ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-228866/15 от 16.03.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                      Дело №А40-228866/2015-93-1886

23 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2016 года

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2016 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бажановой Е.А.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Фудимпорт» (ИНН 5003076085)

к Центральному таможенному управлению

о признании незаконным решения от 21.08.2015 № 83-14/93

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – Левина Е.А. (дов. № 03-17/103 от 28.12.2015)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Фудимпорт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием об оспаривании решения о признании незаконным решения Центрального таможенного управления от 21.08.2015 № 83-14/93 и обязании Центрального таможенного управления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указав на законность решения.

ООО «Фудимпорт», извещенное в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило. Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в его отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого акта заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, 09.06.2015 во исполнение внешнеторгового контракта от 02.02.2015 г. №PZ-E-15/02-54 Истцом на территорию РФ была ввезена продукции "Сыр полутвердый безлактозный в ассортименте" (далее - «груз», «продукция»), код по ТН ВЭД ЕАЭС 0406908700, страна происхождения Литва.

Поступление товара было зарегистрировано заявителем на Киевском таможенном посту Московской областной таможни по ДТ №10130202/090615/0011380.

В гр. 33 ДТ № 10130202/090615/0011380 декларантом заявлен код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0406 90 870 0, а в качестве документа подтверждающего соблюдение установленных ограничений в гр. 44 указана декларация о соответствии от 17.03.2015 ТС № Д-LТ.АВ45.В.50849.

09.06.2015, 14 06.2015 и 24.06.2015 представителями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по г. Москва Московской и Тульской областям произведен отбор проб товаров задекларированных по ДТ № 10130202/090615/0011380, с целью проведения исследований остаточного содержания в них лактозы (акты отбора проб и образцов от 09.06.2015, 14.06.2015 и 24.06.2015 №№ 244442, 245674 и 250719 соответственно).

09.06.2015 Истцом был получен Ветеринарный сертификат 177№0193912 на безлактозный сыр для свободной реализации.

В связи с необходимостью получения результатов исследований Киевским таможенным постом выпуск товаров продлен до 24.06.2015.

24.06.2015 Киевским таможенным постом на основании подп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) 24.06.2015 принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10130202/090615/0011380.

Впоследствии, на Киевский таможенный пост поступили протоколы испытаний Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории от 29.06.2015 №№ 1542, 1544, согласно которым в отобранных пробах сыров остаточное содержание лактозы составляет менее 0,0007г./100г.

17.07.2015 Обществом на Киевский таможенный пост в отношении рассматриваемых товаров подана ДТ № 10130202/170715/0014416.

В гр. 33 ДТ № 10130202/170715/0014416 декларантом заявлен код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0406 90 870 0, а в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных ограничений, в гр. 44 указана декларация о соответствии от 17.03.2015 ТС № Д.LТ.АВ45.В.50849.

В этот же день Киевским таможенным постом принято решение о выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10130202/170715/0014416, в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

20.07.2015 г. при попытке вывоза товара с территории СВХ по декларации 10130202/170715/0014416 товар Истцу не был выдан. В обоснование отказа в выдаче товара заявителю было представлено решение Федеральной Таможенной Службы Центрального Таможенного Управления Московской Областной Таможни от 20.07.2015г. №10130000/200715/107 о пересмотре в порядке ведомственного контроля принятого решения, совершённых действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которым решение Киевского таможенного поста о выпуске товаров, задекларированных в ДТ № 10130202/170715/0014416 было признано несоответствующим требованиям таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле и отменено.

Данное решение было обжаловано Истцом в Центральное таможенное управление в порядке ч. 8 ст. 48 ФЗ от 27.10.2010 г. №311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ».

21.08.2015 г. Истцом был получен ответ от Центрального таможенного управления (исх. №83-14/16264), которым Истец был уведомлен об отказе в удовлетворении вышеизложенной жалобы (Решение №83-14/93 от 21 августа 2015 г.).

Заявитель посчитав, что решение Центрального таможенного управления от 21.08.2015 № 83-14/93 является незаконным и необоснованным, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

Как установлено п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе, в отношении технического регулирования.

