ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-234322/18-139-2426 от 24.04.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

29 апреля 2019 года                                                                Дело № А40-234322/18-139-2426

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2019 г.

Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 г.                                                              

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Ваганова Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.

рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Правительства Республики Калмыкия (358000, <...>) к  Министерству финансов РФ (109097, <...>)

третьи лица: Федеральное Казначейство РФ (109097, <...>); Министерство сельского хозяйства РФ (ФИО1 пер., 1/11, Москва, 107078), Министерство сельского хозяйства <...>, Элиста, <...>)

о признании недействительными приказов от 11.05.2018 №№491,492,493,494,495, извещений от 06.06.2018 №№19-09-05/38846,  19-09-05/38850, 19-09-05/38858,   19-09-05/38859,  19-09-05/38860,  19-09-05/38865,  уведомлений от 09.06.2018 №05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 №05-09-07/02-6910

при участии:

от заявителя: неявка, извещен; от ответчика: ФИО2, дов. 01-10-08/10 от 10.03.2017;

от третьих лиц: от ФК – ФИО3, дов. № 09-04-11/27054 от 13.12.2018; от Министерства сельского хозяйства РФ  - неявка, извещен; от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия – неявка, извещен

УСТАНОВИЛ:

Правительство Республики Калмыкия (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов РФ (далее – ответчик) о признании недействительными приказов от 11.05.2018 №№491,492,493,494,495, извещений от 06.06.2018 №№19-09-05/38846,  19-09-05/38850, 19-09-05/38858,   19-09-05/38859,  19-09-05/38860,  19-09-05/38865,  уведомлений от 09.06.2018 №05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 №05-09-07/02-6910.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что условия предоставления субсидий из федерального бюджета Республика исполнила, также обеспечила соответствие значение показателей, установленных государственной программой РК, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии между Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия, считает, что средства в размере 12 651 300 рублей 25 копеек не подлежат возврату в доход федерального бюджета,

Кроме того, заявитель полагает, что Правительством Республики Калмыкия не совершались действия по нарушению бюджетного законодательства, что Правительство Республики Калмыкия, являясь коллегиальным органом, не имеет счета, соответственно не может исполнять бюджетные обязательства, вести бюджетный учет, бюджетную отчетность и осуществлять иные полномочия, установленные бюджетным законодательством, полагает, что в связи с этим бюджетная мера принуждения не может быть применена к Правительству Республики Калмыкия.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дел не явился.

Ответчик считает доводы заявителя несостоятельными, а оспариваемые приказы от 11.05.2018 №№491,492,493,494,495 законным и обоснованным, в связи с чем против удовлетворения заявленных требований возражал, относительно требований о признании недействительными уведомлений от 09.06.2018 №05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 №05-09-07/02-6910 ходатайствовал о прекращении производства по делу на основании ч.1 ст. 150 АПК РФ, представил письменный отзыв и пояснения.

Федеральное казначейство РФ поддержало позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзыве.

Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дел не явились.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии лиц, не явившихся на рассмотрение дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования в части признании недействительными приказов от 11.05.2018 №№491,492,493,494,495 не подлежат удовлетворению, а в части оспаривания  извещений от 06.06.2018 №№19-09-05/38846,  19-09-05/38850, 19-09-05/38858,   19-09-05/38859,  19-09-05/38860,  19-09-05/38865,  уведомлений от 09.06.2018 №05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 №05-09-07/02-6910 подлежащими прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, в период с 18.01.2018 по 14.02.2018 в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Минсельхоз РК) Управление федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - УФК по РК) провело внеплановую камеральную проверку по вопросу соблюдения условий софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации с использованием субсидий из федерального бюджета, предоставленных Республике Калмыкия 2016 году.

Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки (пункт 44 Правил № 1092) от 14.02.2018 за проверяемый период 2016 года (далее - Акт проверки), копия которого в тот же день направлена объекту контроля, о чем имеется подпись и дата.

Согласно Акту проверки УФК по РК в деятельности Минсельхоза РК выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования расходных обязательств, установленных Соглашением от 03.02.2016 № 154/17-с (в ред. дополнительных соглашений от 11.03.2016 № 1 (№ 258/17-с), от 13.03.2016 № 2 (№ 609/17-с), от 06.06.2016 № 3 (№ 743/17-с), от 15.07.2016 № 4 (№ 1097/17-с), от 13.12.2С116 № 5, от 22.12.2016 № 6) при исполнении расходных обязательств Республики Калмыкия на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансир) емых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета.

