не доказан, вина заявителя не установлена.
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Представителя в суд не направил, через канцелярию суда представила материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, отзыв не представил. С учетом ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления от 02.02.2015 о назначении административного наказания № 11-35/80 подано ООО РОЦ «Дельфин и Я» в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Оспариваемым постановлением от 02.02.2015 № 11-35/80, вынесенным старшим госарственным инспектором по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по ЦФО на основании протокола об административном правонарушении от 28.01.2015 № 11-33/47, ООО РОЦ «Дельфин и Я» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500.000 руб.
С учетом положений ч. 1, п.9 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 30.07.2004г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. № 370», Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 13.01.2009г. № 3, протоколы об административных правонарушениях составлены и оспариваемые постановления вынесены уполномоченным должностным лицом.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем.
В соответствии со ст. 8.35 КоАП РФ уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что ООО РОЦ «Дельфин и я» незаконно передало двух особей черноморской афалины (самец с микрочипом № 643094100037026 и самка с микрочипом № 643094100037025, далее - Дельфины) ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» для содержания их в дельфинариях по адресам, не предусмотренным имеющимися разрешениями на их содержание № 0042 от 22.08.2012 и № 0043 от 22.08.2012. Тем самым общество допустило содержание Дельфинов по адресу: <...> в отсутствие надлежащих на то разрешений, чем нарушило ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., ст. 26 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995.
На основании указанных обстоятельств, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО было вынесено представление № 11-36/49 от 02.02.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.
На основании ч. 1 ст. 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Согласно ст. 26 ФЗ «О животном мире», содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В отношении животных, занесенных в Красную Книгу РФ, разрешения выдаются Росприроднадзором.
ООО РОЦ «Дельфин и Я» имеет разрешения Росприроднадзора № 0042 от 22.08.2012 и № 0043 от 22.08.2012 на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, на двух вышеуказанных особей черноморской афалины.
Административным органом указано на содержание Дельфинов по адресам, не предусмотренным имеющимися разрешениями № 0042 и № 0043 от 22.08.2012.
Однако указанный вывод административного органа является ошибочным по следующим основаниям.
Разрешения Росприроднадзора № 0042 и № 0043 от 22.08.2012 выданы ООО РОЦ «Дельфин и Я» с указанием юридического и почтового адреса Общества, т.е. реквизитов Общества и не определяют конкретное место содержания животных.
Вместе с тем, законом не предусмотрена обязанность лица, получившего разрешение Росприроднадзора, содержать животных по месту своего нахождения либо по иному конкретному адресу.
Таким образом, ООО РОЦ «Дельфин и Я» содержит Дельфинов в соответствии с требованиями ст. 26 ФЗ «О животном мире», на основании разрешений № 0042 и № 0043 от 22.08.2012.
Следует отметить, что согласно п. 9 «Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания», утвержденного Приказом Минприроды России от 30.01.2013 N 36 (далее - Административный регламент), разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках, а также животных, полученных по разрешению (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Согласно разрешениям Росприроднадзора на содержание и разведение в полувольных условиях № 0042 от 22.08.2012 и № 0043 от 22.08.2012, обе особи Дельфинов поступили заявителю из ООО «Утришский дельфинарий» согласно распорядительной лицензии на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ № 8 от 04.07.2012.
Учитывая вышеизложенное, ООО РОЦ «Дельфин и Я» не обязано получать разрешение на содержание в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указанных особей Дельфинов, в том числе и специально в городе Иркутске.
Административный орган в оспариваемом постановлении также указывает на незаконную передачу заявителем Дельфинов Обществу с ограниченной ответственностью ЗЦК «Московский дельфинарий».
Действительно, в соответствии с договором от 25.07.2014 № 1, заключенным между ООО РОЦ «Дельфин и Я» и ООО ЗЦК «Московский дельфинарий», ООО РОЦ «Дельфин и Я» обеспечивает участие в работе дельфинария ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» двух вышеуказанных особей черноморской афалины и обязано оформить на животных всю необходимую разрешительную документацию в полном объеме, содержать животное в дельфинарии, осуществляя своими силами все необходимые работы по уходу за ними.
Однако, дельфины другим юридическим лицам, в том числе и ООО ЗЦК «Московский дельфинарий», не передавались и содержатся ООО РОЦ «Дельфин и Я».
Согласно ст. 24 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", содержание диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, в неволе и выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства, дельфины, в соответствии с договором № 1 от 25.07.2014 г. между ООО ЗЦК «Московский дельфинарий» и ООО РОЦ «Дельфин и Я» о совместной деятельности, содержатся заявителем в научных и культурно-просветительных целях для широкой пропаганды знаний о морских млекопитающих в передвижном дельфинарии, принадлежащем на праве собственности ООО ЗЦК «Московский дельфинарий», расположенном по адресу: <...>.
Содержание и сопровождение дельфинов осуществляют ветеринар и тренеры - сотрудники ООО РОЦ «Дельфин и Я», обеспечивающие соблюдение требований законодательства в сфере охраны животных и окружающей среды и исполнение обязанностей, возложенных на юридических лиц, занимающихся содержанием и разведением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ (в том числе, предусмотренных ст. 26 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995г.).
Следовательно, положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации", согласно которым право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных, в рассматриваемом случае на ООО РОЦ «Дельфин и Я» не распространяются.
При указанных обстоятельствах ответчик не доказал факт нарушения Обществом требований ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., ст. 26 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995, что свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления от 02.02.2015 г. №11-35/80.
Отсутствие события правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах требования ООО РОЦ «Дельфин и Я» об оспаривании постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 02.02.2015 г. №11-35/80 подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, поскольку оспариваемое постановление не соответствует закону.
В связи с тем, что арбитражным судом установлены основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, представление от 02.02.2015 №11-36/49 об устранении установленного данным постановлением правонарушения подлежит признанию недействительным как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.2, 8.35, 24.5, 25.1, 26.2, 28.2, 29.7, 29.10, 30.3, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 02.02.2015 г. №11-35/80 по делу об административном правонарушении и представление от 02.02.2015 №11-36/49 в отношении Общества с ограниченной ответственностью РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «Дельфин и Я» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Москва, ул. Гастелло, 41, дата гос.регистрации 10.11.2006).
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | И.Н. Уточкин |