ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-226659/15 от 28.03.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

31 марта 2016г.

Дело №

А40-226659/2015-145-1870

Резолютивная часть решения объявлена 28марта 2016г.

Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2016г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з О.В. Широбоковой

рассмотрев дело по заявлению Публичного акционерного общества «Донавтовокзал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 344082 г.Ростов –на –Дону ул.Сиверса д. 1)

к Федеральному дорожному агентству (ОГРН <***>, ИНН <***>, 129085, <...>)

о признании незаконным решения от 29.09.2015 об отказе в утверждении Планов ОТБ

при участии: до объявления перерыва: от заявителя неявка, извещен. от ответчика – Колыбанов А.А., доверенность 01-33/9 от 11.01.2016, паспорт.

после объявления перерыва: от заявителянеявка, извещен.; от ответчика – ФИО2, доверенность 01-33/10 от 11.01.2016, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Донавтовокзал» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному дорожному агентству с заявлением о признании незаконным решения от 29.09.2015 об отказе в утверждении Планов ОТБ.

В судебном заседании от 21.03.2016г. объявлен перерыв до 28.03.2016г.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии последнего в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представители ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Из заявления следует, что письмом от 29.09.2015 № 08-30/29933-дсп Федеральное дорожное агентство направило в адрес ПАО «Донавтовокзал» заключения об отказе в утверждении планов ОТБ.

Посчитав указанное решение не обоснованным, нарушающим законные права и интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.

В соответствии ч 1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 ст. 200 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд учитывает, что бремя доказывания законности действий (бездействия) относиться на государственный орган, должностное лицо. В соответствии с определениями суда от 17.12.2015г. и 27.01.2016г, с учетом объявленного перерыва от 21.03.2016г., ответчик обязан был представить документальное обоснование послужившее основанием для вынесения обжалуемого отказа. Определение от 17.12.2015г. получено ответчиком 28.12.2015г., определение от 27.01.2016г. получено 04.02.2016г. Суд также учитывает, что представитель ответчика участвовал в заседании 21.03.2016г., в котором был объявлен перерыв для представления возможности представить все необходимые доказательства. Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного органа имелось достаточно времени для исполнения требования суда.

Принимая настоящее решение, суд учитывает позицию заявителя по делу и представленные доказательства.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве» Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство в соответствии с пунктом 5.14.3. положения о Федеральном дорожном агентстве утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве» (далее Положение), утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (Пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с подпунктом в) пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) под объектами транспортной инфраструктуры понимается - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Из представленных заявителем материалам дела следует, что ПАО «Донавтовокзал» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработало планы обеспечения транспортной безопасности своих структурных подразделений - Главного автовокзала, Шахтинского автовокзала. Мовошахтинского автовокзала и Таганрогского остановочного пункта и 02.07.2015г. направило их на утверждение в Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

09.07.2015 г. Планы ОГВ. получены Агентством.

Письмом от 29.09.2015 г. исх. № 08-30/29933-ДСП Росватодор известил ПАО «Донавтовокзал» об отказе в утверждении Планов ОТБ с указанием причин отказа:

- представленный план ОГИ (экз. №3) не оформлен, как документ, содержащий информацию ограниченного доступа:

- в плане ОГИ отсутствуют подлинник организационных распорядительных документов ПАО «Донавтовокзал», направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОГИ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон), сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 1257 (далее - Правила), настоящие Правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа субъектами транспортной инфраструктуры.

Пунктами 5, 7 указанных Правил установлено, что накопление, обработка, хранение и передача информации ограниченного доступа осуществляются на бумажных и иных материальных носителях - гибких магнитных дисках, съемных пакетах дисков и накопителях информации или картриджах, магнитных, оптических, магнитооптических накопителях и иных технических средствах накопления, обработки, хранения и передачи данных (далее - носители информации ограниченного доступа).

На носителях информации ограниченного доступа проставляется пометка «Для служебного пользования». Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы бумажного носителя информации ограниченного доступа или на первой странице сопроводительного письма к иным материальным носителям.

В соответствии с пунктом 5.6 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

В соответствии с пунктом 3.26 постановления Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица,  заверившего  копию; личную  подпись;  расшифровку  подписи  (инициалы, фамилию); дату заверения. Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.

Пунктом 43 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2012 № 2015 «Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности» установлено, что основанием для принятия решения об утверждении плана является представление заявителем надлежащего комплекта документов с указанием в них достоверных сведений, а также соответствие плана результатам проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пояснениями заявителя, и представленными материалами дела, указанный отказ не мотивирован, так как все документы, направленные обществом представлены в 3-х экземплярах и оформлены как документ, содержащий информацию ограниченного доступа. В соответствии с документами делопроизводства секретной части ПАО «Донавтовокзал», все экземпляры Планов ОТБ, как представленных на бумажных, так и на магнитных носителях, были зарегистрированы и отправлены в Федеральное дорожное  агентство, как содержащие сведенья ограниченного доступа.

Указанное в том числе подтверждается информацией, содержащейся в служебных документах общества утвержденной формы: журнал инвентарного учета письменных и сброшюрованных материалов (Ф-59), инв. от 10.01.2013г., № 61, журнал учета машинных носителей информации и машинных документов (Ф-25), инв. От 10.01.2008г. № 39с, сопроводительное письмо от 09.06.2015г. исх. № СО-92.

Также, согласно заявлению общества, все документы, направленные в Росавтодор были заверены надлежащим образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом, суд отклоняет доводы ответчика, о не соответствии представленных заявителем документов требования законодательства как не обоснованные.

Суд отмечает, что Росавтодором не представлены документы и доказательства, подтверждающие, что сданные ПАО «Донавтовокзал» не соответствуют вышеперечисленным требованиям.

При этом, суд отклоняет доводы представителя Росавтодора, данных в ходе судебного заседания, о не возможности представления указанных доказательств в связи с их уничтожением.

Так, суд отмечает, что ответчиком не представлено документов об уничтожении поступивших от ПАО «Донавтовокзал» документов. Кроме того, заинтересованным лицом не приведено нормативного обоснования в подтверждение полномочий должностных лиц (а) по уничтожению документов, а также порядка уничтожения поступивших документов.

Таким образом, административным органом не обоснованы причины вынесения решения об отказе в утверждении Планов ОТБ.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с изложенным, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015г. об отказе в утверждении Планов ОТБ незаконным.

Обязать Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации устранить нарушенные права заявителя в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном порядке.

Взыскать с Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации в пользу ПАО «Донавтовокзал» госпошлину 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:Д.Г. Вигдорчик