На основании п. 9 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 34, пищевая продукция низколактозная (безлактозная) - пищевая продукция диетического лечебного или диетического профилактического питания, произведенная на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и (или) продукции переработки молока, в которой снижено содержание лактозы по сравнению с аналогичной пищевой продукцией.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - Технический регламент), оценка (подтверждение) соответствия специализированной пищевой продукции проводится в форме государственной регистрации.

Исходя из положений ч.ч. 1-3 ст. 24 Технического регламента пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания относится к специализированной пищевой продукции.

Пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном Техническим регламентом порядке.

Государственная регистрация специализированной пищевой продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 24 Технического регламента фактом государственной регистрации специализированной пищевой продукции является включение сведений о такой продукции в единый реестр специализированной пищевой продукции в течение 3 дней после завершения рассмотрения органом по регистрации специализированной пищевой продукции представленных документов.

Кроме того, в отношении специализированной пищевой продукции, прошедшей государственную регистрацию, выдается свидетельство о государственной регистрации по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».

На основании подп. 2 п. 1 ст. 23 Технического регламента декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на Таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением специализированной пищевой продукции.

Учитывая изложенное, в данном случае документом, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, является свидетельство о государственной регистрации на пищевую продукцию для диетического лечебного и диетического профилактического питания, а не декларация о соответствии.

При этом в Реестре свидетельств о государственной регистрации, размещенном на официальном Интернет-сайте Федеральной службы по надзору в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru), сведения о государственной регистрации рассматриваемого товара в качестве специализированной пищевой продукции отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Фудимпорт» не представлены документы, необходимые для выпуска товаров по ДТ № 10130202/090615/0011380.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 2 Федерального закона таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом.

Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, являющемуся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 625 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778» (вступило в силу 25.06.2015), товары, классифицируемые в товарной позиции 0406 ТН ВЭД ЕАЭС (кроме товаров, предназначенных для детского питания), до 05.08.2016 (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

На основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется при предоставлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров, а также соблюдения лицами необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений.

Несоблюдение положений п. 1 ст. 195 ТК ТС является основанием для отказа в выпуске товаров (п. 1 ст. 201 ТК ТС).

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела только в случае установления несоответствия требованиям законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, решения Киевского таможенного поста Московской областной таможни об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10130202/090615/0011380, и Московской областной таможни в порядке ведомственного контроля от 20.07.2015 № 10130000/200715/107 об отмене решения Киевского таможенного поста о выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10130202/170715/0014416, являются обоснованными.

В отношении довода заявителя о получении в отношении данных товаров ветеринарного сертификата для свободной реализации суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 174 ТК ТС товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.

В соответствии с п. 32 Перечня мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза, являющегося приложением № 1 к Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (далее - Перечень), в отношении товаров - сыры и творог товарной группы 0406 ТН ВЭД подлежит оформлению ветеринарный сертификат.

Учитывая изложенное, рассматриваемые товары подлежат ветеринарному контролю. При этом один вид государственного контроля (к примеру, фитосанитарный) не заменяет другой (к примеру, ветеринарный).

Таким образом, получение и представление декларантом при таможенном декларировании указанных товаров ветеринарного сертификата является требованием п. 2 ст. 174 ТК ТС и Перечня.

Необходимо отметить, что п.п. 4 п. 1 ст. 21 Технического регламента предусматривает проведение оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

Однако в силу п. 1 ст. 30 Технического регламента ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность подлежит непереработанная пищевая продукция животного происхождения.

В свою очередь, ст. 4 Технического регламента устанавливает, что непереработанная пищевая продукция животного происхождения - не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное  молоко, сливки  сырые,  продукция  пчеловодства,  яйца  и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры.

Учитывая изложенное, сыры полутвердые безлактозные, задекларированные ООО «Фудимпорт» по ДТ № 10130202/090615/0011380, не относятся к непереработанной пищевой продукции, соответственно, ветеринарный сертификат и прочие документы о прохождении ветеринарного контроля в рассматриваемом случае не подтверждают соблюдение запретов и ограничений.

Кроме того, согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем статьёй 201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствует совокупность оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.

Учитывая изложенное и иные материалы дела суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.64, 65, 71, 75, 124, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Центрального таможенного  управления от 21.08.2015 № 83-14/93 – отказать.

Проверено на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков