ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело № А40- 775/18 -131-1938
30 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харашкиной Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ответчик АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАЙН"
о взыскании 56 392 380 руб. 00 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности от 24.12.2018г.
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.07.2018г.
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАЙН" о взыскании 56 392 380 руб. 00 коп. денежных средств.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил дополнительные документы.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, просил применить срок исковой давности.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как из материалов дела, 11.03.2015 на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) поступило заявление № 1-3967 от закрытого акционерного общества авиационной компании «РусЛайн» (ЗАО АК «РусЛайн) с перечнем вновь запрашиваемых и продлеваемых маршрутов с основными параметрами субсидирования.
В представленном перечне субсидируемых маршрутов было указано, что протяженность маршрута «Ульяновск - Санкт-Петербург» составляет 1200 км. Данный маршрут был принят к рассмотрению комиссией Росавиации, утвержденной приказом Росавиации от 04.12.2014 № 787.
По результатам рассмотрения приказом Росавиации от 01.04.2015 № 181
данный маршрут был включен в перечень субсидируемых маршрутов 17.03.2015 между Федеральным агентством воздушного транспорта и ЗАО АК «РусЛАйн» был заключен договор № Д-69-14 о предоставлении субсидий в размере 708 943 867 руб. Согласно пункту 4.1 договора настоящий договор вступает в силу 01.01.2015 и действует до 31.12.2015 в части правоотношений сторон, возникающих при принятии решения о предоставлении субсидии и ее последующем перечислении; до полного исполнения сторонами своих обязательств в части правоотношений сторон, возникающих в связи с полномочием Росавиации на проведение проверок соблюдения авиаперевозчиком условий предоставления субсидии.
Дополнительным соглашением к договору от 01.07.2015 сумма субсидии составила 666 285 631 руб.
Из средств федерального бюджета во исполнение договора от 17.03.2015 № Д-69-14 о предоставлении субсидий на расчетный счёт ЗАО АК «РусЛайн» было перечислено и подтверждается платежными поручениями: от 27.03.2015 № 28823 денежные средства в сумме 9 553 818 руб.; от 17.04.2015№ 73614 денежные средства в сумме 25 219 442 руб.; от 19.05.2015 № 130983 денежные средства в сумме 34 833 801 руб.; от 20.08.2015 № 310067 денежные средства в сумме 18 524 580 руб.; от 20.08.2015 № 310069 денежные средства в сумме 80 262 796 руб.; от 20.08.2015 № 309476 денежные средства в сумме 67 491 501 руб.; от 25.09.2015 № 367107 денежные средства в сумме 91 920 217 руб.; от 04.09.2015 № 335114 денежные средства на сумму 100 322 966 руб. 80 коп; от 20.10.2015 № 415654 денежные средства на сумму 18 057 197 руб.; от 28.10.2015 № 430487 денежные средства на сумму 104 120 861 руб. 50 коп; от 30.11.2015 № 493568 денежные средства на сумму 5 881 844 руб.; от 30.11.2015 № 493169 денежные средства на сумму 100 836 197 руб. 50 коп; от 30.12.2015 № 592980 денежные средства на сумму 1 454 544 руб. 80 коп.
Согласно представленных ЗАО АК «РусЛайн» отчётов о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии и комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота, а также оценки эффективности использования субсидий сумма субсидий, начисленных ЗАО АК «Руслайн» на субсидируемом маршруте «Санкт-Петербург - Ульяновск; Ульяновск - Санкт-Петербург; составила: за апрель 2015 - 5 441 370 руб.; за май 2015-6 430 710 руб.; за июнь 2015-6 430 710 руб.; за июль 2015 - 6 430 710 руб.; за август 2015 -6 430 710 руб. за сентябрь 2015 - 6 430 710 руб. за октябрь 2015 - 5 688 705 руб. за ноябрь 2015 - 4 699 365 руб. за декабрь 2015 - 8 409 390 руб.
Итого сумма субсидии, предоставленная ЗАО АК «Руслайн» по вышеуказанному субсидируемому маршруту составила 56 392 380 руб.
