ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-22955/20-146-167 от 31.08.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

09 сентября 2020 года

Дело №

А40-22955/2020-146-167

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 09 сентября 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Средства спасения» (121357, г. Москва, проезд Загорского, дом 5, офис этаж 1, помещение I, ОГРН: 1027739142485, Дата регистрации: 03.09.2002, ИНН: 7707017812)

к Департаменту городского имущества города Москвы (123112, г Москва,  проезд Красногвардейский 1-й, дом 21,  стр 1, ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)

о признании незаконным  отказ Департамента городского имущества города Москвы в переводе нежилого помещения в жилое;

об  обязании осуществить перевод нежилого помещения;

о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 157 000 руб.;

при участии:от заявителя – неявка, извещен; от заинтересованного лица неявка, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Средства спасения» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы в переводе нежилого помещения в жилое незаконным, изложенного в письме от 11.11.2019 №ДГИ-1-88491/19-1, об обязании Департамента городского имущества г. Москвы осуществить перевод нежилого помещения, общей площадью 97, 2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гвардейская, д. 3, корп.1, этаж 2, помещение I - комнаты с 1 по 10, в 2 (два) жилых помещения (2-х комнатную квартиру, общей площадью 40, 5 кв.м и 3-х комнатную квартиру, общей площадью 57,6 кв.м).

Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются документы, подтверждающие их надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Средства спасения» на основании договора купли-продажи недвижимости от 04.07.2016 №59-3471 является собственником нежилого помещения, площадью 97, 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гвардейская, д. 3, корп.1, этаж 2, помещение I - комнаты с 1 по 10.

Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 16.06.2016 №15864 «О приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гвардейская, д. 3, корп.1, этаж 2, помещение I- комнаты с 1 по 10» был утвержден способ продажи недвижимого имущества путем предоставления ЗАО «Средства спасения» (в настоящее время - АО «Средства спасения») преимущественного права выкупа с рассрочкой оплаты на 5 лет.

Согласно п.3 данного распоряжения стоимость выкупаемого нежилого помещения составляет 9 137 000 рублей.

10.07.2019 в ЕГРН внесена запись №77:07:0008002:13263-77/007/2019-1 о погашении регистрационной записи об ипотеке, зарегистрированной в ЕГРН в отношении указанного недвижимого имущества.

При этом, из материалов дела следует, что ранее данный объект недвижимости имел статус жилого помещения.

На основании распоряжения Мосжилинспекции от 05.07.2005 №3-0677/А003583-05 и разрешения на произведенную перепланировку в ТБТИ, был осуществлен перевод из 2-х жилых помещений (2-х комнатной квартиры, общей площадью 40, 5 кв.м. и 3-х комнатной квартиры, общей площадью 57,6 кв.м.) в нежилое помещение.

АО «Средства спасения» с целью осуществить перевод из нежилого помещения в жилое помещение с разделением на две квартиры (2-х комнатную и 3-х комнатную), обратилось с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением об осуществлении перевода данного жилого помещения в жилое помещение.

Как указывает заявитель, письмом от 11.11.2019 №ДГИ-1-88491/19-1 Департаментом городского имущества г. Москвы было отказано в переводе нежилого помещения в жилое.

Посчитав указанный отказ незаконным, Заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Заявитель ссылается на то, что все необходимые документы, в силу положения п. 2 ст. 23 ЖК РФ, в Департамент городского имущества г. Москвы были представлены, помещение отвечает установленным требованиям действующего законодательства, также данный объект ранее имел статус жилого помещения.           

По мнению заявителя, Департамент городского имущества г. Москвы не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 ст. 23 ЖК РФ.

Суд установил, что срок установленный для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, а также предоставления государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.

Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 № 692-ПП «О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания».

Перевод осуществляется на основании заявления собственника переводимого помещения либо уполномоченного им лица при условии соблюдения установленного порядка.

Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту.

Частью 4 статьи 22 ЖК РФ установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания,-многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса перевода нежилого помещения в жилое помещение, определен пунктом 2.5.1.1 Административного регламента.

Согласно пункту 2.5.1.1.17 Административного регламента при обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение также представляются заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (подлинники):

1) заключение организации, осуществляющей технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение);

2) заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-
эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок
(при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13,14, 15, 21, 25, 26-32 Положения;

3) заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16,19 Положения.

За предоставлением информации о порядке выдачи документа, указанного в п. 1, заявитель может обратиться в организации, осуществляющие технический учет и техническую инвентаризацию.

За предоставлением информации о порядке выдачи документов, указанных в п. 2, п. 3, заявитель может обратиться в организации, аккредитованные на осуществление соответствующей деятельности.

Сведения об аккредитованных лицах размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (fsa.gov.ru) в разделе «Реестры».

В случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого, необходимо осуществить разработку и согласование проекта переустройства и (или) перепланировки. Требования к составу проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Согласно п. 2.5.1.1.10 Административного регламента при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке, документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование части общего имущества. Одновременно с протоколом запрашиваются документы, являющиеся обязательными приложениями к протоколу общего собрания, подтверждающие результаты голосования собственников (подлинники, или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии - для документов, оформленных в отношении общего собрания собственников, проведённого до 11.01.2018).

При этом, суд отмечает, что из оспариваемого письма следует, Департаментом городского имущества г. Москвы заявителю было разъяснено, что после подготовки необходимого комплекта документов за получением государственной услуги города Москвы «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» юридическим лицам необходимо обращаться в службу «одного окна» Департамента по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1.

Таким образом, суд отмечает, что из оспариваемого ответа Департамента городского имущества г. Москвы усматривается, что заявитель в установленном порядке за предоставлением государственной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» в Департамент городского имущества г. Москвы не обращался.

При этом, оспариваемое письмо Департамента городского имущества г. Москвы по сути является разъяснением порядка обращения за предоставлением государственной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 11.11.2019 №ДГИ-1-88491/19-1 не нарушает права и законные интересы заявителя.

Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 11.11.2019 №ДГИ-1-88491/19-1, является законным и вынесенным в полном соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку судом отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд не находит оснований для отнесения на Департамент городского имущества г. Москвы расходов заявителя на оплату услуг представителя в размере 157 000 руб.

Расходы по оплате госпошлины относятся судом на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 4, 64-68, 81, 110, 123, 156, 163, 166-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Акционерного общества «Средства спасения» отказать в полном объеме.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:В.А. Яцева