Решение
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-237249/20-21-1616
09 марта 2021 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 02 марта 2021 года
Полный текст решения суда изготовлен 09 марта 2021 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ - РУСГИДРО" (660017, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2004, ИНН: <***>)
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (125993, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>)
третьи лица:
1) ЗАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА "МОНОЛИТ-ЭНЕРГО" (141070, <...>, ЭТАЖ 5, КОМНАТА 5, 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.03.2003, ИНН: <***>);
2) АО "РУСГИДРО СНАБЖЕНИЕ" (117393, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА АРХИТЕКТОРА ФИО1, ДОМ 51, ЭТ 1 ПОМ 1 КОМ 30, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.05.2004, ИНН: <***>);
3) АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" (115114, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА КОЖЕВНИЧЕСКАЯ, ДОМ 14, СТРОЕНИЕ 5, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.05.2009, ИНН: <***>)
о признании недействительными решение и предписание 02.10.2020г. № 223ФЗ-770/20 Федеральной антимонопольной службы
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО2 (паспорт, диплом, дов. № 8506 от 27.12.2019)
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц:
1) не явился, извещен
2) ФИО2 (паспорт, диплом, дов. № 75/1 от 25.12.2018)
3) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ - РУСГИДРО" (далее – Заявитель, заказчик) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ (далее – ответчик, антимонопольный орган, ФАС РОССИИ) с участием третьих лиц ЗАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА "МОНОЛИТ-ЭНЕРГО", АО "РУСГИДРО СНАБЖЕНИЕ", АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" о признании незаконным решение и предписание 02.10.2020 г. № 223ФЗ-770/20.
В судебном заседании представитель заявитель поддержал заявленные требования, по доводам изложенными в заявлении.
Представитель третьего лица АО "РУСГИДРО СНАБЖЕНИЕ" поддержал заявленные требования.
В судебное заседание не явились представители ответчика, третьих лиц ЗАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА "МОНОЛИТ-ЭНЕРГО", АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА", в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте проведения судебного заседания.
От ответчика поступил отзыв и материалы антимонопольного дела, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
От третьего лица ЗАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА "МОНОЛИТ-ЭНЕРГО" поступили письменные пояснения, в удовлетворении заявленных требований просило отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя и третьего лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба ЗАО «ТПФ «Монолит-Энерго» б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 30.07.2020 № ПО/53902/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для реконструкции открытого распределительного устройства (ОРУ) 330 кВ Чиркейской ГЭС для нужд Филиала ПАО «РусГидро» - «Дагестанский филиал» (извещение № 31907727245) (далее — Аукцион, Закупка, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 03.04.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора – 309 881 400 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок – 28.05.2020;
4. На участие в Аукционе подано – 11 заявок;
5. Дата рассмотрения заявок – 07.09.2020;
6. К участию в Аукционе допущено – 5 заявок;
7. Дата проведения Аукциона – 22.09.2020;
8. Дата подведения итогов – 29.09.2020.
По результатам рассмотрения Жалобы ЗАО «ТПФ «Монолит-Энерго» ФАС России приняла решение от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20, которым Жалоба ЗАО «ТПФ «Монолит-Энерго» признана обоснованной, в действиях ПАО «РусГидро», АО «РГС» (далее – Организатор) признаны нарушения части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
ПАО «РусГидро», АО «РГС», АО «ЕЭТП» (далее – Оператор) выдано обязательное для исполнения предписание от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20, направленное на устранение выявленных нарушений, согласно которому:
1. Заказчику, Организатору, Оператору отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона, уведомить участников Аукциона об отмене протоколов.
2. Заказчику, Организатору, Оператору назначить новую дату и время рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дату и время проведения Аукциона и дату подведения итогов Аукциона, а также разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) информацию о новой дате и времени рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона и дате и времени подведения итогов Аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», положения о закупке Заказчика (далее – Положение о закупке), аукционной документации (далее – Документация) и с учетом принятых решений ФАС России от 17.09.2020 по делам № 223ФЗ-735/20, № 223ФЗ-736/20, от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20.
3. Заказчику, Организатору пересмотреть заявки участников Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации и с учетом принятых решений ФАС России от 17.09.2020 по делам № 223ФЗ-735/20, № 223ФЗ-736/20, от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20.
4. Заказчику, Организатору, Оператору продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации и с учетом принятых решений ФАС России от 17.09.2020 по делам № 223ФЗ-735/20, № 223ФЗ-736/20, от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20.
5. Заказчику, Организатору, Оператору не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в настоящем предписании, разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в настоящем предписании.
6. Договор не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
7. Заказчику, Организатору, Оператору в срок до 23.10.2020 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде, по электронной почте: 223predpisanie@fas.gov.ru.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС, предписание ФАС России от 02.10.2020 по делу № 223ФЗ-770/20 Заказчиком, Организатором, Оператором исполнено, сведения об отмене Протокола рассмотрения заявок и назначения переторжки № 31907727245-01 от 08.09.2020 размещены 05.10.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Приведенные правовые нормы предоставляют заказчику право самостоятельно определить процесс закупки товаров, работ, услуг, который направлен на обеспечение потребности заказчика, исходя из названных целей и принципов правового регулирования Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
В своей системной взаимосвязи положения Закона № 223-ФЗ позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о закупке порядок и условия ее проведения, установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона № 223-ФЗ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон № 223-ФЗ не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с этим заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе № 223-ФЗ принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона № 223-ФЗ, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Исходя из имеющейся у заказчика потребности в оборудовании для реконструкции открытого распределительного устройства, в документации о закупке установлены требования к порядку отбора контрагента, перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки в целях подтверждения соответствия участников закупки установленным требованиям, а также иные требования, направленные на сокращение издержек заказчика и обеспечивающие своевременное и качественное исполнение договора.
При формировании условий документации о закупки заказчик исходил из необходимости достижения целей и принципов правового регулирования Закона № 223-ФЗ, в числе которых экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Частью 18 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину («шаг аукциона»).
Аналогичное определение аукциона содержится в подразделе 1.1 раздела 1 Положения о закупке.
Из приведенной правовой нормы следует, что при проведении аукциона снижение начальной (максимальной) цены закупки не является произвольным и ограничено устанавливаемым в документации о закупке «шагом аукциона».
Подпунктом 4.6.1.3 пункта 4.6.1, пунктом 7.2.1 документации о закупке установлено, что при подаче заявки участник обязан в письме о подаче оферты указать цену своей заявки, являющуюся его первой ценовой ставкой в рамках проведения аукциона, а в случае проведения закупки с использованием электронной торговой площадки аналогичным образом заполнить соответствующее поле на электронной торговой площадке и подписать ее своей электронной подписью.
Указанная цена заявки может быть ниже установленной начальной (максимальной) цены на любую сумму в пределах «шага аукциона».
Дальнейшая подача ценовых ставок в ходе проведения аукциона будет возможна только путем снижения участником его первоначальной ценовой ставки, указанной в заявке. Указываемая в письме о подаче оферты цена заявки может равняться начальной (максимальной) цене закупки либо быть ниже и определяется участником закупки самостоятельно, на свое усмотрение в пределах «шага аукциона», в зависимости от его экономических возможностей.
В составе письма о подаче оферты представляется коммерческое предложение (подпункт 4.5.1.1 пункта 4.5.1, пункт 2 раздела 11, пункт 7.2.1 документации о закупке).
При этом, в соответствии с пунктом 2.2.2 документации о закупке заявка участника имеет правовой статус оферты и, с учетом пункта 1 статьи 435 ГК РФ, должна содержать предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
В соответствии с подпунктом 4.11.2.1 пункта 4.11.2 документации о закупке в случае проведения закупки с использованием электронной торговой площадки, процедура аукциона проводится на электронной торговой площадке в порядке, предусмотренном Регламентом электронной торговой площадки.
Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 3.3 Закона № 222-ФЗ).
Рассматриваемый аукцион в силу пунктов 1, 5 извещения о закупке, пунктов 1.2.1, 1.2.5 документации о закупке проводится с использованием функционала электронной торговой площадки АО «ЕЭТП».
В соответствии с пунктом 7.2 Регламента процесса размещения заказов с использованием специализированной электронной торговой площадки для нужд Группы РусГидро, утвержденного генеральным директором АО «ЕЭТП», процедура аукциона проводится путем понижения текущего минимального предложения о цене договора (поданного в составе заявок участниками) на величину в пределах «шага аукциона», который указывается в извещении о проведении процедуры, и измеряется в процентах от начальной цены договора (далее – Регламент).
Участник, подавший наименьшее ценовое предложение, обязан в течение одного рабочего дня после завершения аукциона дополнительно представить в адрес организатора закупки документы своей заявки, содержащие цену договора и подлежащие корректировке в соответствии с заявленной им в ходе проведения аукциона ценовой ставкой (подпункт 4.11.1.8 пункта 4.11.1 документации о закупке).
Из совокупности приведенных положений Закона № 223-ФЗ, документации о закупке и Регламента следует, что в письме о подаче оферты участник закупки на свое усмотрение указывает либо начальную (максимальную) цену закупки, либо цену, сниженную в соответствии с экономической возможностью участника в пределах «шага аукциона». Аналогичная цена указывается участником на электронной торговой площадке, то есть фактически процедура аукциона начинается с подачи ценовых ставок в письме о подаче оферты по правилам, установленным документацией о закупке.
Проведение процедуры аукциона начинается электронной торговой площадкой с наименьшей из поступивших от участников ценовой ставки путем ее снижения на установленный документацией о закупке «шаг аукциона» (подпункт 4.11.1.3 пункта 4.11.1 документации о закупке), что соответствует существу торгов в форме аукциона (снижение цены) и является дополнительным стимулом для конкуренции участников закупки в ходе участия в процедуре аукциона в целях одержать победу.
Предусмотренная документацией о закупке возможность (право) участника закупки указать в заявке цену своего предложения ниже начальной (максимальной) цены закупки также обусловлена экономическим интересом заказчика заключить договор по сниженной ставке при признании аукциона несостоявшимся (когда к закупке допущен единственный участник, либо в процедуре аукциона приняли участие менее двух участников), что также соответствует закрепленным в статье 3 Закона № 223-ФЗ принципам.
При ином подходе в несостоявшейся процедуре аукциона заказчик вынужден будет проводить ее повторно либо заключить договор с единственным участником, заявка которого признана соответствующей документации о закупке, по начальной (максимальной) цене, отраженной в документации о закупке, тем самым понести неоправданные экономические потери, предупредить которые призвана рассматриваемая конструкция подачи ценовых предложений.
В связи с чем, выводы ФАС России о том, что ценовые предложения должны подаваться исключительно в ходе проведения аукциона, а не в письме о подаче оферты суд полагает несостоятельными.
Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (подпункт 4.6.1.2 пункта 4.6.1 документации о закупке).
В свою очередь при принятии решения участвовать в закупке участник должен оценить свои возможности в выполнении всех условий документации о закупке и при подготовке заявки проявить должную степень внимательности в оформлении требуемых документацией о закупке документов и сведений, поскольку риск наступления неблагоприятных для участника последствий вследствие невыполнения условий оформления и участия в закупке лежит непосредственно на участнике.
В письме о подаче оферты от 25.05.2020 № 31907727245 ЗАО «ТПФ Монолит-Энерго» подтвердило, что ознакомилось с документацией о закупке и приняло установленные в ней условия и требования. С запросами о разъяснении документации о закупке, в части порядка оформления письма о подаче оферты и предложения первой ценовой ставки, общество к организатору закупки не обращалось, соответственно, ему были понятны указанные условия документации о закупке.