Истец указывает, что Счётной палатой Российской Федерации был составлен акт от 04.12.2015г. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных в 2014 году и истекшем периоде 2015 года организациям транспорта, осуществляющим региональные воздушные перевозки, в Федеральном агентстве воздушного транспорта». Согласно этому документу Счётная палата Российской Федерации направила запрос от 02.12.2015 № 10-486/10-03 в ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» о предоставлении информации относительности протяженности отдельных маршрутов.
Согласно письму ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» № 4.5.1-16278 от 03.12.2015 протяженность маршрута «Санкт-Петербург - Ульяновск» составляет ортодромическое расстояние - 1243 км, полётное расстояние - 1348 км.
Согласно статьям 21 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов, включённых в бюджетную систему Российской Федерации.
Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам в спорный период осуществлялся в соответствии с требованиями статьи 2, 3, 78 и 162 БК РФ, Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 (далее - Правила о предоставлении субсидий), и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, пунктов 3, 6 и 13 Правил предоставления субсидий, право лица на получение субсидии и корреспондирующая ему обязанность Росавиации её выплатить возникают в случае, соблюдения заявителем всех условий, предусмотренных в действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются на возмещение авиаперевозчикам недополученных доходов от осуществления в текущем году региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети в целях достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
При этом под региональной воздушной перевозкой понимается региональная регулярная перевозка пассажиров воздушными судами в салонах экономического класса по субсидируемым маршрутам (далее - воздушная перевозка).
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий для целей правового регулирования отношений по предоставлению субсидий используются следующие понятия:
аэропорт отправления (назначения) - аэропорт (за исключением аэропортов г. Москвы (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и узловых аэропортов), обеспечивающий воздушное сообщение населенных пунктов, расположенных на территории Российской Федерации, с узловыми аэропортами;
протяженность маршрута - кратчайшее расстояние между 2 аэропортами;
субсидируемый маршрут - маршрут, пункты отправления и назначения которого расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, включенный в перечень субсидируемых маршрутов в соответствии с установленным Правилами предоставления субсидий порядком;
узловой аэропорт - аэропорты городов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Сочи, Уфы, Красноярска, Самары, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Владивостока, Казани, Перми, Иркутска, Минеральные Воды, Тюмени, Калининграда, Якутска и Южно-Сахалинска.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий авиаперевозчик не позднее 1 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку.
Согласно пункту 8 Правил предоставления субсидий, установлена протяженность субсидируемого маршрута, которая не превышает 1200 км. Исключением является софинансируемые маршруты.
В силу пункта 20 Правил предоставления субсидий предоставленные субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае нарушения авиаперевозчиком положений Правил предоставления субсидий в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.2.3 договора предусмотрено право Росавиации требовать возврата предоставленной субсидии в случае установления условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и Договором.
В целях досудебного урегулирования спора 29.05.2018 № Исх-13057/09 на основании данного акта, в связи с выявленными нарушениями при предоставлении субсидий в адрес ЗАО АК «РусЛайн» было направлено требование о возврате необоснованно выделенных субсидий из федерального бюджета в размере 56 392 380 руб.
16.07.2018 № Вх-40184 в Росавиацию поступил отказ от генерального директора ЗАО АК «РусЛайн» ФИО3 в возврате денежных средств в бюджет Российской Федерации.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, в целях реализации Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ между АО АК «РусЛайн» (ранее - ЗАО АК «РусЛайн») и Федеральным агентством воздушного транспорта был заключен договор № Д-69-14\03\ 15-42 от 17.03.2015.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта (далее - авиаперевозчики) на осуществление с 1 января 2014 г. региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса по субсидируемым маршрутам и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (далее - субсидии) осуществлялось в период действия указанного договора в соответствии с Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ № 1242 от 25.12.2013 (редакция № 3).
Для заключения договора авиаперевозчик не позднее 1 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку, составленное в произвольной форме (пункт 6 постановления Правительства РФ № 1242 от 25.12.2013).
Как усматривается из пункта 7 вышеуказанного постановления Правительства РФ по результатам рассмотрения комиссией заявлений Федеральное агентство воздушного транспорта до 10 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, утверждает перечень субсидируемых маршрутов на основании представленных авиаперевозчиками заявлений и исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
АО АК «РусЛайн» обратилось с заявлением в Росавиацию с перечнем маршрутов, в числе которых был и маршрут «Ульяновск-Санкт-Петербург».
По результатам рассмотрения данного заявления приказом Росавиации от 01.04.2015 № 181 данный маршрут был включен в перечень субсидируемых маршрутов.
Очевидно, что соответствующая комиссия проверяет заявку Авиакомпании, дает оценку полноте и достоверности отраженных в заявке сведений и только по результатам компетентной проверки специально созданным органом - Комиссией Росавиации в последующем издается приказ комиссии Росавиации о включении заявленного маршрута в перечень субсидируемых маршрутов.
После проведения полной проверки заявки АО АК «РусЛайн» Комиссией Росавиации был издан приказ от 01.04.2015 № 181 о включении спорного маршрута в перечень субсидируемых. На основании данного приказа между Авиакомпанией и Росавиацией было заключено дополнительное соглашение № 3 от 27.08.2015 к договору № Д-69-14\03\15-42 от 17.03.2015 и пунктом 21 внесен спорный маршрут.
Для получения субсидии авиаперевозчиком были предоставлены в уполномоченный орган соответствующие отчеты, проверенные Федеральным агентством воздушного транспорта в порядке пункта 17 постановления Правительства № 1242 от 25.12.2013 года.
Все обязательства АО АК «РусЛайн» по перевозке пассажиров были исполнены в полном объеме.
При этом, анализируя предоставленный истцом акт Счетной палаты хотим обратить внимание на следующее.
В разделе 7.1.1.1. Акта контролирующим органом проводится анализ работы Росавиации по предоставлению субсидий, указывается на создание соответствующей комиссии, которая проводит анализ и проверку заявлений авиакомпаний (см. страницу 9 Акта абз 3). На странице 12 акта дается оценка маршрутам, включенным приказом Росавиации от 01.04.2015 № 181 - замечаний к приказу нет. Никаких нарушений в заявках, в том числе и заявке АО АК «РусЛАйн» по данному приказу Счетной палатой не установлено.
В разделе 7.1.1.1.1. (страница 16 Акта) дается оценка Приказа от 01.04.2015 и в подпункте 4 указано, что в число субсидируемых маршрутов включен и спорный маршрут. Последний абзац на странице 16 Акта гласит: «С учетом вышеизложенного Росавиацией в нарушение подпункта «в» пункта 8 Правил № 1242 включены в перечень субсидируемых маршрутов на 2015 год маршруты... «Санкт-Петербург-Ульяновск», полетное расстояние по которым превышает 1200 км.». Установлено нарушение Правил именно со стороны Росавиации, но ни в коей мере не Авиакомпании, нет ни одного указания на то, что АО АК «РусЛАйн» предоставила недостоверные сведения.
Из пункта 7.2 Акта, в рамках которого проводится анализ выполнения авиакомпаниями условий о предоставлении субсидий, очевидно усматривается отсутствие нарушений со стороны Авиакомпании в части выполнения условий предоставления субсидий. Имеется ссылка на возврат со стороны АО АК «РусЛайн» суммы превышения субсидии в 2015 году в размере 4 850 000 руб. (п/п № 454 от 02.02.2015).
Итого, из всех нарушений, которые обнаружены Счетной палатой в отношении АО АК «РусЛайн», установлено лишь неуплата неустойки за нарушение сроков возврата субсидии на два дня (см. страницы 30-31 Акта).
Законные основания для возврата субсидии, по которым авиакомпанией исполнены все обязательства, перевезены пассажиры, понесены затраты, сторонами подписаны соответствующие акты отсутствуют.
Таким образом, Авиакомпания не может нести бремя наступления неблагоприятных последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку документально не подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, тогда как в силу ст. ст. 65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для рассмотрения заявления о пропуске срока исковой давности не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова