РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-231968/21-21-1765
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2022 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОМВ" (121205, МОСКВА ГОРОД, СКОЛКОВО ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА ТЕРРИТОРИЯ, БОЛЬШОЙ БУЛЬВАР, ДОМ 42, СТРОЕНИЕ 1, ЭТ 0 Ч 27 ПОМ 263, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2017, ИНН: <***>)
к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 31 ПО Г. МОСКВЕ (121351, МОСКВА ГОРОД, МОЛОДОГВАРДЕЙСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 32, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 7731р/266 от 15.09.2021г. по делу об административном правонарушении
в судебное заседание явились:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 (удост., диплом, дов. № 06-23/00776 от 16.02.2021)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОМВ" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС № 31 по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления № 7731р/266 от 15.09.2021г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования Заявитель указывает на отсутствие состава административного правонарушения, а также на наличие оснований для применения положений ст. 2.9 и ст. 4.2 КоАП РФ.
В обосновании заявленного требования заявитель указал, что 10.01.2020года общество заключило дополнительное соглашение к Соглашению о передаче прав и обязанностей. Указанное дополнительное соглашение, в том числе, устанавливает, что оплата за уступаемые права должна быть совершена в срок до 10.01.2023 года.
Как указывает заявитель, Соглашение о передаче прав и обязанностей и дополнительное соглашение к нему от 10.01.2020г. были направлены в Банк 19.02.2020г., после того, как документы были подписаны сторонами и получены Заявителем в оригинальных экземплярах с подписями всех сторон.
После получения акта № 43-2021 проверки соблюдения валютного законодательства от 13.07.2021 года, Заявитель обнаружил, что отправленные в Банк документы не были получены Банком и повторно предоставил в Банк все необходимые документы и запросил ведомость банковского контроля с правильной информацией.
Согласно Ведомости банковского контроля, предоставленной Заявителю по запросу из Банка 25.08.2021г. дата завершения исполнения обязательств по контракту 10.01.2023г.
Таким образом, по мнению заявителя, в его действиях не содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.5. ст.15.25 КоАП РФ, так как в соответствии с Соглашением о передаче прав и обязанностей у ООО «ОМВ» отсутствовала обязанность по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентом за неввезенные в РФ товары/работы/услуги.
Кроме того, срок исполнения обязательств по контракту - 10.01.2023 года.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчиков, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
В соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП.
Как следует из заявления, в отношении ООО «ОМВ» была проведена проверка по факту соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Проверяемый период с 01.07.2019г. по 01.03.2020.
Перечень документов, представленных банком в ходе проверки соблюдения валютного законодательства РФ:
Соглашение о стартап-студиях от 26.07.2019 УНК 19080009/1326/0002/4/1 от 05.08.2019; ведомость банковского контроля по контракту; сведения о валютных операциях; инвойсы; заявления на перевод; платежные поручения; карточка с образцами подписей и оттиска печати; сведения о контракте.
В результате проведения проверки УНК 19080009/1326/0002/4/1 от 05.08.2019 выявлены факты совершения ООО "ОМВ" действия/бездействия, содержащего признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст.15.25 КоАП РФ от 30.12.2001г. №195-ФЗ.
Совершенное правонарушение касается невыполнения Обществом (резидентом) в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги в рамках Договора № 1-29-2019 (Статья 19 ч.1 п.2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Не согласившись с постановлением и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (часть 1.2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.24 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента, поставившего на учет договор, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, не осуществляется, в случае если резидентом при представлении распоряжения о списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации не представлена информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
В случае изменения информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации резидент должен представить уполномоченному банку документы, подтверждающие изменение указанной информации, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты оформления таких документов в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.
Датой оформления документа, подтверждающего такие изменения, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
Таким образом, резиденты в тот же срок, и на тех же основаниях обязаны представлять по договорам, принятым на учет уполномоченным банком справку о подтверждающих документах, документы и информацию, которые подтверждают необходимость внесения изменений в ведомость банковского контроля, в частности, контракт (договор), сведения о контракте (договоре), заявление о внесении изменения и дополнения, в указанный контракт, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
При этом, в случае если резидент представляет в уполномоченный банк документы, подтверждающие изменение информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации по истечении ожидаемого срока, то в отношении такого резидента имеются основания для привлечения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за оказанные нерезидентам услуги, за каждый день просрочки возврата выручки, начиная с даты первоначально указанного ожидаемого срока до даты представления в уполномоченный банк документов, корректирующих указанные сведения.
