Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-236152/17 -121-2054 |
марта 2018 г.
Резолютивная часть объявлена 01 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующего судьи – Е.А. Аксеновой
При ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Каркавцевой
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Госкорпорация «Росатом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119017, г.Москва, ул.Б. Ордынка, д.24, дата регистрации 18.12.2007)
К ответчику - Федеральной антимонопольной службе (ОГРН <***>, ИНН <***>, 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11)
третье лицо: ФГУП «РАДОН»
о признании незаконным решения от 08.09.2017 г. №Е-34/17
с участием:
от заявителя: Редких С.В. дов. от 21.12.2017 г. № 1/301/2017-ДОВ
от ответчика: ФИО1, по дов. От 28.04.2017 №ИА/29063/17, удост.
от третьего лица: не явка, извещен
УСТАНОВИЛ:
Госкорпорация «Росатом» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее – ответчик, ФАС России) о признании незаконным решения от 08.09.2017 г. по делу № Е-34/17 в части признания в действиях Госкорпорации «Росатом» нарушения ч. 4 ст. 56 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, На официальном сайте www, zakupki.gov.ru 28.07.2017 Госкорпорацией «Росатом» было размещено извещение № 0773100000317000097 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по извлечению, переработке и приведению в соответствие с критериями приемлемости для захоронения федеральных РАО из сооружения «БЖ-блок емкостей для ЖРО» ФГУП «Радон» в обеспечение мероприятия «Безопасное удаление радиоактивных отходов из пунктов хранения, подготовка к захоронению, транспортировка к пункту захоронения и захоронение». Начальная (максимальная) цена контракта - 146 367 360 рублей.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе № 0773100000317000097-П1 от 23.08.2017 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки: ФГУП ««Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды» (далее - ФГУП «РАДОН»). Заявка ФГУП «РАДОН» признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Конкурс признан несостоявшимся.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 55 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Госкорпорация «Росатом» обратилась в ФАС России с просьбой согласовать заключение государственного контракта с единственным поставщиком - ФГУП «РАДОН».
Решением от 08.09.2017 по делу №Е-334/17 (регистрационный номер: № ГЗЕ/334 от 12.09.2017) комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок согласовала Госкорпорации «Росатом» возможность заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ФГУП «РАДОН» на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, указанной в заявке на участие в Конкурсе.
При этом, по результатам согласования обращения комиссия ФАС России по контролю в ре закупок признала в действиях Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» нарушение ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе. Согласно выводам комиссии ФАС России заявителем допущено нарушение ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации требования о наличии у участников опыта исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ исключительно по обращению с радиоактивными отходами. Указанные действия, по мнению ФАС России, не соответствуют ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Госкорпорация «Росатом» полагая, что вывод комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок является ошибочным, не основан на фактических обстоятельствах дела и противоречит нормам действующего законодательства, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 5.3.1.12 упомянутого Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федеральному закону РФ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 г. N 537 "Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Порядок согласования) ФАС России является уполномоченным органом, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) согласование возможности заключения государственного контракта, в том числе, возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 11 Порядка согласования рассмотрение поступившего обращения, в том числе на предмет соответствия проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, осуществляется контрольным органом.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В оспариваемом решении, мотивируя вывод о нарушении заявителем ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, ФАС России указал, что требования к опыту, установленные в п.17 «Информационная карта» Конкурсной документации, не соответствуют требованиям Приложения 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). По мнению ФАС России, заявитель в указанном пункте конкурсной документации указал требования к опыту уже, чем это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
Согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона N 44 в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 данного закона.
Между тем, суд при рассмотрении настоящего спора приходит к выводу, что заявитель при проведении закупки применил нормы действующего законодательства в соответствии с их действительным смыслом и целевой направленностью.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе требования о наличии соответствующего опыта работы, связанного с предметом контракта.
Такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
Пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ предусмотрены случаи отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а, соответственно, цель установления дополнительных требований - определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые имеют необходимый уровень квалификации.
Согласно п. 2 Приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при выполнении работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Не смотря на то, что указанной нормой не предусмотрено, что опыт исполнения контрактов должен касаться товаров, работ, услуг приобретаемых в рамках закупки, однако указанной норме не может быть дано такое толкование, в результате которого допускалось бы установление требования о наличии опыта исполнения контрактов, не связанных с предметом закупки.
По смыслу п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, требование об опыте должно быть связано с предметом заключаемого контракта. При этом, такое требование в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 устанавливается ввиду технической и технологической сложности закупаемых товаров, работ, услуг, в целях выбора квалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя).
