ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-234332/17-139-396 от 14.03.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва      

29 марта 2018 года                                                          Дело № А40 - 332/17 -139-396        

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2018 года

Арбитражный суд в составе:                                                                                                                                                    

Судьи: Вагановой Е.А. (единолично)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Будько Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале 7010

дело по заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 30.06.2017, место нахождения: 107061, <...>)

к Автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 06.03.2017, адрес: 107014, <...>)

третье лицо: ГКУ СФК ДОгМ (119034, <...>)

о взыскании 14311100 руб.

при участии: от истца: ФИО1 по дов-ти от 14.08.2017, ФИО2 по дов-ти от 02.03.2018; от ответчика:  ФИО3 по дов-ти от 03.10.2017, ФИО4 по дов-ти от 07.04.2017, ФИО5 по дов-ти от 07.04.2017; от третьего лица: ФИО6 по дов-ти от 09.01.2018

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" о возложении  на нее обязанности возместить в бюджет города Москвы денежные средства в размере 14 311 100 руб. (сумму нецелевого использования средств субсидии).

Истец требования поддержал, указал, что ответчиком допущено нецелевое использование денежных средств. Истцом 25 октября 2017 года принято решение о возврате нецелевого использования средств субсидии в размере 14 311 100 руб., указанное решение направлено в адрес Ответчика, однако, в установленный в решении срок Ответчик не возместил в бюджет города денежные средства.

Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований, в материалы дела также представлены дополнения к отзыву на заявление.

Третье лицо поддержало позицию Истца.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что исковые требования заявителя необоснованны, и не подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что между Восточным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы, Государственным казенным учреждением города Москвы Дирекцией по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы и НОУ средней общеобразовательной школой «Академическая гимназия» заключен договор «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования бесплатного питания в период обучения» №ВАО 8/Б от 10.11.2014г. Срок действия договора с 10 марта 2015 года по 31 августа 2015 года.

Размер субсидии согласно указанному договору и дополнительных соглашений к нему от 13.05.2015 № 1, от 22.05.2015 № 2, от 16.07.2015 №3и 28.08.2015 № 4 всего составил 7 346 130,52 рублей.

К Договору № ВАО 8/Б 13 мая 2015 года заключено дополнительное соглашение № 1, в части изменения сторон Договора, а именно: считать Договор двух сторонним, с одной стороны Государственное казенное учреждение города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы с другой стороны Негосударственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия».

10 марта 2015 года между Восточным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы, Государственным казенным учреждением города Москвы Дирекцией по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы и Негосударственным Образовательным Учреждением средней общеобразовательной школой «Академическая гимназия» (далее — Учреждение) заключен Договор «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования» № ВАО 9/Д от 10 марта 2015. Срок действия договора с 10 марта 2015 до 31 августа 2015 года.

Размер субсидии согласно указанному договору и дополнительных соглашений к нему от 13.05.2015 № 1, 22.05.2015 № 2 и 16.07.2015 № 3 всего составил - 9 683 625 рублей.

Кроме того, из пояснений истца усматривается, что 13 мая 2015 года к Договору №ВАО 9/Д заключено дополнительное соглашение №1, в части изменения сторон Договора, а именно считать Договор двух сторонним, с одной стороны Государственное казенное учреждение города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы с другой стороны Негосударственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия».

Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением граждан дошкольного, общего образования и бесплатного питания в период обучения определены постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 № 640-1111 «Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения» (далее - Постановление №640), от 18.09.2012 № 489-1111 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования» (далее - Постановление №489).

В соответствии с п.3.1. Постановления №640 и Постановления №489 предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии между претендентом, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии и Департаментом образования города Москвы.

Примерные формы договоров о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, общего образования и бесплатного питания утверждены приказом Департамента образования города Москвы от 13 ноября 2012 года № 713.

В соответствии с п. 1.2. Договора № ВАО 8/Б субсидия предоставляется Получателю субсидии в целях возмещения затрат в связи с: предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; предоставлением обучающихся 1-4 классов бесплатного одноразового горячего питания (завтрак).

Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Договора.

Также в соответствии с п. 1.2 Договора № ВАО 9/Д субсидия предоставляется Получателю субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве, дошкольного образования.

Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено что предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Договора.

В соответствии с п.3.7. Постановление № 640 и Постановлением № 489 Департамент образования города Москвы осуществляет контроль за выполнением условий предоставления субсидий, а также за их целевым использованием.

Пунктами 5.1. Договора № ВАО 8/Б и Договора № ВАО 9/Д от 10.11.2014 предусмотрено что контроль за выполнением условий предоставления субсидий, а также за целевым и эффективным использованием средств субсидии осуществляет Департамент образования города Москвы, в лице Государственного казенного учреждения города Москвы Служба финансового контроля Департамента образования города Москвы.

ГКУ СФК ДО г. Москвы в соответствии с п. 5.1. указанных Договоров с 02 июля по 09 июля 2015 года проведена проверка выполнения условий предоставления субсидии Учреждению, а также их целевого и эффективного использования.

Истец указывает, что проверкой были установлены нарушения, общая сумма подлежащих к возмещению составила - 3 996 421,94 рублей. Из них: 2 382 655,15 рублей - излишне выделена субсидия на обучающихся, имеющих регистрацию в иных регионах, а также не имеющих документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в г. Москве; 49 735, 00 рублей - излишне выделена субсидия на бесплатное питание обучающихся, имеющих регистрацию в иных регионах, а также не имеющих документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в г. Москве; 252 102,18 рублей - излишне выделена субсидия на представление общего образования и бесплатного питания на детей, не обучающихся в Учреждении; 2 401,00 рублей - завышен размер затрат, подлежащих возмещению за счет средств субсидии на бесплатное питание на отсутствующих в период об обучающихся; 1 269 932,31 рублей - завышение затрат подлежащих за счет средств субсидий на обучающихся поданных в заявку, имеющих регистрацию в иных регионах, а также не имеющих документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в г. Москве; 39 596,30 - завышение затрат, подлежащих возмещению за счет средств субсидий, на обучающихся, поданных в заявку не обучающихся в Учреждении.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, акт ГКУ СФК ДО г.Москвы о выявленных нарушениях был представлен в Учреждение 09 июля 2015 года для устранения выявленных нарушений. Истец настаивает, что с данным актом Учреждение ознакомлено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Из искового заявления усматривается, что 14    июля 2015 между Государственным казенным учреждением города Москвы Дирекцией по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы и Негосударственным Образовательным Учреждением средней общеобразовательной школой «Академическая гимназия» заключен Договор «О предоставлении субсидии
из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования и бесплатного питания в период обучения» № ВАО 8-14-Б от 14 июля 2015 года.

Размер субсидии согласно указанному договору и дополнительному соглашению к нему от 28.08.2015 № 1, всего составил — 3 850 871,4 рублей.

26 октября 2016 между Государственным казенным учреждением города Москвы Дирекцией по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы и Негосударственным Образовательным Учреждением средней общеобразовательной школой «Академическая гимназия» заключен Договор «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения» № В-8/Ш-16/17 от 26 октября 2016 года.

Размер субсидии согласно указанному договору и дополнительных соглашений к нему от 20.12.2016 № 1, 30.12.2016 № 2, 06.03.2017 № 3 и 31.03.2017 № 4 всего составил - 14 192 557 рублей.

31 марта 2017 Между Государственным казенным учреждением города Москвы Дирекцией по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы и Автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа «Академическая -гимназия» заключен Договор «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования» № В-8/Д-2017 от 31 марта 2017 года.

Размер субсидии согласно указанному договору и дополнительных соглашений к нему от 12.04.2017 № 1, от 15.05.2017 № 2, от 06.07.2017 № 3 от 14.07.2017 № 4 и от 29.09.2017 № 5 всего составил - 8 448 158 рублей.

В соответствии с п.5.1 указанных выше договоров о предоставлении субсидий    предусмотрено,   что   контроль   за   выполнением   условий предоставления   субсидий,   а   также   за   целевым   и   эффективным использованием средств субсидии осуществляет Департамент образования города Москвы, в лице Государственного казенного учреждения города Москвы Служба финансового контроля Департамента образования города Москвы.

Согласно материалам дела, ГКУ СФК ДО г. Москвы в соответствии с п. 5.1. указанных Договоров с 19 июля по 28 июля 2017 года проведена проверка выполнения условий предоставления субсидии Учреждению, а также их целевого и эффективного использования.

Проверкой были установлены нарушения, общая сумма подлежащих к возмещению составила - 10 341 885 рублей. Из них: 24 033,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на дошкольное образование; 5 536,00 рублей - излишние предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на общее образование; 345,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на общее образование (недостоверные сведения в отчете); 483 692,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на дошкольное образование; 3 788 587,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на общее образование; 34 643,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на питание; 49,00 рублей - излишне предоставленные бюджетные средства на компенсацию затрат негосударственным образовательным организациям на питание (недостоверные сведения в отчете).

Негосударственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия» реорганизовано в форме преобразования в Автономную некоммерческую организацию среднюю общеобразовательную школу «Академическая гимназия».

В соответствии с п. 3.10. и п. 3.11. Постановления №640 и Постановления № 489 в случае неустранения нарушений, указанных в акте, Департамент образования города Москвы принимает решения о возврате субсидии в бюджет города Москвы и направляет указанное решение вместе с требованием о возврате субсидии Учреждению.

Как уже указывалось судом ранее, образовательной организацией не были возвращены в бюджет города денежные средства в размере 14 311 100 руб.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Истца в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствуется следующим.

ГКУ Дирекция ДОгМ на основании Распоряжения Правительства Москвы от 11.01.2017 № 1-РП была реорганизована путем разделения на Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы и Государственное казенное учреждение города Москвы Дирекцию по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования города Москвы.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиям закона. 

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с выводами ГКУ СФК ДО г. Москвы, выявлены нарушения в части нецелевого использования средств субсидий на общую сумму - 14 311 100 руб., которая подлежит возмещению.

Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на то, что не осуществил возврат денежных средств в установленный законодательством срок, так как не согласен с доводами ГКУ СФК ДО г.Москвы.

При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что финансирование АНО СОШ «Академическая гимназия» получено на основании Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в порядке, установленном Постановлениями Правительства г. Москвы от 28 декабря 2011 г. N 640-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения" и Постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. №489-ГТП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования".

В ходе судебного разбирательства Ответчик пояснил, что свою позицию Истец основывает на том, что считает, что Постановления Правительства г. Москвы, в нарушение норм федерального законодательства, ввели ограничения в получении финансирования образования г. Москвы, только для детей, имеющих регистрацию по месту жительства в городе Москве, подтверждённую формой справкой УФМС по форме № 8.

Вместе с тем, как обоснованно отмечает представитель ответчика, данные выводы Истца, в части трактовки Постановлений 640-ПП и 489-ПП, приводят к нарушению действующего законодательства, в частности Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, закон о перемещении, Федерального закона о 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На основании заключенных договоров «Об образовании» дошкольных подразделениях ответчика наравне с детьми, имеющими регистрацию по месту жительства в городе Москве, подтвержденную свидетельством о регистрации по месту жительства (форма №8), так и дети, не имеющие указанной регистрации, находящиеся в Москве длительный период времени (6-12 месяцев).

Ответчик пояснил также, что кроме регулярного посещения образовательной организации их проживание в городе Москве подтверждается справкой о регистрации по месту пребывания в Москве (форма № 3).

В период проведения проверок ГКУ СФК ДО г.Москвы, комиссии предоставлены справки по установленным законодательством формам №3 и №8, из которых были приняты во внимание только справки по форме № 8 и сделаны выводы о нецелевом использовании денежных средств субсидий на остальных детей, обучающихся в АНО СОШ «Академическая гимназия», так как, по мнению СФК, субсидии, предоставленные для предоставления бесплатного образования детей, не имеющих справку по форме №8, были выделены необоснованно.

Таким образом, единственным условием предоставления права на финансовое обеспечение бесплатного образования, реализуемого в форме субсидирования за счет средств бюджета города Москвы, СФК определил наличие у гражданина регистрации по месту жительства в городе Москве, подтвержденного соответствующей справкой по форме №8.

Однако, такая формулировка и позиция Истца, по мнению суда, противоречит Конституции РФ, и иным законодательным актам.

Статья 20 ГК РФ содержит следующее определение понятия «место жительства»: Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, ГК РФ установил, что местом жительства признается место, где гражданин может проживать не только постоянно, но преимущественно (временно).

Кроме того, в пункте 2 Определения от 6.10.2008 N 619-О-П Конституционный суд РФ установил: В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-0 и от 5 октября 2000 года N 199-0) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.

Специально, во избежание различных злоупотреблений понятием «регистрационный учет» Федеральный закон от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» во втором абзаце статьи 3 специально установил, что: Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что регистрация по месту жительства, подтверждаемая справкой УФМС по форме №8 может являться лишь одним из фактов, подтверждающих «место жительства», для предоставления права на финансовое обеспечение бесплатного образования, но, ни в коем случае, не может являться фактом, определяющим «место жительства».

Более того, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания в Москве не может являться причиной ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в частности права на получение (финансовое обеспечение) бесплатного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

В качестве одного из подтверждений «места жительства» - т.е. места преимущественного проживания (в соответствии с ГК РФ) для подавляющего большинства воспитанников и обучающихся вместе с заявками были представлены копии справок о регистрации по месту пребывания. Данные справки также отражены в акте СФК. Данный довод ответчика полностью подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Ответчик обоснованно указал на то, что даже отсутствие указанной справки о регистрации по месту пребывания не может являться причиной отказа в праве на получение (финансовое обеспечение) бесплатного образования в соответствии с ФГОС. В таком случае, понятие «место жительства» в соответствии п. 1.3 Постановлений № 489 и № 640 может быть подтверждено фактом регулярного посещения воспитанниками и обучающимися образовательной организации.

В качестве обоснования позиции СФК в Заключении приводятся ссылки на Приказы Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. № 391 и от 11.09.2012 № 288.

Данные доводы суд считает несостоятельными, так как в соответствии со статьей 3 ГК РФ любые акты, содержащие нормы гражданского права, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации, различные регламенты, приказы и т.п., не могут противоречить положениям ГК РФ, а в случае наличия таких противоречий следует применять положения ГК РФ.

Кроме того, любое другое использование понятия «место жительства» для целей Постановлений № 489 и № 640 делает данные постановления противоречащими Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации установлено, что право на бесплатное дошкольное образование гарантируется каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам, без ограничений (дискриминации), связанных с местом жительства или гражданством.

Положения о равенстве прав на бесплатное дошкольное образование, закрепленные в Конституции Российской Федерации, нашли отражение и развитие в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273-ФЗ).

Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

В соответствии с подпунктами 3, 4 части 1 статьи 8, названного выше Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ    "Об    общих    принципах    организации    законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель возложил на субъекты Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

         Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. К273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и   проживающих   на   территории,   за   которой   закреплена   указанная образовательная организация.

Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293.

Кроме того, в пункте 9 указанного Порядка приема на обучение по образовательным программам образования установлено, что для приема в образовательную организацию: а) родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; б) родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Приведенные нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу по отношению к Постановлениям Правительства г. Москвы № 640 - ПП от 28.12.2011 г., № 489 - ПП от 18.09.2012 г., предполагают обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня и не предполагают отказ в финансировании детей, обучающихся в АНО СОШ «Академическая гимназия» по мотиву отсутствия у детей регистрации по месту жительства на территории г. Москвы.

Как усматривается из представленных материалов дела, вследствие несогласия с выводами проверки в 2015 году АНО СОШ «Академическая гимназия» обратилась за разъяснением по данному вопросу в МИНОБРНАУКИ РОССИИ, которое подтвердило правильность позиции Ответчика (Письмо от 28.09.2015 г. № 08-ПГ-МОН-32430), о чем ГКУ СФК ДО г. Москвы было уведомлено письмом от 07.08.2017 г. № 73-08/2017-Р. Однако, ГКУ СФК ДО г. Москвы с позицией Ответчика не согласился и продолжил наставать на возврате средств.

В отношении целевого и эффективного использования средств субсидии Ответчик пояснил суду, что ежемесячно и ежеквартально АНО СОШ «Академическая гимназия» предоставляет отчеты в СФК, которые подтверждают целевое их использование, все отчеты принимаются, возражений по ним нет, а средства бюджета, полученные на отчисленных обучающихся, были отражены организацией в ежемесячных и квартальных отчетах в разделе «неиспользованные средства, подлежащие возврату».

Для целей оспариваемых договоров, находящихся в области общественных отношений в сфере образования, Истец не принимает понятия «место пребывания», ссылаясь на ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и на п. 3 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.

Такая позиция однозначно противоречит позиции Верховного суда Российской Федерации по аналогичному предмету спора, в которой Верховного суда Российской Федерации не поддержал мнение Истца, что федеральный законодатель четко различает понятия «место жительства» и «место пребывания». В своем решении Верховный суд Российской Федерации однозначно разъяснил, что положения данных нормативных правовых актов, на которые ссылается Истец, не регулируют общественные отношения в сфере образования.

Приём граждан в образовательную организацию должен осуществляться при соблюдении участниками соответствующих правоотношений общеотраслевого принципа и недопустимости злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах обеспечения права каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

В соответствии с частью 8 статьи 55 названного федерального закона порядок приёма на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 1, подпункт 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г N 466).

Минобрнауки России в своем ответе на обращение № 08-ПГ-МОН-2212  разъяснил, что документы, подтверждающие место жительства ребенка закреплены в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32, который согласно п. 1 Правил, распространяется на все организационно-правовые формы и организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Согласно п.3 «Правила приема в конкретную ОООД на обучение по общеобразовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, ОООД самостоятельно».

Согласно п. 9 прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Для приема в ОООД: родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Согласно п. 10 родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.

Порядок соответствует требованиям Федерального закона N 273-ФЗ, не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

Из разъяснения Минобрнауки России, содержащегося в ответе на обращение № 08-ПГ-МОН-2212 и из, указанного выше, Порядка явно следует, что для целей общественных отношений в сфере образования регулятор, в качестве документов, подтверждающих место жительства ребенка устанавливает открытый перечень документов и их форм, в том числе свидетельство о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории или любой другой документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории.

Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом. В этой связи вывод ГКУ СФК ДогМ, с которым соглашается Истец, является субъективным и не подтвержденным ни одним нормативно - правовым Актом, который регулирует отношения в сфере образования.

Кроме того, Департамент образования г. Москвы на основании разъяснения Минобрнауки России № 08-ПГ-МОН-32430 ОТ 28.09.2015 г., которое было предоставлено АНО СОШ «Академическая гимназия», внес изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 13 ноября 2012 г. № 713 в части спорного понимания значения «место жительство», что также подтверждает правильность позиции Ответчика.

Судом также учтено, что Истец предоставил детальный расчет сумм, подлежащих, по его мнению, возмещению в бюджет города Москвы, а именно: Общая сумма подлежащих к возмещению (проверка с 02.07.2015 г. по 09.07.2015 г.) - 3 996 421, 94 руб. Из них: 1) 252 102, 18 руб. - излишне выделена субсидия на представление общего  образования и бесплатного питания на детей, не обучающихся в Учреждении.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, данная сумма была возращена Департаменту финансов города Москвы, ГКУ Дирекции Департамента образования города Москвы - 25.11.2015 г., что подтверждается Платежным поручением № 4484 от 25.11.2015 г.;

2) 39 596, 30 руб. - завышение затрат, подлежащих возмещению за счет
средств субсидий, на обучающихся поданных в заявку не обучающихся в
Учреждении.

Данная сумма также была возращена Департаменту финансов города Москвы, ГКУ Дирекции Департамента образования города Москвы - 25.1.1.2015г., что подтверждается Платежным поручением № 4483 от 25.11.2015 г.;

3)        2 401, 00 руб. - завышен размер затрат, подлежащих возмещению за счет
средств субсидии на бесплатное питание на отсутствующих в период об
обучающихся

Данная сумма была возращена Департаменту финансов города Москвы, ГКУ Дирекции Департамента образования города Москвы - 25.11.2015 г., что подтверждается Платежным поручением № 4487 от 25.11.2015 г.;

Остальные суммы, указанные в Исковом заявлении, по мнению суда, не подлежат возврату, так как были направлены на исполнение договоров и соответствуют цели использования.

Общая сумма подлежащих к возмещению (проверка с 19.07.2017г. по 28.07.2017г.) - 10 341 885 руб. Из них: 49, 00 руб.; 5345, 00 (5172, 00 + 173, 00) руб. - данные суммы были указаны за минусом (т.е. не израсходованы) в дополнительном Отчете по Договору от «26» октября 2016 г. № В-8/Ш-16/17 и в дальнейшем, именно на эту сумму размер субсидии был уменьшен на следующий период, что подтверждается Дополнительными соглашениями №3 от 06.03.2017 г., № 4 от 31.03.2017 г. к Договору № В-8/Ш-16/17 от «26» октября 2016 года. 24 033, 00 руб.; 5 536, 00 руб.; 34 643, 00 руб. - данные суммы не были израсходованы, вследствие этого, размер субсидии был уменьшен на эту сумму на следующий период, что подтверждают Дополнительные соглашения к Договорам на обучение представлены в материалы дела.

Остальные суммы, указанные в Исковом заявлении, не подлежат возврату, так как были направлены на исполнение договоров и соответствуют цели использования.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств: При этом, суд установил, что все денежные средства, выделенные АНО СОШ «Академическая гимназия» использованы точно в целях, определенных в Договорах, что подтверждается ежемесячными и квартальными Отчетами, которые были приняты и на основании которых, выделялись денежные средства на следующий расчетный период.

С учетом изложенного, суд считает необоснованными и неподтвержденными доводы Истца по делу, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на Государственного казенного учреждения города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы. При этом суд учитывает, что согласно п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. (в редакции от 11.05.2010г.) №117, если судебный акт принят не в пользу государственного органа расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).      

Руководствуясь ст. ст. 4, 67, 68, 71, 110, 123, 156, 167- 170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 30.06.2017, место нахождения: 107061, <...>) – отказать.

Взыскать с Государственного казенного учреждения города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 30.06.2017, место нахождения: 107061, <...>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 94 555 (девяносто четыре тысячи пятьсот пятьдесят пять) руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

       СУДЬЯ:                                                                                                   Е.А. Ваганова