Действия, связанные с невыполнением резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ОМВ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что ООО "ОМВ" не были предприняты меры по подписанию дополнительного соглашения по переносу срока оказания услуг или возврата денежных средств на территорию Российской Федерации до истечения ожидаемого срока, т.е. до 25 января 2020 г. (включительно).
Дополнительное соглашение, в соответствии с которым срок действия контракта продлевается до 10 января 2023 г. и на основании которого изменяется срок репатриации иностранной валюты подписано и предоставлено в уполномоченный банк по истечении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что им были предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения, не представлено.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике - Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2021 N 305-ЭС21-23626 отказано в передаче дела N А40-255762/2020
Так, суд отмечает, что в ходе настоящей проверки исследованы следующие документы:
а) Соглашение о стартап-студиях от 26.07.2019г. («Дата вступления в силу»), заключенное между ООО «ОМВ» (далее - «Компания») и GSD Venture Studios LLC (далее - «GSD») УНК 19080009/1326/0002/4/1 от 05.08.2019.
В рамках соглашения GSD предоставляет услуги («Услуги»), указанные в любом письменном Техническом задании, которое оформляется между сторонами, и прилагается к настоящему Соглашению («Техническое задание»). Каждое
Техническое задание подчиняется всем положениям и условиям Соглашения, является обязательным к исполнению и включается в Соглашение после подписания каждой из сторон.
Под «Рабочим продуктом» подразумеваются любые результаты, указанные в Техническом задании или иным образом предоставленные GSD Компании в связи с Услугами, а также все работы, изобретения, идеи, проекты, методы, открытия, материалы и другие разработки, разработанные GSD для Компании до Даты вступления в силу, в связи с Услугами или данным Соглашением, или на Конфиденциальной информации, а также любых результатов, полученных в процессе. Весь Рабочий продукт является «произведением, созданным по найму» и находится в исключительной собственности Компании. GSD уступает и передает Компании на исключительной и постоянной основе все права, правовые титулы и интересы в отношении всего Продукта работы, а также любые и все авторские права, права на товарный знак, права коммерческой тайны, изобретения, патенты, права на дизайн и другие права интеллектуальной собственности в отношении него (включая право на обеспечение регистрации, продолжения, возобновления, перевыпуска и расширения Продукта работы), как зарегистрированные, так и незарегистрированные, и включая любые заявления о регистрации для всего вышеперечисленного, бесплатно и без каких-либо обременении. GSD не имеет никаких прав, зарезервированных ею или за ней, или прав, которые должны перейти к GSD. Всякий раз, когда Рабочий продукт состоит из программного обеспечения, компьютерного кода или программы, Рабочий продукт должен состоять как из исходного кода, так и из его объектного кода.
В рамках договора GSD ведет соответствующие письменные записи о концепции, создании и разработке всего Продукта работы и незамедлительно раскрывает, передаёт Компании все Рабочие продукты и соответствующие записи, которые принадлежат исключительно Компании.
GSD оформляет дополнительные документы и предпринимает дальнейшие действия, которые могут потребоваться для совершенствования, регистрации или обеспечения соблюдения прав собственности Компании на Рабочий продукт, полностью или частично.
В качестве полной компенсации за Услуги, предоставляемые в соответствии с настоящим Соглашением и соответствующим Техническим заданием, Компания выплачивает GSD ежемесячную плату в размере 12 747 (двенадцати тысяч семисот сорока семи) Долларов США. Оплата Компанией ежемесячной платы за Услуги, предоставляемые GSD, производится авансом при выставлении счёта, сначала в течение 7 дней с Даты вступления в силу, а затем каждые 30 дней.
Настоящее Соглашение действует в полном объёме в течение первона¬чального срока в 6 месяцев с Даты вступления в силу («Первоначальный срок») и затем автоматически продлеваться на ежемесячной основе, пока одна из сто¬рон не уведомит другую о своем нежелании продолжать срок действия настоя¬щего Соглашения после истечения текущего тридцатидневного периода. В тече¬ние первых двух месяцев Первоначального срока Компания имеет возможность расторгнуть настоящий Договор в любое время, и уже уплаченная ежемесячная плата будет пропорционально распределена до фактической даты прекращения. Начиная с третьего и последующих месяцев, любая из сторон может прекратить действие настоящего Договора не позднее даты оплаты за текущий месяц, при этом прекращение вступает в силу в конце месяца, за который была произведена последняя выплата. Прекращение действия настоящего Соглашения считается прекращением действия всех Технических заданий. Сумма Договора - БС.