По сути, не связывая требование о наличии опыта с предметом закупки, ФАС России, нивелирует целевую направленность указанных норм права, что в конечном итоге приведет к выбору неквалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Работы, входящие в перечень, предусмотренный п.2 Приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, являются различными видами объектов использования атомной энергии.
Пунктом 2 Приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 предусмотрена возможность установления в документации требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по обращению с различными самостоятельными видами объектов использования атомной энергии и на выполнение с каждым из них технологически самостоятельного действия.
Перечень видов объектов использования атомной энергии установлен в ст. 3 Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
В соответствии с указанной статьей ядерные материалы, отработавшее ядерное топливо, радиоактивные отходы и радиоактивные вещества являются самостоятельными видами объектов использования атомной энергии.
Каждый из перечисленных объектов использования атомной энергии имеет свою специфику по обращению с ними и обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, обращение с которыми 5удет осуществляться в рамках исполнения государственного контракта (предмет закупки), регулируются Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 8 указанного закона установлены специальные федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, устанавливающие требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Данные федеральные нормы и правила в обязательном порядке учитываются при производстве работ по предмету закупки. К ним относятся, согласно ст. 8 указанного закона, критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения; требования к промежуточному хранению радиоактивных отходов; требования к сбору, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения; категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов; требования к методам защиты населения и окружающей среды от рисков, связанных с радиационным воздействием радиоактивных отходов, на всех стадиях обращения с радиоактивными отходами; требования к порядку предоставления организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными отходами, сведений об инцидентах, связанных с обращением с радиоактивными отходами и др. То есть каждый вид работ с радиоактивными отходами регулируется отдельными федеральными нормами и правилами, учитывающими технологические особенности таких работ.
При этом, как следует из ст. 1 указанного закона, он регулирует исключительно отношения в области обращения с радиоактивными отходами и не распространяется на отношения, касающиеся иных объектов использования атомной энергии.
Применительно к организациям, способным выполнить работы, являющимся предметом Конкурса действуют специальные требования, отличные от требований к работам с другими видами объектов использования атомной энергии.
Во-первых, это требования федеральных норм и правил и иных нормативных документов:
- п.п. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 81, 82, 83 НП-058-14 «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения»;
- п.п. 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 20, 21 НП-019-15 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности»;
- п.п. 12, 13, 17, 19 НП-020-15 Федеральный нормы и правила в области использования атомной энергии «Сбор переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности».
- Санитарные правила 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» ОСПОРБ-99/20Ю, которые согласно п. 1.3, действуют в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
- Санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009), применяющиеся для обеспечения безопасности при воздействии ионизирующего излучения;
- нормы ОСТ 95 10439-2002 «Оборудование для работы с радиоактивными средами. Общие технические требования. Приёмка, эксплуатация и ремонт»;
Во-вторых, специальным требованием является наличие соответствующих лицензий.
Данное требование установлено ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», согласно которой лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, в частности, обращение с радиоактивными отходами при их переработке, изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.
Только установление в конкурсной документации требований применительно к конкретному виду работ, в отношении опыта по выполнению работ по соответствующему виду объектов использования атомной энергии, приведет к выбору квалифицированного подрядчика, способного выполнить работы высокой технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного и специализированного характера.
В результате применения толкования п. 2 Приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, данного ФАС России, заказчик должен установить в закупочной документации требование к опыту выполнения работ, не входящих в предмет закупки, без учета вида объекта использования атомной энергии.
Между тем, ввиду наличия специфики выполнения каждого вида работ по каждому виду объектов использования атомной энергии, которая устанавливается федеральными нормами и правилами в отношении каждого вида объектов, учет опыта исполнения контрактов, не связанных с предметом закупки, не приведет к выбору квалифицированного подрядчика, а, следовательно, и к своевременному и качественному выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.
Таким образом, требования, установленные в п. 17 «Информационная карта» Конкурсной документации, о наличии у участников закупки опыта выполнения работ именно в отношении радиоактивных отходов и именно в отношении их переработки и/или транспортирования, полностью соответствует нормам действующего законодательства и направлено на обеспечение выбора квалифицированного поставщика, способного выполнить работы высокой технической в технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера.
На основании изложенного решение ФАС России от 08.09.2017 г. по делу № Е-334/17 в части признания в действиях Госкорпорации «Росатом» нарушения ч..4 ст. 56 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, противоречат требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 69, 167,169,170, 180 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение ФАС России от 08.09.2017 по делу №Е-334/17 в части признания в действиях Госкорпорации «Росатом» нарушения части 4 ст.56 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Проверено на соответствие гражданскому законодательству.
Обязать Федеральную антимонопольную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Е.А. Аксенова