ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-234451/2021-131-2254 от 24.12.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                             Дело № А40-234451/21-131-2254

11 марта 2022 года

Резолютивная часть решения от 24 декабря 2021 года        

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2022 года                                                                                               

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по исковому заявлению

истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, РОССИЯ, Г. МОСКВА, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ ВН.ТЕР.Г., НОВАЯ БАСМАННАЯ УЛ., Д. 2/1, СТР. 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)

ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" (адрес: 109004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 29.06.2010)

о взыскании 3 000 руб.

УСТАНОВИЛ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"  о взыскании 3 000 руб. штрафа задолженности по договору № 285 на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014г.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.11.2021г.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в установленный судом срок до 07.12.2021г. представил отзыв, дополнительный отзыв по существу заявленных требований, просил в иске отказать.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Истец в иске указывает, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор № 285 от 30.04.2014г., в соответствии с которым заказчик поручает и обязуется оплатить, а исполнитель принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов.

Подпунктом 4.1.18. Договора закреплена обязанность Исполнителя своевременно, в сроки и в порядке, установленном нормативными документами, вносить данные в информационные системы и базы данных.

Паспорт Локомотива (в т.ч. электронный) - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, сведения о сменяемости узлов и агрегатов, ремонтах, отказах, о результатах испытаний, диагностики и дефектоскопии, о пробегах локомотивов и оборудования.

Обязанность вносить указанные выше сведения закреплена за Исполнителем в п.2.7.8. Приложения №4 к Договору.

Заполнение электронных паспортов Локомотивов и оборудования должно быть закончено до момента подписания Акта приемки Локомотива из Обслуживания по форме ТУ-31л (пункт 2.7.9. Приложения №4 к Договору).

25 января 2021 года, по результатам проверки, установленного на локомотивы линейного оборудования, с данными электронного паспорта в АС «ЭПЛ» на предмет отсутствия отметки об изменении и полноты информации по изменению номеров оборудования и агрегатов, смененных в процессе ремонта по каждой единицы, выявлено несоответствие с данными электронного паспорта в АС «ЭПЛ» на локомотиве приписки

эксплуатационного локомотивного Лянгасово серии ВЛ80с №1060-2 (далее - Локомотив).

В электронном паспорте Локомотива отсутствует установленный счетчик электрической энергии переменного тока электронный СЭТ-1М.01-04 №3071856/10.07­21320 (дата снятия 22.01.2021 года на блоке АиР автоведение и регистрация параметров движения УСАВП-ГПТ №18-1/10.08-21320).

По состоянию на 25.01.2021 года Локомотив №1445 находится в эксплуатации.

Приложением № 19 к Договору предусмотрена ответственность Исполнителя за отсутствие изменений в электронном паспорте локомотива в размере 3 000 руб. за каждую единицу.

Пунктом 12.1 Договора установлено, что Исполнитель в течение 20 календарных дней с момента предъявления требования возмещает Заказчику убытки в виде ущерба, возникшие вследствие нарушения Исполнителем своих обязательств по договору.

15 февраля 2021 года ОАО «РЖД» направило претензию №20/ГорькТю о взыскании штрафа в размере 3 000 руб.

В ответе на претензию №26/ЮЗ-О от 02.03.2021 года ООО «ЛокоТех-Сервис» не отрицает несоответствие внесенных данных, однако, в удовлетворении претензии ОАО «РЖД» отказывает.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из материалов дела следует, что согласно материалам дела Ответчик в рамках вышеуказанного Договора в объеме непланового ремонта в условиях СЛД Горький 22.01.2021 производил обслуживание электровоза серии ВЛ80с №1060.

Согласно пункту 4.1.18. Договора Исполнитель обязан своевременно, в сроки и в порядке, установленные нормативными документами Заказчика, вносить необходимые и достоверные данные в информационные системы и базы данных Заказчика.

В обоснование исковых требований Истец указывает на то, что в ходе проверки 25.01,2021 установленного на локомотивы линейного оборудования, с данными электронного паспорта в АС «ЭПЛ» выявлено несоответствие данных» а именно: отсутствует установленный счетчик электрической энергии переменного тока электронный СЭТ-1М.01-04№ 3071856/10.07-21320.

В период обслуживания локомотива все данные были внесены в программу своевременно и в полном объеме.

Согласно приложению №1 к Договору №285 паспорт локомотива (в т.ч. электронный) — документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, сведения о сменяемости узлов и агрегатов, ремонтах, отказах, о результатах испытаний, диагностики и дефектоскопии, о пробегах локомотивах и оборудования.

Пунктом 5 приложения № 19 к Договору предусмотрена ответственность исполнителя за отсутствие отметки об изменении и полноте информации по изменению номеров оборудования и агрегатов, смененных в процессе ремонта в размере 3 000 (три тысячи) рублей за каждый случай.

Согласно пункту 9,1 Договора исполнитель при проведении сервисного обслуживания обеспечивает предоставление отчетности, установленной нормативными документами Российской Федерации и локальными актами заказчика, в подразделения заказчика и контролирующие заказчика государственные органы, а также внесение данных в информационные системы заказчика.

Пунктом 4.1.8. Договора установлена обязанность Исполнителя предоставлять Заказчику необходимую производственную отчетную документацию согласно приложения № 23 Договора «Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика в части обмена статистической информации». Перечень Форм первичной отчетной документации определен сторонами в разделе 5 вышеуказанного Приложения.

Согласно пункту 2.2.4. Приложения № 23 обязанность Исполнителя по предоставлению каждой формы отчетности и внесения данных наступает через 5 (пять) рабочих дней после получения от Заказчика форм отчетности, предусмотренных разделом 5 Приложения № 23.

Пунктом 5 Приложения № 23 установлены и согласованы сторонами, формы первичной документации, в которых отсутствует такая форма первичной документу как АС «Электронный паспорт локомотива».

Пунктом 3.2.2 Приложения № 23 установлено, что все формы первичной документации в обязательном порядке подписываются должностным лицом, ответственным за предоставление информации.

Автоматизированная система «Электронный паспорт локомотива» не может относиться к первичной документации, т.к. не содержат обязательных элементов оформления документов (реквизитов документа) и не включена в перечень форм первичной документации, согласованный сторонами Договора.

Кроме того в соответствии с пунктом 2.10,8 Приложения №4 к Договору №285 уполномоченный представитель Заказчика перед передачей Локомотива из сервисного обслуживания обязан проверить полноту и достоверность внесённых изменений в электронный паспорт Локомотива при проведении Сервисного обслуживания.

В соответствии с пунктом 3.1.5 Договора № 285 Заказчик принимает локомотивы из сервисного обслуживания по Актам формы ТУ-31л в соответствии с Регламентом работы с автоматизированной системой «Электронный паспорт локомотива», утвержденным Распоряжением ОАО «РЖД» №1104р от 13.06.2017 года (далее -Регламент).

В акте приемки локомотива от ремонтного предприятия от 15Л2.2020г. по форме ТУ-31л (акт прилагаем) обозначено «При приемке не выявлено нарушений действующей нормативной документации по ремонту (техническому обслуживанию, модернизации) (правил, инструкций и т.д.)».

Согласно пункта 2.1.12 Регламента ответственность за выход локомотива из ремонта с наличием в ЭП достоверной информации, регистрируемой в ЭП в процессе ремонта, несет представитель региональной Т, выпустивший локомотив из ремонта. Претензий со стороны дирекции тяги по вводу недостоверной информации в электронный паспорт локомотива по спорному локомотиву в адрес Ответчика не поступало. Таким образом, Заказчик принял данный локомотив с сервисного обслуживания без замечаний и был согласен с достоверностью внесенных данных при подписании акта приемки локомотива от ремонтного предприятия.

Таким образом, исходя из буквального толкования условий Договора №285 штраф, предусмотренный п. 5 Приложения № 19, не может применяться к сведениям, вносимым в автоматизированные системы. Права Сторон по отражению недостоверных данных в автоматизированной системе регулируются п. 7.12. Договора на основании документации, входящей в список, указанный в пункте 5 Приложения № 23 Договора, в котором АС «Электронный паспорт локомотива» отсутствует, кроме того локомотив принят Заказчиком из ремонта без замечаний относительно сведений занесенных в автоматизированные системы.

Доказательств, подтверждающих образование каких либо убытков на стороне истца, понесенных в связи внесением/невнесением информации в автоматизированную систему «Электронный паспорт локомотива» не заявлено.

Таким образом, взыскание с ответчика 3 (трех тысяч) рублей за отсутствие сведений в автоматизированную систему «Электронный паспорт локомотива» не только противоречит условиям Договора № 285 от 30.04.2014, но и общим принципам справедливости и соразмерности совершенного правонарушения и его последствий.

В данном случае, при отсутствии ущерба на стороне Истца, взыскание неустойки (штрафа) в указанном размере служит способом обогащения Истца, а не средством возмещения потерь кредитора.

Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Госпошлина  по иску распределяется в соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330, 331, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27  65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в течение пятнадцати дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 259, 260, 273-277, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

     Судья                                                                                          Ю.В.Жбанкова