В соответствии с пунктами 1.2.12, 1.2.13 документации о закупке начальная (максимальная) цена закупки составляет 309 881 400,00 рублей без учета НДС, «шаг аукциона» установлен в размере 0,5 – 5 % от начальной (максимальной) цены и составляет от 1 549 407,00 рублей до 15 494 070,00 рублей (без учета НДС).
В письме о подаче оферты обществом ценовое предложение (первая аукционная ставка) снижена на 1 334,00 рубля, что не соответствует установленному документацией о закупке «шагу аукциона».
Учитывая установленное в заявке несоответствие условиям документации о закупке ЗАО «ТПФ Монолит-Энерго» на основании подраздела 4.10 раздела 4 документации о закупке направлен запрос о разъяснении заявки, на который обществом представлено письмо от 28.07.2020 № 31907727245-о в котором указано на допущенную опечатку при составлении письма о подаче оферты, вместе с тем скорректированное ценовое предложение с учетом представленных пояснений к письму о разъяснении заявки не приложено, в связи с чем несоответствие заявки документации о закупке не устранено.
Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Несоблюдение участниками закупки инструкций документации о закупке по оформлению включаемых в состав заявки документов фактически ведет к изменению установленного заказчиком алгоритма проведения закупки, исключает равное применение к участникам закупки требований и условий документации о закупке, ведет к субъективному усмотрению при оценке заявок на предмет соответствия документации о закупке, при том обстоятельстве, что оценка содержащихся в заявке документов и сведений осуществляется исходя из буквального их содержания, и закупочная комиссия не вправе по своему усмотрению изменять данные сведения, а также принимать решение на основании лишь одного предположения о возможном соответствии заявки условиям документации о закупке.
В соответствии с пунктом 4.9.2, пункту 2 раздела 12 документации о закупке соответствие письма о подаче оферты, включая все приложения к нему, установленной форме и иным требованиям документации о закупке является отборочным критерием. Несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке в силу подпункта «а» пункта 4.9.6 документации о закупке является основанием отклонения заявки от участия в закупке.
Учитывая, что заявка ЗАО «ТПФ Монолит-Энерго» не соответствует обязательным требованиям документации о закупке, закупочной комиссией обоснованно принято решение отклонить заявку общества от участия в закупке (протокол от 07.09.2020 № Р/6), в связи с чем у ФАС России отсутствовали правовые основания для вывода о несоответствии оспоренного обществом решения закупочной комиссии законодательству.
Допуск к участию в закупке ЗАО «ТПФ Монолит-Энерго», заявка которого не соответствует требованиям документации о закупке, приведет к неравному применению условий документации о закупке к участникам, созданию ЗАО «ТПФ Монолит-Энерго» преимущественных условий участия в закупке, что запрещено частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Оспариваемым решением ПАО «РусГидро» также вменено нарушение
пункта 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, которым установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Вместе с тем, в подразделе 4.5 раздела 4, разделах 7, 11 документации о закупке соответствующие требование к заявке установлены, в связи с чем выводы ФАС России не основаны на фактическом содержании документации о закупке.
Положенные в основу оспариваемого решения ФАС России выводы не соответствуют Закону № 223-ФЗ, решение нарушает право ПАО «РусГидро» на проведение процедуры закупки в установленном документацией о закупке порядке, возлагает на заказчика обязанность изменить алгоритм проведения закупки вопреки экономическим интересам заказчика.
На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела доказательств суд приходит к выводу о том, что решение и предписание ФАС РОССИИ от 02.10.2020г. № 223ФЗ-770/20 не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае присутствует в полном объеме.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на Ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 104, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», признать недействительным и отменить решение и предписание Федеральной антимонопольной службы от 02.10.2020г. № 223ФЗ-770/20.
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу ПАО «РусГидро» расходы по оплате госпошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Д.А. Гилаев |