Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-228091/18-149-2471
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: ООО «Динская мусороуборочная компания»
о признании незаконными решения и предписания от 16.08.2018 №Т-150/18
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 11.12.2018 №70.07-06-9656)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 15.03.208 №ИА/17170/18)
от 3-х лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – заявитель, Министерство, Организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее – ответчик, ФАС России) от 16.08.2018 №Т-150/18.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
ООО «Динская мусороуборочная компания» высказалось по существу заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях. Поддержало позицию ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч.4 ст.198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, Комиссией Федеральной антимонопольной службой России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 13 была рассмотрена жалоба ООО «Динская мусороуборочная компания» на действия организатора торгов - министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее также - организатор торгов) при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 310318/11426559/02) (далее также - Конкурс).
По результатам рассмотрения материалов дела ФАС России вынесено решение № Т-150/18 от 16.08.2018 о нарушении заявителем процедуры проведения торгов, выразившееся в нарушении подпункта «л» пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 05.09.2016 № 881 (далее - Правила).
На основании указанного решения заявителю выдано предписание № Т-150/18 от 16.08.2018 об устранении допущенных нарушений путем:
- отмены протокола заседания на предмет вскрытия конвертов
с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне
по сообщению № 310318/11426559/02 от 30.07.2018 № 1;
- отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне от 01.08.2018 № 2;
- внесения изменения в Документацию открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденную приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 06.07.2018 № 255, в соответствии с требованиями Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и выводами, изложенными в решении ФАС России от 16.08.2018 №Т-150/18;
- установления новой даты и времени приема заявок на участие в Конкурсе;
- установления новой даты и времени проведения Конкурса.
Не согласившись с вынесенными актами, заявитель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Заявитель полагает, что оспариваемые решение и предписание ФАС России нарушают его права и законные интересы, поскольку они вынесены без учета реальных обстоятельств дела, а также представленных заявителем по фактам, изложенным в жалобе ООО «Динская мусороуборочная компания», пояснениям.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, суд указывает следующее.
Решение ФАС России принято по результатам рассмотрения жалобы ООО «Динская мусороуборочная компания» (далее – Общество) на действия Организатора торгов при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 310318/11426559/02) (далее — Конкурс, Жалоба), из которой следовало, что документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденная приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 06.07.2018 № 255 (далее - Конкурсная документация), и входящая в ее состав Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 № 747 (далее - Территориальная схема), содержат сведения, не позволяющие претенденту на участие в Конкурсе сформировать конкурсное предложение и подать заявку на участие в Конкурсе; Конкурсная документация и входящая в ее состав Территориальная схема не соответствуют действительности в части наличия полигона в городе Тихорецке, а также, ввиду отсутствия в Конкурсной документации сведений, предусмотренных Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 05.09.2016 № 881 (далее - Правила), участнику Конкурса не представляется возможным рассчитать приведенную стоимость услуги регионального оператора.
ООО «Динская мусороуборочная компания» указано, что Конкурсной документацией и входящей в ее состав Территориальной схемой предусмотрено размещение твердых коммунальных отходов на Тихорецком полигоне, однако на запрос Общества в администрацию Тихорецкого района был получен ответ, что в настоящее время полигон в городе Тихорецке отсутствует, в связи с этим соблюсти схему потоков отходов, предусмотренную Конкурсной документацией и входящей в ее состав Территориальной схемой, не представляется возможным.
Кроме того, Общество также указало, что в нарушение подпункта «л» пункта 12 Правил Конкурсная документация не содержит информации о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, следовательно, Конкурсная документация и входящая в ее состав Территориальная схема составлены таким образом, что у участника Конкурса отсутствует возможность рассчитать затраты регионального оператора на осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора.
Признавая Жалобу обоснованной, ФАС России исходил из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Согласно части 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Таким образом, соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено ФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 10 Правил организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.
Требования к содержанию документации об отборе установлены пунктом 12 Правил.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 7.6 Конкурсной документации расчет единого тарифа на услугу регионального оператора производится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Информация о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, расположена в сети интернет на официальном сайте Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (http://www.rek23.ru/urovni-tarifov/ut-utilizatsiua-zakhoronenie-tbo/).
ООО «Динская мусороуборочная компания» были представлены сведения о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами .по состоянию на 05.07.2018, размещенные на официальном сайте Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://www.rek23.ra/urovni-tarifov/ut-utilizatsiua-zakhoronenie-tbo/ (далее - официальный сайт Региональной энергетической комиссии).
Вместе с тем, из информации, размещенной на официальном сайте Региональной энергетической комиссии, по состоянию на 05.07.2018 усматривается, что сведения о тарифе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне, где расположен Тихорецкий МЭОК, указанный в Территориальной схеме как место размещения отходов, отсутствуют.
Довод Министерства о том, что по Тихорецкой зоне деятельности регионального оператора должны быть установлены тарифы для организаций, осуществляющих захоронение ТКО на объектах размещения отходов, указанных в лицензиях на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а именно для МУЛ «Саночистка» и МУП «ЖКХ Павловского района» подлежит отклонению, поскольку согласно размещенной на официальном сайте Министерства Территориальной схеме обращения с отходами в Тихорецкой зоне деятельности местом размещения ТКО является Тихорецкий полигон с местом нахождения в г. Тихорецке, однако, информации о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по состоянию на 05.07.2018, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, не указаны и (или) не установлены для полигона в г. Тихорецке.
Таким образом, принимая во внимание, что Конкурсная документация не содержит сведений о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне деятельности регионального оператора, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, ФАС России пришел к выводу, что при утверждении Конкурсной документации Организатором торгов был нарушен подпункт «л» пункта 12 Правил.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Решение ФАС России соответствует закону.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем «а» пункта 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции ФАС России выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В соответствии с названными положениями Закона о защите конкуренции на основании оспариваемого Решения ФАС России Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выдано предписание от 16.08.2018 в связи с нарушением подпункта «л» пункта 12 Правил, выразившегося в том, что Конкурсная документация не содержит сведений о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне деятельности регионального оператора, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Так, согласно Предписанию ФАС России Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края предписано следующее:
1. в срок до 27.08.2018:
- отменить Протокол заседания на предмет вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне по сообщению № 310318/11426559/02 от 30.07.2018 № 1;
- отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне от 01.08.2018 № 2;
- внести изменения в Документацию открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденную приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 06.07.2018 № 255, в соответствии с требованиями Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора .региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и выводами, изложенными в решении ФАС России от 16.08.2018 № Т-150/18;
- установить новые дату и время приема заявок на участие в Конкурсе;
- установить новые дату и время проведения Конкурса.
2. разместить информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении Конкурса.
Предписание выдано Министерству в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, суд также приходит к выводу, что Предписание ФАС России соответствует закону.
Таким образом, приведенные Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемых актов.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ответчиком законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемым решением, а также не указано какое нарушенное право подлежит восстановлению путем удовлетворения рассматриваемого заявления.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения и предписания отсутствуют, оспариваемое решение и предписание являются законными, обоснованными, приняты в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании вышеизложенного, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - отказать.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин