Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-224871/17-149-2057
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 января 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Фармацевтическое бюро»
к СПИ ОСП по ЦАО №3 УФССП России по г.Москве ФИО1, УФССП России по г.Москве
третьи лица: ООО «Да Ю Инвестментс Лимитед»
о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, незаконных действий
с участием:
от заявителя: ФИО2 (дов. от 27.09.2017)
от ответчиков: ФИО1 (служебное удостоверение)
от 3-го лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО «Фармацевтическое бюро» (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве ФИО1 от 16.11.2017 о взыскании исполнительского сбора в размере 2 856 139,73 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 55090/19/77054-ИП от 05.07.2016; о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве ФИО1 по взысканию исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 55090/16/77054-ИП от 05.07.2016.
Заявитель требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам отзыва, представил материалы исполнительного производства.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип законности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Законом об исполнительном производстве.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом об исполнительном производстве, а также Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу п.1 ст.36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.8 указанной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела,16.11.2017 судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 2 856 139,73 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 55090/19/77054-ИП.
Не согласившись с указанными постановлениями о взыскании исполнительского сбора, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на исполнении в ОСП по ЦАО №2 УФССП России по Москве находилось исполнительное производство № 55090/16/77054-ИП от 05.07.2016, возбужденное на основании принятого к исполнению исполнительного документа - исполнительного листа ФС №012517502 от 01.07.2016, выданного органом: Арбитражным судом города Москвы по делу № А40-209323/15-72-1716. вступившему в законную силу 21.06.2016, предмет исполнения: задолженность в размере: 40 801 996, 17 руб., в отношении должника: ООО «Фармацевтическое бюро», в пользу взыскателя: ООО «Да Ю Инвестментс Лимитед».
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено по юридическому адресу должника. Постановление о возбуждении исполнительного производства №55090/16/77054-ИП от 05.07.2016 получено 07.07.2016, о чем имеется уведомление АО «ДХЛ Интернешнл».
Согласно ч.11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
В срок, предоставленный для добровольного исполнения, т.е. до 14.07.2016 требование исполнительного документа не исполнено.
В соответствии со ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) "Жалоба на постановление должностного липа службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Должником постановление о возбуждении исполнительного производства не обжаловано, т. е. вступило в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя 'о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 25.07.2016 № 77054/16/61047 о розыске счетов, принадлежащих должнику и наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника в адрес АО «Райффайзенбанк». Указанное постановление получено представителем должника ФИО3 09.08.2016, о чем имеется отметка на указанном постановлении.
Также 25.07.2016 вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника № 77054/16/61057. Указанное постановление также получено представителем должника ФИО3 09.08.2016, о чем имеется отметка на указанном постановлении.
Должником в адрес ОСП но ЦАО №2 26.08.2016 подано заявление о снятии ареста с акций. В ответ на указанное постановление судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 09.09.2016 № 77054/16/94549 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).
Указанные обстоятельства свидетельствуют об уведомлении должника о возбуждении исполнительного производства №55090/16/77054-ИП от 05.07.2016.
В связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 16.11.2017 № 77054/17/249733 о взыскании исполнительского сбора в размере 2 856 139,73 руб. Данное постановление получено представителем должника ФИО4 16.11.2017.
В соответствии с п.78 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015г. № 50 (далее Постановление Пленума № 50) исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При изложенных обстоятельствах, у судебного пристава-исполнителя имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора в соответствии со статьями 17 и 112 Закона об исполнительном производстве. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 16.11.2017 № 77054/17/249733 вынесено в строгом и полном соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Согласно п. 75 Постановление Пленума № 50 основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Должник не может быть освобождён от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объёме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учётом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в рамках предоставленных полномочий с соблюдением требований действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Совершенные в рамках исполнительного производства действия судебного пристава-исполнителя также полностью соответствуют действующему законодательству.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», руководствуясь ст.ст.65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 181, 200, 201, 329 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Фармацевтическое бюро» - отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону «Об исполнительном производстве».
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин