ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-23606/2021-122-52 от 20.04.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва

22 апреля 2021 года                                                            Дело № А40-23606/21-122-52

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Гранит»

к Федеральное агентство по недропользованию

о признании незаконным приказа от 16.01.2020г. №10,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО1 (дов. от 04.03.2021г. №ЕК-01-32/3104, диплом)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию с требованиями признать приказ от Федерального агентства по недропользованию от 16 января 2020г. № 10 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ незаконным; обязать Федеральное агентство по недропользованию возобновить действие лицензии на право пользования недрами серия ЧЕЛ номер 01382 вид ТЭ, выданной ЗАО «Гранит» 29.03.2004 га на геологическое изучение и добычу строительного камня на Непряхинском участке серпентинитов.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как указывает заявитель, ЗАО «Гранит» выдана лицензия ЧЕЛ № 01382ТЭ от 08.04.2004г. на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на Непряхинском месторождении серпентинитов на основании решения главного управления промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 09.03.2004г. № 60. Участок недр, на котором разрешена геологическая разведка и добыча полезных ископаемых, расположен в 800 м южнее с. Непряхино, Чебаркульского района. Лицензия предоставлена сроком до 30.04.2029г.

Приказом № 10 от 16 января 2020г. Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра) прекратило право пользования недрами, предоставленное Закрытому акционерному обществу «Гранит» на основании лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ, с целью геологического изучения и добычи строительного камня на Непряхинском участке серпентинитов. В качестве основания прекращения лицензии указаны п. 4 ч.1, п.6 ч.2 ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» ( далее - Закон о недрах), т.е. в связи с переоформлением лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах и ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.

По мнению Заявителя, Приказ № 10 от 16.01.2020г. Роснедра не соответствует закону, иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанность по передаче на хранение документации по лицензионному участку, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и подлежит отмене.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

ЗАО «Гранит» являлось владельцем лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ с целевым назначением и видами работ геологическое изучение и добыча строительного камня на Непряхинском участке серпентинитов, расположенном в 800 м. южнее с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области (Приложение № 1 к Отзыву). Дата государственной регистрации лицензии - 08.04.2004.

Согласно представленным материалам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (представление от 22.10.2019 № СЖ-02-01-30/29275) в ходе подготовки внеплановой выездной проверки в рамках выполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО2 от 17.06.2019 № АГ-П9-4932 установлено, что юридическое лицо ЗАО «Гранит» (ИНН <***>) прекратило свою деятельность путем реорганизации юридического лица в форме преобразования в ООО «Гранит» (ИНН <***>) с 10.12.2015.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр, в том числе, путём его преобразования - изменения его организационно-правовой формы. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.

Также в соответствии с п. 10.2 Условий пользования недрами к лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ при изменении организационно-правовой формы, реорганизации или изменении наименования предприятия-пользователя недр лицензия подлежит переоформлению и должна быть возвращена в орган, предоставивший лицензию. При этом отмечаем, что в соответствии с п. 10.3 Условий пользования недрами к лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ п. 10.2 отнесён к существенным условиям пользования, за нарушение которого предусмотрено прекращение права пользования недрами.

Таким образом, ЗАО «Гранит» прекратило деятельность 10.12.2015 в связи с реорганизацией в форме преобразования в ООО «Гранит». Вместе с тем лицензия ЧЕЛ 01382 ТЭ в установленном ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» не переоформлена на ООО «Гранит».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами прекращается в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона РФ «О недрах».

Кроме того, согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.

Порядок принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр установлен п.п. 94-119 Административного регламента № 315.

В соответствии с пп. 2 п. 95 Административного регламента № 315 основанием для начала осуществления процедуры досрочного прекращения права пользования недрами являются, в том числе, представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Как отмечалось ранее, о факте переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона РФ «О недрах» Федеральному агентству по недропользованию стало известно из представления Росприроднадзора от 22.10.2019 № СЖ-02-01-30/29275.

Полученные материалы рассмотрены на заседании Комиссии Роснедр по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр, состоявшемся 26.12.2019 (протокол от 30.12.2019 № СА-04-56/20-д). Так, Комиссия Роснедр пришла к выводу о наличии оснований для досрочного прекращения права пользования недрами ЗАО «Гранит» по лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах».

Руководствуясь п. 4 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах», а также рекомендациями Комиссии Роснедр Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 16.01.2020 № 10 «О прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ» (Приложение № 4 к Отзыву).

По мнению Заявителя, законодательством не установлен срок, в течение которого лицо должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении лицензии после реорганизации лица.

Однако данный довод Общества является ошибочным ввиду следующего.

В соответствии с пп. 5 п. 17 Административного регламента № 315 основанием для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр является подача заявки на переоформление лицензии по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 Административного регламента № 315.

Пп. 1 п. 61 предусмотрено, что государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр реализуется Роснедрами и его территориальными органами в следующих случаях реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

Таким образом, законодателем предусмотрен полугодовой срок на обращение претендента с заявкой на переоформление лицензии.

Вместе с тем, ЗАО «Гранит» прекратило свою деятельность путем реорганизации юридического лица в форме преобразования в ООО «Гранит» с 10.12.2015. Тогда как приказ о прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ издан Федеральным агентством по недропользованию 16.01.2020.

Таким образом, Общество в течение четырёх лет не обращалось с заявкой на переоформление лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ с ЗАО «Гранит» на ООО «Гранит», в то время как обязано было совершить соответствующие действия в течение полугода с момента реорганизации юридического лица - пользователя недр.

Доводы Заявителя, что оспариваемый приказ не высылался в адрес Общества, судом отклоняются.

В соответствии с п. 118 Административного регламента № 315 копия приказа о досрочном прекращении права пользования недрами направляется пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении. Пользователем недр по лицензии ЧЕЛ 01382 ТЭ являлось ЗАО «Гранит», а не ООО «Гранит», так как у последнего право пользования недрами по данной лицензии не возникло.

Челябинскнедра направили в адрес ЗАО «Гранит» копию приказа Федерального агентства по недропользованию от 16.01.2020 № 10 заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 456438, <...> (сопроводительное письмо Челябинскнедра от 28.01.2020 № 100). Вместе с тем, письмо вернулось без вручения ЗАО «Гранит» 14.03.2020.

Повторно приказ был направлен по почтовому адресу: 456440, <...>. Уведомление о вручении получено от 25.01.2021.

Отмечаем, что в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, действия государственного органа по направлению оспариваемого приказа в адрес пользователя недр являются законными, а доводы ООО «Гранит» несостоятельными.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4 ч. 1 ст.65 АПК РФ.

Заявителем не представлено согласно части 1 статьи 198 АПК РФ обоснований, каким образом оспариваемый Приказ нарушает его права или незаконно возлагает обязанности.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым Приказом его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемый заявителем Приказ принят в соответствии с нормами действующего законодательства.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований  отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          Н.Е. Девицкая