Указанные нарушения квалифицируются в соответствии со статьей 306.8 БК РФ как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которых применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств из бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в доход федерального бюджета.

Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил № 1092).

Рассмотрев акт проверки и представленные материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 12.04.2018 № 07-04-04/09-6733 (далее -Уведомление о БМП № 6733), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанные в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.

На основании указанного Уведомления о БМП министр финансов Российской Федерации издал оспариваемые приказы № 491 - 495 по каждому бюджетному нарушению (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ), на основании которых из бюджета Республики Калмыкия (публичного-правового образования) бесспорно взысканы суммы средств в размерах, указанных в приказах.

Распорядительной частью приказов предписано Федеральному казначейству исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Республики Калмыкия (Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Калмыкия, в срок с 01.08.2018 (в приказе № 495 также с 01.09.2018) и суммах на указанную дату, рассчитанные по состоянию на 12 апреля 2018 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя 40101810500000001901 «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации л/с <***>).

В частности, взыскано: по приказу № 491 - 750 972 рубля 16 копеек; по приказу № 492 - 4 909 407 рублей 50 копеек; по приказу № 493 - 1 364 229 рублей 51 копейка; по приказу № 494 - 2 158 067 рубля 37 копеек; по приказу № 495 - 1 750 824 рубля 43 копейки (с 01.08.2018) и 1 717 799 рублей 27 копеек (с 01.09.2018), всего 3 468 623 рубля 70 копеек.

Во вводной части приказы содержат ссылки на основания их издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных соответствующими Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации (№ 1295, № 1258, № 667 и № 1460), и предоставленных на осуществление мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, далее - Программа № 717), на Соглашение от 03.02.2016 № 154/17-С и Уведомление о БМП от 12.04.05.2018 № 07-04-04/09-6733. В частности: в приказе № 491 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2016 году субсидии «На возмещение части затрат на приобретение элитных семян» в рамках подпрограммы «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» (далее - Мероприятие 1) (Правила № 1295); в приказе № 492 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2016 году субсидии «На возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз» в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее - Мероприятие 2) (Правила № 1258); в приказе № 493 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2016 году субсидии «На поддержку производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти» в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее - Мероприятие 3) (Правила № 1258); в приказе № 494 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2016 году субсидии «На возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам (займам) взятым малыми формами хозяйствования» в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» (далее - Мероприятие 4) (Правила № 1460); в приказе № 495 указано на нарушение условий предоставления (расходования) субсидий в 2016 году «На возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства» в рамках подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» (Мероприятие 5) (Правила № 1460).

Приказы № 491 - 495 изданы министром финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 166 (до 19.07.2018) и пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, согласно которым министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329.

Обстоятельства в части порядка принятия указанных приказов, полномочий должностного лица, принявшего приказы, порядка проведения контрольных мероприятий УФК по РК и действия Федерального казначейства по оформлению и направлению Уведомления о БМП в Минфин России, а также сроки направления указанных документов и принятия приказов заявителем не оспариваются, из заявления не следует таких доводов.

Следовательно, в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.

Согласно пункту 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного   (муниципального)   финансового   контроля,   обязательный   к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

Из указанных норм БК РФ видно, что БК РФ не предусматривает в качестве оснований для издания Минфином России приказа о применении бюджетных мер принуждения иные документы, такие как представление, предписание, извещения о принятии решения о бесспорном взыскании, основанием издания приказа является только уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Среди межбюджетных трансфертов, указанных статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

Согласно  пункту  2   статьи  26.19  Федерального  закона  от  06.10.1999№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из указанных норм БК РФ, Закона № 264-ФЗ и Закона № 184-ФЗ в их системном взаимодействии, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (то есть софинансирования).

Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.

В соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства, в целях исполнения Закона № 264-ФЗ, мероприятий государственной программы № 717 (ее подпрограмм) и Закона о федеральном бюджете на 2016 год Правительство Российской Федерации соответствующими постановлениями утвердило и ввело в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности, постановлениями (в ред. действующей в период предоставления субсидий):

№ 1295 от 12.12.2012 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - Правила № 1295);

№ 1258 от 04.12.2012 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей (далее - Правила № 1258);

№ 1460 от 28.12.2012 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее - Правила № 1460);

Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ), связанных с реализацией государственных программ субъектов РФ и (или) муниципальных программ (а также путем передачи средств субсидий в местные бюджеты на софинансирование исполнения расходных обязательств муниципальных образований), в частности Республики Калмыкия в отрасли сельского хозяйства на реализацию мероприятий, установленных такими программами (подпрограммами) (п. 2 Правил № 1295, п. 2 Правил № 1258, п. 2 Правил № 667, п. 2, п. 15 - 20, Правил № 1460).

При этом для целей софинансирования расходных обязательств субъектов РФ перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов РФ, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации, подпункт «а» пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999).

Указанное требование всех названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого назначения субсидий, установленного статьёй 38 БК РФ.

Помимо указанного условия, все названные Правила содержат также ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как:

наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащих соответствующие мероприятия);

наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ);

наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Аналогичные требования содержат Правила № 1295 (пункт 4), Правила № 1258 (пункт 4), Правила № 667 (пункт 4) и Правила № 1460 (пункт 24).

Указанные условия Правил не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом РФ соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.

Кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.

В частности, принцип соблюдения уровней софинансирования как за счет средств субсидий из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивается следующим условием указанных Правил: в случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на осуществление мероприятия, предусмотренного соответствующей программой, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит уменьшению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся бюджетные ассигнования перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (п. 29 Правил № 1295, п. 16 Правил № 1258, пункт 12 Правил № 667, пункт 25 Правил № 1460).

При этом термин «уровни софинансирования» по смыслу означает пропорцию (процентное соотношение либо соотношение между конкретными суммами средств в рублях либо в десятичных дробях, например: 30% : 70%, 300 руб. 700 руб. или 0,3 :0,7) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта РФ на осуществление программных мероприятий. Указанная пропорция определяется относительно общего объема средств, предусмотренных на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет двух бюджетов (федерального и регионального).

Применительно к уровням софинансирования, Правила предусматривают порядок расчета такого уровня исходя из расчетного уровня дотаций, направляемых из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В частности, Правилами № 1295 (пункт 26), Правилами № 1258 (пункт 12) предусмотрен уровень, равный 0,7 / РБО, где РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-ro субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", а 0,7 - средний уровень софинансирования.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства.

При этом указанные положения содержат верхний и нижний пределы уровня софинансирования, соответственно являются ориентировочными.

Правилами № 667 предусмотрен уровень 0,9 /РБОi; (пункт 8), при этом он не может устанавливаться выше 95 % и ниже 90% расходного обязательства.

Указанными Правилами (№ 1295, № 1258 и № 667) установлено, что уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации на финансовый год устанавливает Минсельхоз России.

Правила № 1460 предусматривают способ дифференцированного расчета размера субсидий в зависимости от наименования мероприятия, предусмотренного пунктом 2 Правил, и варьируется в пределах от 80% до 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по конкретному кредиту в увязке с конкретным видом субсидии (пункт 6 Правил № 1460).

При этом субъекты Российской Федерации предусматривают в своих бюджетах средства на возмещение части процентной ставки по соответствующим кредитам размер в пределах 20 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по конкретному кредиту в увязке с конкретным видом субсидии, в некоторых случаях - не менее 20 % и до 1/3 доли ставки рефинансирования (пункт 7 Правил № 1460).

Пунктом 8 Правил № 1460 установлено, что уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету должен составлять не менее 5 процентов, за исключением инвестиционных кредитов, полученных на развитие мясного скотоводства.

Следовательно, субъекты РФ должны предусматривать в своих законах о бюджетах средства на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ в объеме не менее 5 % в зависимости от конкретного мероприятия.

При этом указанный уровень софинансирования в размере 5% входит в объем софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, осуществляемого за счет консолидированного бюджета субъекта РФ (в объем от 20% до 1/3) (ст. 6 БК РФ, термин консолидированный бюджет), то есть за счет собственных средств бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (соответственно, 5% + 15% или 5% в 1/3 доле субъекта РФ). Указанное положение вытекает из пункта 2 статьи 26.19 Закона № 184-ФЗ о долевом финансировании консолидированного бюджета субъекта РФ и пункта 7 Правил № 1460.

Указанные положения Правил в их системном взаимодействии означают, что соглашением о предоставлении субсидии устанавливается не только адресное распределение субсидий и собственных средств бюджета субъекта РФ, но и конкретные размеры выделяемых средств, как субсидии за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта РФ по каждому объекту (направлению расходов).

При этом субъект РФ вправе увеличить долю своих расходов в целях сокращения расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников (то есть за счет перераспределения средств внутри консолидированного бюджета субъекта РФ, без участия в таком перераспределении средств федерального бюджета (ст. 31 БК РФ), поскольку последние распределяются между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, все указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.

При   этом   Правила   содержат   верхний   и   нижний   пределы   средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, в котором стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий федеральной и региональной программ, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.

Согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 БК РФ).

Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Все названные Правила содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (п. 32, 34 и 36 Правил № 1295 п. 21 и 23 Правил № 1258, п. 17 и 19 Правил № 667, п. 29 Правил № 1460).

Также указанными Правилами предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях - в федеральный бюджет (п. 34, 36 и 38 Правил № 1295, п. 23 и 25 Правил № 1258, п. 19 (абз. третий) и 21 Правил № 667, п.п. 26, 35 и 36 Правил № 1460, п. 22 Правил № 999).

Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.

Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).

Кроме того, все указанные Правила содержат условие о заключении соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета между исполнителем Государственной программы Российской Федерации (в настоящем случае - Минсельхоз России) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень положений которых определяется в соответствии с Правилами № 999 (п. 6 Правил № 1295, п. 13 Правил № 1258, п. 9 Правил № 667, п. 23 Правил № 1460, и п. 9, 10 и 12 Правил № 999).

Такие соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления и расходования субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений, Правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах, Российская Федерация и Республика Калмыкия, заключая Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашениях конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий год (2016) и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы № 717, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Во исполнение государственной программы № 717, Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, закона субъекта РФ о республиканском бюджете на 2016 год, указанных выше Правил между Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия заключено Соглашение от 03.02.2015 № 154/17-с (далее - Соглашение № 154/17-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета Республике Калмыкия в 2016 году.

Предметом Соглашения № 154/17-с (в том числе в ред. доп. соглашений, приложение № 1 к Соглашению) является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на Мероприятия: 1, 2, 3, 4, 5 (пункт 1.1 Соглашения).

В соответствии с пунктом 1.3 указанного Соглашения высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашений (имеет ссылку на приложение № 1 к Соглашениям, установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Республики Калмыкия.

Пунктом 2.2.1 Соглашения № 154/17-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях № 1 и № 2 Соглашений (в приложении № 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении № 2 - бюджетные средства Республики Калмыкия, т.е. расходные обязательства).

Пунктом 3.4 Соглашения № 154/17-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.

Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Республикой Калмыкия, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января следующего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

В то же время указанные условия Соглашений устанавливают расходование бюджетных средств по долевому принципу (в установленных объемах) между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Республики Калмыкия, то есть с соблюдением пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Республики Калмыкия, который Республикой в лице Минсельхоза РК при осуществлении фактических расходов был нарушен.

Доводы заявителя о том, что Правительством РК не совершались бюджетные нарушения являются несостоятельными и опровергаются преамбулой Соглашения, поскольку от имени Правительства РК Соглашение подписал министр сельского хозяйства РК, являющийся членом Правительства Республики.

При этом согласно положениям статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 № 1-П-З «О Правительстве Республики Калмыкия» Правительство РК представляет Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти и вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики; контролирует деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики.

Согласно статье 5 указанного Закона Правительство РК обеспечивает исполнение    республиканского    бюджета,    разрабатывает    и    осуществляет государственную политику в области сельскохозяйственного производства, развития производственной и социальной инфраструктуры села.

Следовательно, Правительство РК не может не участвовать в распределении средств бюджета Республики, а также обязано обеспечивать контроль за его исполнением, в том числе контроль за расходованием бюджетных средств министерствами Республики, включая Минсельхоз РК.

Как отмечалось выше, объемы средств, предусмотренные Соглашениями подлежат использованию в пределах годового объема, в этой связи неравномерное поступление субсидий из федерального бюджета не влияет на финансирование Республикой Калмыкия расходных обязательств в части принятого на себя объема расходных обязательств за счет собственных средств бюджета Республики, установленного Соглашениями.

При соблюдении указанных условий (пропорции) в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов (экономия) не может возникнуть только у бюджета Республики, оно возникает также и в объеме средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.

При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении программных мероприятий.

Возникновение остатка средств (экономии) только в средствах Республики указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Республикой в избыточном объеме (то есть с перерасходом).

Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и республиканского бюджетов, Республика Калмыкия в лице Правительства РК или органов Республики не вправе в одностороннем порядке применять иные уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств только республиканского бюджета.

Следовательно, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Республики Калмыкия Минсельхозом Республики Калмыкия.

Таким образом, неисполнение (сокращение) в одностороннем порядке расходных обязательств в нарушение условий Соглашения № 154/17-с и Правил, влечет нарушение уровней софинансирования расходных обязательств и уменьшение общего объема потребности в бюджетных средствах, в том числе в субсидии из федерального бюджета при условии сохранения пропорции между средствами двух бюджетов.

О нарушении условий софинансирования указано в акте проверки и уведомлении о БМП.

Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Минсельхоз Республики Калмыкия направлял в Минсельхоз России, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.

Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанных выше Соглашений.

При этом Минфин России отмечает, что оспаривая приказы, заявитель, по сути, оспаривает сведения своих же отчетов, сведения из которых отражены в Акте проверки и Уведомлении о БМП, и положены в основу принятых приказов № 491-495.

1)         В частности, из Уведомления о БМП № 6733 (стр. 15-17, п. VIII) и Акта
проверки следует, что на Мероприятие 1 общий объем средств за счет субсидии из
федерального бюджета и средств бюджета Республики Калмыкия (далее - за счет
средств двух бюджетов) предусматривался в размере 19 490 600 рублей 00 копеек,
из которых: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 18 516 000 рублей (или 94,9996 % от общего планового объема средств двух бюджетов); за счет бюджета Республики Калмыкия 974 600 рублей (или 5 % от общего планового объема средств двух бюджетов).

Фактический расход средств двух бюджетов по отчету (ф. 0503127) на осуществление Мероприятия 1 составил 18 700 100 рублей00 копеек, из которого: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 18 516 000 рублей(или 99,0155 % от общего фактически израсходованного объема средств двух бюджетов, или 100 % относительно планового объема средств субсидии из федерального бюджета); за счет бюджета Республики Калмыкия 184 100 рублей 00 копеек(или 0,9845 % от общего фактически израсходованного объема средств двух бюджетов, или 18,8898 % относительно планового объема средств бюджета Республики Калмыкия.

Из указанных объемов фактических расходов за счет двух бюджетов видно, что субъектом РФ не исполнены расходные обязательства за счет средств республиканского бюджета в объеме 81,1102%, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.

Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 750 972 рубля 16 копеек, что отражено в приказе №491.

2)         На мероприятие 2 (стр. 17 и 18, п. IX Уведомления о БМП № 6733)
предусматривался общий объем расходов за счет средств двух бюджетов в размере
103 355 000 рублей,из них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 98 187 200 рублей(или 94,9999 % от общего планового объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 5 167 800 рублей(или 5 % от общего планового объема средств двух бюджетов).

Фактический расход средств двух бюджетов по отчету на Мероприятие 2 составил 98 187 200 рублей00 копеек, из них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 98 187 200 рублей(или 100 % от общего фактически израсходованного объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 0 рублей 00 копеекю

Из указанных сумм видно, Республикой Калмыкия не исполнены расходные обязательства за счет средств бюджета Республики в полном объеме, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.

Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 4 909 407 рублей 50 копеек,что отражено в приказе № 492.

3)На Мероприятие 3 (стр. 18-19, п. X Уведомления о БМП № 6733
предусматривался общий объем расходов за счет средств двух бюджетов в размере
21 959 200рублей, из них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 20 497 700 рублей(или 93,3445 % от общего планового объема средств двух бюджетов),за счет бюджета Республики Калмыкия 1 461 500 рублей(или 6,6555 % от общего планового объема средств двух бюджетов).

Фактический расход средств двух бюджетов по отчету на Мероприятие 3 составил 20 497 700 рублей00 копеек, их них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 20 497 700 рублей(или 100 % от фактически израсходованного общего объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 0 рублей 00 копеек.

Из указанных сумм видно, Республикой Калмыкия не исполнены расходные обязательства за счет средств бюджета Республики в полном объеме, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.

Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 1 364 229рублей 51копейка, что отражено в приказе № 493.

4)         На мероприятие 4 (стр. 20, п. 1 Уведомления о БМП № 6733)
предусматривался общий объем расходов за счет средств двух бюджетов в размере
45 432 950рублей 00 копеек,из них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 43 161 300рублей (или 94,9999 % от общего планового объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 2 271 650рублей 00 копеек(или 38,971 % от общего планового объема средств двух бюджетов).

Фактический расход средств двух бюджетов по отчету на Мероприятие 4 составил 43 161 300рублей, их них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 43 161 300рублей (или 100 % от общего фактически израсходованного объема средств двух бюджетов, за счет бюджета Республики Калмыкия 0 рублей.

Из указанных сумм видно, Республикой Калмыкия не исполнены расходные обязательства за счет средств бюджета Республики в полном объеме, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.

Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 2 158 067рублей 37 копеек,что отражено в приказе № 494.

5)         На Мероприятие 5 (стр. 20-21, п. 2 Уведомления о БМП № 6733)
предусматривался общий объем расходов за счет средств двух бюджетов в размере
167 267 300рублей 70 копеек,из них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 163 723 600 рублей(или 97,8814 % от общего планового объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 3 543 700 рублей 00 копеек(или 2,1186 % от общего планового объема средств двух бюджетов).

Фактический расход средств двух бюджетов по отчету на Мероприятие 5 составил 163 723 600 рублей 00 копеек, их них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) 163 723 600 рублей(или 100 % от общего израсходованного объема средств двух бюджетов), за счет бюджета Республики Калмыкия 0 рубля 00 копеек.

Из указанных сумм видно, Республикой Калмыкия не исполнены расходные обязательства за счет средств бюджета Республики в полном объеме, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.

Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 3 468 623 рубля 70 копеек, что отражено в приказе № 495.

Расчет размеров сумм, использованных с нарушением бюджетного законодательства выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.

Указанная методика впоследствии была внесена в Правила № 999 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 № 1519, пунктом 5 которого действию указанной методики (формулы) для расчетов размеров сумм, использованных с нарушением условия софинансирования, придана обратная сила, что позволило применять данную методику к субсидиям, предоставленным из федерального бюджета в проверяемый период.

Таким образом, из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств Республики Калмыкия следует, что Минсельхоз Республики Калмыкия в отсутствие экономических оснований сократил расходные обязательства за счет средств бюджета Республики Калмыкия и неосновательно получил экономию средств бюджета Республики Калмыкия за счет перерасхода средств федерального бюджета, предоставленных Республике Калмыкия как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, и Соглашением о предоставлении субсидий.

При этом, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнив собственный закон об областном бюджете, Республика фактически снизила общую потребность в бюджетных средствах на указанные программные мероприятия, в том числе за счет предоставленных субсидий из федерального бюджета, которые исходя из указанных обстоятельств были получены в бюджет Республики в повышенном размере с нарушением бюджетного законодательства.

Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное Республикой Калмыкия в лице Минсельхоза Республики, указывает на нарушение условий расходования средств субсидий и, соответственно, баланса интересов оправдывать получение экономии средств республиканского бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета при фактическом неисполнении принятых расходных обязательств.

В связи с изложенным суд отмечает, что взысканные суммы средств не превышают размеров ранее предоставленных сумм субсидий из федерального бюджета, следовательно, взыскание в пределах таких сумм не влечет убытки в региональном бюджете и не нарушает права Правительства Республики Калмыкия, поскольку такие средства являются средствами публично-правового образования, а не собственными средствами Правительства республики или Минсельхоза Республики Калмыкия.

Таким образом, приказы № 491,492,493,494,495 изданы Минфином России обоснованно и направлены на восстановление баланса интересов публично-правового образования -Российской Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой республика Калмыкия получила необоснованную экономию средств республиканского бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление программных мероприятий и, в частности, - в средствах федерального бюджета.

Кроме того, суд отмечает, согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий для удовлетворения требований заявителя является нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом его прав и законных интересов.

По мнению суда, оспариваемый ненормативный правовой акт Министерства России, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доказательств обратного заявителем не представлено, указаний на нарушение его прав и законных интересов в заявлении, поданном в суд, также не имеется.

Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого Заявителем акта необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права.

В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Относительно требований о признании недействительными уведомлений Минфина России от 06.06.2018 № 19-09-05/38846, 19-05-05/38850, 19-09-05/38858, 19-09-05/38859, 19-09-05/38860 и 19-09-05/38865, извещений (писем) Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 09.06.2018 № 05-09-07/02-6779 и от 13.06.2018 № 05-09-07/02-6910 (о направлении копии платежного поручения о списании денежных средств из бюджета Республики во исполнение приказов Минфина России), суд отмечает следующее.

Процедура исполнения приказов Минфина России о бесспорном взыскании денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в доход федерального бюджета установлена Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка при принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (далее - решение о взыскании), Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (далее -извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).

При этом в извещении указывается следующая информация: наименование, дата и номер решения о взыскании; наименование субъекта Российской Федерации или государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, указанного в решении о взыскании (далее - нарушитель); сумма средств, которую Федеральному казначейству необходимо взыскать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, в том числе сумма средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, сумма платы за пользование ими, сумма пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; реквизиты счета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, открытого на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для перечисления взысканных средств в федеральный бюджет.

Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня с даты получения извещения направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях исполнения решения о взыскании, а также доводит информацию о взыскании до главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета или главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставившего средства из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Порядка копию платежного поручения, указанного в пункте 9 Порядка, территориальный орган Федерального казначейства, исполнивший решение о взыскании, не позднее следующего рабочего дня за днем исполнения взыскания направляет в финансовый орган субъекта Российской Федерации, из бюджета которого было осуществлено взыскание средств.

Исходя из указанных положений Порядка, Извещения направляются в органы Федерального казначейства во исполнение принятого решения (приказа) о взыскании и не являются распорядительными актами, поскольку не содержат властного волеизъявления или предписаний, адресованных непосредственно объекту контроля, являются, по сути, исполнительным (техническим) документом, направленным на реализацию приказа Минфина России о бесспорном взыскании денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Платежное поручение о списании указанных средств направляется сопроводительным письмом, не являющимся ненормативным правовым актом.

Указанные действия органы Федерального казначейства осуществляют в силу возложенных на них функций и полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ) и, в том числе функции по исполнению бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных БК РФ.

Следовательно, указанные действия органов Федерального казначейства не могут рассматриваться как самостоятельно принятые, а осуществляются ими во исполнение приказа Минфина России, и должны рассматриваться как исполнительные действия.

Кроме того, Арбитражный суд Республики Калмыкия до направления настоящего дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы дал оценку указанным выше документам, как не являющимся ненормативными правовыми актами, в определении от 19.07.2018 по делу № А22-2807/2018, которым одновременно принял обеспечительные меры в виде приостановления действия приказов № 491, № 492, № 493, № 494 и № 495 до рассмотрения дела по существу.

Поскольку указанные документы не являются ненормативными правовыми актами, соответственно, не могут быть обжалованы в порядке главы 24 АПК РФ, что указывает на то, что требования в данной части не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Следовательно, производство по делу в части заявленных требований о признании незаконными  извещений от 06.06.2018 №№19-09-05/38846,  19-09-05/38850, 19-09-05/38858,   19-09-05/38859,  19-09-05/38860,  19-09-05/38865,  уведомлений от 09.06.2018 №05-09-07/02-6779, от 13.06.2018 №05-09-07/02-6910, в соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ, подлежит прекращению

В соответствии с ч.2 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.07.2018 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказов Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 № 491, № 492, № 493, № 494 и № 495 - «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

С учетом отказа удовлетворения заявленного требования, суд не усматривает оснований для сохранения принятых обеспечительных мер.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Правительства Республики Калмыкия о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 № 491, № 492, № 493, № 494 и № 495 - «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

В части заявленных требований о признании недействительными извещений Минфина России от 06.06.2018 № 19-09-05/38846, 19-05-05/38850, 19-09-05/38858, 19-09-05/38859, 19-09-05/38860 и 19-09-05/38865, уведомлений (писем) Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 09.06.2018 № 05-09-07/02-6779 и от 13.06.2018 № 05-09-07/02-6910 (о направлении копии платежного поручения) производство по делу прекратить.

Обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Республике Калмыкия определением от 19.07.2018, в виде приостановления действия приказов Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2018 № 491, № 492, № 493, № 494 и № 495 - «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» отменить.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                            Е.А. Ваганова