Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-236558/23-92-1947
11 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2023 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой Ю.Ю.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Тверской межрайонной прокуратуры г. Москвы
к ответчику ООО «Личера» (127055, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, ПОРЯДКОВЫЙ ПЕР., Д. 19, СТР. 1, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ. 4, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2003, ИНН: <***>, КПП: 770701001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: ФИО1)
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2023 г.
с участием:
от заявителя: прокурор Моисеенко М.М. сл. удост.;
от ответчик: ФИО1 паспорт, ЕГРЮЛ;
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Тверского межрайонного прокурора г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО «Личера» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Законный представитель общества, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов административного дела, Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о связи, лицензионного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проведения проверки информации, полученной при изучении уголовного дела № 12201450019001200, возбужденного СО ОМВД России по Тверскому району г. Москвы по признакам преступления предусмотренного ч. 2 ст. 207 УК РФ, установлено, что ООО «Личера» участвовало в соединении вызова о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.
Так, 11 мая 2022 года неустановленное лицо осуществило телефонный звонок с заведомо ложным сообщением о готовящемся взрыве на абонентский номер Большого Театра России.
В ходе ранее проведенной проверки установлено, что сообщение о ложном минировании поступило с городского абонентского номера соответствующего российской системе и плану нумерации, инициированного из-за рубежа.
В рамках мониторинга, а также анализа законодательства о связи, лицензионного законодательства, в межрайонную прокуратуру 08.09.2023 поступила информация 12 центра Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее -12 центр) по вопросу соблюдения требований законодательства о связи.
Согласно вышеуказанной информации ООО «Личера» не обратилась в 12 центр в порядке, установленном пунктами 5. 7 правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. №538, с целью разработки и согласования плана мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В связи с чем, ФСБ России не имеет возможности проводить оперативно-розыскные мероприятия на сети связи ООО «Личера», что создает угрозу безопасности Российской Федерации в части борьбы с терроризмом и экстремизмом.
ООО «Личера» является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, на основании лицензии Роскомнадзора от 30.08.2016 № 147286 (№ Л030-00114-77/00054828) с территориальным действием лицензии в Тульской области, а также услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, на основании лицензии Роскомнадзора от 30.08.2016 № 147285 (№ Л030-001 14-77/00054829) с территориальным действием лицензии в городе Москве).
Факт оказания услуг подтверждается снимками экрана на официальном сайте компании (https://www.tario-tula.ru), сделанными 06.10.2023 в 16:07, копией отчета о деятельности оператора связи за 2022 год в соответствии с установленными Правилами предоставления отчета о своей деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.1 1.2022 № 1984.
Поскольку необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385, является грубым нарушением лицензионных требований, следовательно в действиях ООО «Личера» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании выявленных нарушений заместителем Тверского межрайонного прокурора города Москвы советником юстиций в отношении ООО «Личера» 16.10.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административно правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено с соблюдением требований ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении генерального директора общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Срок привлечения к ответственности на момент вынесения решения, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к части 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора от 30.08.2016 № 147286 (№ Л030-001 14-77/00054828), лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с п. 2 ст. 64 Закона о связи Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Из фактических материалов дела судом установлено, что Общество во исполнение п. 2 ст. 64 Закона о связи и п. 10 лицензионных требований лицензии Л030-00114-77/00054828 (147286) от 24.10.2016 с целью разработки и согласования плана мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий обратилось по месту оказания услуг в УФСБ России по Тульской области.
Согласно письма от УФСБ России по Тульской области №125/12/2-493 от 17.03.2023 года, ООО «ЛИЧЕРА» обеспечило возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на своей сети передачи данных.
На основании пункта 7 и 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, план мероприятий для внедрения средств оперативно-розыскных мероприятий и, соответственно, акт их ввода в эксплуатацию, ООО «ЛИЧЕРА» не требуется.
Необходимость разработки плана мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий, и подписания соответствующего акта возлагается на орган федеральной службы безопасности (Управление) совместно с оператором связи, но не на оператора связи (Решение Девятого арбитражного апелляционного суда Постановление от 12 июля 2010 г. N 09АП-12899/2010 Дело N А40-33292/10-92-176).
Таким образом, ООО «ЛИЧЕРА» реализовало устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
ООО «ЛИЧЕРА» имело лицензию № Л030-00114-77/00054829 (147285) от 24.10.2016 на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории города Москвы.
Оказание услуг в соответствии с данной лицензией не производилось, что подтверждается копией отчета о деятельности оператора связи по лицензии Л030-00114-77/00054829 (147285) от 24.02.2023 года в соответствии с установленными Правилами предоставления отчета о своей деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1984 от 03.11.2022 года.
На основании заявления ООО «ЛИЧЕРА» с 22.11.2023 года лицензия № Л030-00114-77/00054829 (147285) от 24.10.2016 на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории города Москвы не действует.
ООО «ЛИЧЕРА» не является оператором связи ни инициирующим вызов, ни завершающим вызов, а только оператором связи, через сеть которого транзитом прошел данный вызов и был завершен на сеть оператора ПАО «МГТС». Согласно реестру российской системы и плана нумерации ПАО «МГТС», является оператором-владельцем номера, на который пришел звонок.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, привлечение впервые к административной ответственности, при избрании меры ответственности общества суд счел возможным заменить штраф на предупреждение.
На основании статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч.1).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/) ООО «ЛИЧЕРА» является микропредприятием с 01.08.2016.
В силу п. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. п. 1 - 4, 9 ч. 1 указанной статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003, по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2003г. № 116-О и от 05.11.2003г. № 349-О, установленная законодателем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не препятствует судам, арбитражным судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Учитывая, что ООО «ЛИЧЕРА» впервые совершено правонарушение, отсутствуют обстоятельства, отягчающие ответственность, суд счел возможным установить меру административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 23.1, 24.5, 26.1-26.3, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ООО «Личера» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2023 г. №б\н в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | И.Н. Уточкин |