Дата завершения исполнения обязательств по Договору/Контракту 25.01.2020 согласно ведомости банковского контроля по контракту Раздел I «Учетная информация».
Валюта Договора - Доллар США.
Сумма контракта - 76 482/100 Долларов США.
Согласно данным, представленным в разделе II «Сведения о платежах» ведомости банковского контроля по контракту ООО "ОМВ" в рамках Договора были осуществлены авансовые платежи (код операции 21100 - Расчеты резидента в виде предварительной оплаты выполняемых нерезидентом работ, оказываемых услуг) на сумму:
- 13 414,25 Долларов США (дата операции: 06.11.2019). Согласно представленным сведениям о валютной операции от 06.11.2019 (дата приема Банком 06,11.2019) ожидаемый срок возврата аванса, установленный Обществом, 30.11.2019 (дата нарушения 02.12.2019);
- В разделе V "Итоговые данные расчетов по контракту" ведомости банковского контроля от 05.08.2019 зафиксировано отрицательное сальдо расчетов по контракту в сумме 54 413/54 Долларов США.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства, было выявлено, что согласно данным раздела I ведомости банковского контроля по контракту представленной со стороны Банка, в п. 4. «Сведения о постановке на учет, переводе и снятии с учета контракта» отражена информация о снятии с учета контракта Банком 03.02.2021 в соответствии с положениями пункта 6.7 Инструкции Банка России 181 -И.
Согласно п. 6.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления1' Банк Учета Контракта, исходя из имеющейся в банке УК информации, содержащейся в ведомости банковского контроля, вправе самостоятельно снять с учета контракт (кредитный договор) по истечении девяноста календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по контракту (графе 6 пункта 3.1 раздела I ведомости банковского контроля по кредитному договору), в следующих случаях: (вред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
при исполнении (прекращении) всех обязательств по контракту (кредитному договору) и не-представлении резидентом заявления о снятии с учета контракта (кредитного договора);
при неисполнении всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом в течение девяноста календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по контракту (графе б пункта 3.1 раздела /ведомости банковского контроля по кредитному договору), установленных настоящей Инструкцией документов и информации, на основании которых банк УК ведет ведомость банковского контроля. (в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
В случае, указанном в настоящем пункте, банк УК в порядке, согласованном с резидентом, должен проинформировать резидента о снятии с учета контракта (кредитного договора) в срок не позднее одного рабочего дня после даты снятия его с учета.
Во время рассмотрения протокола об административном правонарушении организацией были представлены возражения и новая ведомость банковского контроля по контракту. Была продлена дата завершения исполнения обязательств по контракту на 10.01.2023 г.
На момент проведения проверки соблюдения валютного законодательства согласно данным ведомости банковского контроля по контракту зафиксировано отрицательное сальдо расчетов. Альфа банк снял контракт с учета в одностороннем порядке согласно п.6.7 Инструкции №181-И «при неисполнении всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом в течение девяноста календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по контракту (графе 6 пункта 3.1 раздела I ведомости банковского контроля по кредитному договору), установленных настоящей Инструкцией документов и информации, на основании которых банк УК ведет ведомость банковского контроля)».
Документы, подтверждающие факт оказания услуг по авансовым платежам не представлены вплоть до даты завершения исполнения обязательств по контракту.
В результате проведения проверки соблюдения валютного законодательства и согласно ведомости банковского контроля по контракту УНК 19080009/1326/0002/4/1 от 05.08.2019 установлено, что документы, подтверждающие факты оказания услуг по авансовым платежам, не представлены в Банк со стороны ООО "ОМВ" вплоть до даты завершения исполнения обязательств по Контракту, а именно в срок до 25.01.2020 включительно.
Акт получен генеральным директором ООО «ОМВ» Гостевских СО. -18.08.2021.
Согласно уведомления от 15.07.2021 № бн направленного в адрес Общества и генерального директора Гостевских СО. заявитель был приглашен для составления протокола об административном правонарушении.
В Инспекцию по ТКС было подано два интернет-обращения, в котором организация подала ходатайство об отложении рассмотрения акта №43-2021 (вх. №052425 от 19.08.2021, №055903 от 27.08.2021),в котором просит перенести составление протокола об административном правонарушении не ранее 30.08.2021.
Согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения, которые в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ фиксируются в протоколе об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства.
Данное лицо извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В части 2 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируется среди прочих сведений дата и место его составления, время совершения и событие административного правонарушения, объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Протокол об административном правонарушении №7731р/266 от 31.08.2021, был направлен по Почте Россия заказным письмом от 31.08.2021 (ШПИ №11928562175522), составлены в полном соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, с указанием всех предусмотренных вышеуказанной статьей, необходимых для составления протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения составленного акта № 43-2021 от 13.07.2021 проверки соблюдения валютного законодательства, в соответствии со статьями 29.6 и 29.11 КоАП РФ вынесено обжалуемое Заявителем Постановление о назначении административного наказания по делу от 15.09.2021 №7731р/266 согласно которому наказание в виде административного штрафа в размере 42 980 руб. 24 коп.
Приводится расчет сумм административного штрафа ((ч.5 cm J 5.25 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30\12,2001 № 195-ФЗ) ред. от 31.07.2020): в минимальном размере 5 процентов от суммы денежных средств, не зачисленной на счет в уполномоченном Банке, по условиям внешнеторгового договора (контракта) в Долларах США;
Сумма не зачисленных денежных средств на счет в уполномоченном Банке составила 13 414,25Долларов США.
Расчет: (13 414,25*5%) = 670,71/100Долларов США.
Курс Доллара США ЦБ РФ на дату совершения нарушения 02.12.2019 составлял 64,0817 рублей РФ за 1 Доллар США.
Сумма административного штрафа согласно п. 5 ст. 15.25 Ко ATI РФ от 30.12.2001г. №195-ФЗ составляет 42 980,24 (Сорок две тысячи девятьсот во¬семьдесят) рублей 24 копейки.
Оспариваемое заявителем Постановление от 15.09.2021 №7731р/265 направлено заказным письмом по Почте Россия (ШПИ №11928563260524) - 16.09.2021 г.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30,09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании).
В силу части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Инструкцией установлен порядок представления резидентами и нерезидентами, уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
Так, согласно пункту 9.1. Инструкции при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы), а именно, в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. Пунктом 9.2.2 Инструкции такие документы предоставляются в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены соответствующие документы.
Необходимо отметить, что в силу пункта 19.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция № 181 -И) с 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция № 181 -И.
Согласно частям 3 и 4 статьи 4 Закона о валютном регулировании акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно пунктам 8.1, 8.2, 8.2.2 Инструкции № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к Инструкции № 181-И, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы). Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8 Л Инструкции № 181-И, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2-8.1.4 пункта 8.1 Инструкции № 181-И.
Таким образом, согласно требованиям Инструкции № 181-И, резиденты в тот же срок, и на тех же основаниях обязаны представлять в банк УК справки о подтверждающих документах, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, а также сведения об изменении сведений о резиденте.
В соответствии с разъяснением по вопросам квалификации нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также осуществления административного производства по делам об административных правонарушениях, связанных с их неисполнением, доведенными письмом ФТС России от 01.03.2017 N 01-11/09438, продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, путем заключения может свидетельствовать об отсутствии нарушения, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.
Факт нарушения обществом п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона валютном контроле за невозврат денежных средств за непоставленный товар в срок установленный контрактом доказан административным органом. Обратного обществом не доказано в порядке ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
При таких данных для исключения факта нарушения валютного законодательства в части исполнения требования ст. 19 Закона N 173-ФЗ при невозможности исполнения контракта в срок резидент должен принять меры к изменению сроков получения экспортной выручки, а также возврата авансового платежа до истечения самих сроков.
Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу п. 19.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Вместе с тем, Инструкция №181-И устанавливает обязанность для резидентов по представлению в банк, принявший на учет контракт (далее - банк УК) в установленные сроки:
- для экспортных контрактов: сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет, в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля;
- для импортных контрактов: импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 Инструкции № 181 -И.
Кроме того, согласно п.9.1 Инструкции №181-И по каждому контракту (кредитному договору), принятому на учет банком УК в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции, ведется одна ведомость банковского контроля, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункте 10,2 настоящей Инструкции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и п. 2 ст.22 и ст.23 ФЗ № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон 173-ФЗ) контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами возложен на налоговые органы.
В соответствии со ст. 25 Закона № 173-ФЗ, резиденты нарушившие положения валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, являющееся резидентом и осуществляющее валютные операции.
Субъективную сторону состава административного правонарушения составляет отношение лица к совершаемому им деянию.
Объектом административного правонарушения, совершенного заявителем, являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и контроля.
Таким образом, Обществом не были предприняты меры по подписанию дополнительного соглашения по переносу срока оказания услуг или возврата денежных средств на территорию Российской Федерации до истечения ожидаемого срока.
Дополнительное соглашение, в соответствии с которым срок действия Контракта продлевается и на основании которого, изменяется срок репатриации иностранной валюты, подписано и предоставлено в уполномоченный банк, по истечении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты.
Объективной стороной совершенного Обществом административного правонарушения является невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за оказанные нерезиденту услуги.
Более того, в Постановлении о назначении административного наказания, вынесенного в отношении Общества, Заявитель привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, по фактам проведения незаконных валютных операций через счета в банках, расположенных за пределами территории РФ (валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ), т.е. за нарушение требований статьи 12 Закона №173-ФЗ, регламентирующей порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории РФ.
Вышеизложенная позиция также подтверждается письмом ФНС России от 31.07.2019 №БА-4-17/15134@.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 16.08.2019 №22-05-09/62384, приложенного Заявителем к материалам дела, Минфин России сообщает о том, что на него не возложена обязанность разъяснения законодательства в валютной сфере.
Указанная позиция ФНС России о распространении положений статей 12 и 14 Закона №173-ФЗ на филиалы юридических лиц - резидентов подтверждается выводами, указанными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 №15АП-8347/2018 по делу №А53-5243/2018, оставленного без изменений Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2018, (Определением Верховного суда от 28.11.2018 №308-АД18-19090 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ), а также Определении Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 №828-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, положениями частей 4 и 5 статьи 12 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
В Определении Конституционного суда РФ от 26.03.2019 №828-0 суд, перечисляя положения Закона №173-ФЗ, устанавливающие специальные правила и ответственность за их неисполнение, указал: «к резидентам Российской Федерации наряду с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся находящиеся за ее пределами филиалы, представительства и иные подразделения таких юридических лиц (пункты 6 и 9 части 1 статьи 1); «права и обязанности резидентов, установленные данным Федеральным законом, распространятся на всех резидентов, признаваемых таковыми для целей валютного законодательства Российской Федерации (статья 2)».
Также следует отметить, что после перечисления положений Закона №173-ФЗ, Конституционным судом РФ сделан вывод: «Данное регулирование, учитывая публично-правовой характер валютного регулирования, направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, материалами административного дела.
Таким образом, налоговым органом правомерно установлено, что в действиях ООО «ОМВ» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поэтому заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Обществом не указано на наличие каких-либо препятствий к заключению контракта с такими условиями, которые обеспечили бы возможность исполнения обязанности по зачислению иностранной валюты с соблюдением требований Закона № 173-ФЗ.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования, а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, налоговым органом не установлено.
Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежит отклонению в связи со следующим.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №1552-0, №1553-0), использование статьи 2.9 КоАП РФ, допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Как следует из Определений ВАС РФ от 27.06.2008 №8185/08 и от 27.11.2009 №ВАС-15176/09 об отказе в передаче дел в Президиум ВАС РФ пренебрежительное отношение резидента к исполнению своих публично-правовых обязанностей нельзя считать малозначительным правонарушением.
Следовательно, малозначительность является оценочной категорией, применяемой в исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, объективно характеризующих противоправное деяние и указывающих на отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.
Соответственно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может проявляться не только в причинении какого-либо ущерба или наступлении каких-либо иных неблагоприятных последствий, но и в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.
В частности, налоговыми органами установлено неоднократное осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Указанный факт свидетельствует о пренебрежительном исполнении должностным лицом Общества своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.
Объектом правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы РФ, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями резидентов и нерезидентов.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства РФ, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
Таким образом суд, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации вмененного административного правонарушения как малозначительного.
Довод Общества о несоразмерности начисленного штрафа, также является несостоятельным по следующим основаниям.
При рассмотрении материалов административного дела, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. Представление отчета о движении денежных средств является обязанностью Общества в рамках действующего валютного законодательства, ввиду чего, вопреки доводам Общества, не может являться смягчающим обстоятельством.
Кроме того, как указывалось выше, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
В соответствии с положениями ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При этом, санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Также, следует отметить, что при наличии отягчающих обстоятельств, содержащихся в ст. 4.3 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при наложении административного наказания в виде штрафа вправе применить максимальный штраф, предусмотренный соответствующей статьей КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершенное данным лицом административное правонарушение.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, не усматривается, Арбитражный суд города Москвы не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом как направленные на уклонение от административной ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, ч. 1 ст. 15.25, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОМВ" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Д.А. Гилаев |