Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-237665/15
16 февраля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2016 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Л.А. Дранко (шифр 79-1951),
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ЧОУ ВПО Институт управления
к РОСОБРНАДЗОР
о признании недействительным и отмене приказа от 20.11.2015 № 2177
при участии:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 25.01.2016г. № 29 АА 0759474, ФИО2 по дов. от 25.01.2016 № 29 АА 0759475, ФИО3 по дов. от 25.01.2016 № 29 АА 0759476
от заинтересованного лица: ФИО4 по дов. от 12.01.2016 № 01-10/11-01,ФИО5, дов. от 19.01.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа от 20.11.2015 г. №2177 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления», вынесенного Федеральной службой в сфере образования и науки.
В обоснование своего требования заявитель ссылается на нарушение его прав оспариваемым приказом, а также нарушение процессуальных норм.
Представители Рособрнадзора в судебном заседании требование не признали, просили отказать в его удовлетворении.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев заявление, оценив доказательства по делу в совокупности, заслушав представителей сторон, суд считает, что требование заявителя не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 20.11.2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки вынесен приказ за номером №2177 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» на основании акта проверки документов и сведений Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 19.10.2015 г.
Заявитель не согласившись с данным приказом № 2177 от 20.11.2015 г., обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о службе).
Согласно пункту 5.2 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.
До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (часть 9 статьи 93 Закона об образовании).
Как следует из фактических обстоятельств дела Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления» имеет свидетельство о государственной аккредитации от 01.04.2013, регистрационный № 0563, серия 90А01 № 0000567 (далее -свидетельство о государственной аккредитации), выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Институт управления», в том числе приложение № 6 по Ивановскому филиалу Института.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» 03.12.2015 было переименовано в Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления».
В рамках указанных полномочий и согласно приказу Рособрнадзора от 20.07.2015 № 1248 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» в части Ивановского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» в период с 21.07.2015 по 24.07.2015 была проведена проверка Ивановского филиала Института.
По результатам проверки был составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 24.07.2015 № 396/ВП/Л/З/К (далее - Акт проверки).
Данным актом зарегистрированы следующие нарушения:
- в нарушение части 5 и части 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, пункта 7.1 и пункта 7.18 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениюподготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, отсутствует рабочая программа учебной дисциплины БЗ.Б.16 Предпринимательское право, включенной в учебный план основной профессиональной образовательной программы высшего образования 030900 Юриспруденция с направленностью (профилем) «Гражданское право», утвержденный ректором ФИО6 26.06.2014.
- в нарушение пункта 1 части б статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747, пункта 7.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, поинициативе обучающихся, родителей (законныхпредставителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Филиале Института не создан совет обучающихся (студенческий совет).
- в нарушение пункта 7.12 федерального государственного образовательногостандарта высшего профессионального образования по направлениюподготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) '«бакалавр»),утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности пообразовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, Институт не знакомит обучающихся с их правамии обязанностями при формировании основной образовательной программы 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр» с направленностью (профилем) «Гражданское право» и с направленностью (профилем) «Уголовное право», не разъясняет, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
- в нарушение пункта 7.14 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, Институт в течение всего периода обучения не организует и не проводит регулярно учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также по обеспечению пожарной безопасности.
- в нарушение пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, к образовательному процессу по образовательной программе 030900 Юриспруденция не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (при нормативе - не менее 10%).
- в нарушение пункта 8.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, Филиалом Института не разработана стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей по основной образовательной программе 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр» с направленностью (профилем) «Гражданское право» и с направленностью (профилем) «Уголовное право».
- в нарушение пункта 7.12 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747, пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, Институт не знакомит обучающихся с их правами и обязанностями при формировании основной образовательной программы 080100 Экономика с направленностью (профилем) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и с направленностью (профилем) «Финансы и кредит», не разъясняет, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
- в нарушение пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747, к образовательному процессу по образовательной программе 080100 Экономика с направленностью (профилем) «Финансы и кредит» не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (при нормативе - не менее 5%).
- в нарушениепункта 8.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747, Филиалом Института не разработана стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей по основной образовательной программе 080100 Экономика с направленностью (профилем) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и с направленностью (профилем) «Финансы и кредит».
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании,
пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», пункта 21 Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367, в филиале Института
отсутствуют методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в фондах оценочных средств в рабочих программах
учебных дисциплин «Финансовый анализ», «Бухгалтерский учет и анализ»,
включенных в учебный план основной образовательной программы по
направлению подготовки 080100 Экономика.
- в нарушение пункта 7.12 федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень)
«бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 №544,
пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам высшего образования программамбакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, Институт не знакомит обучающихся с их правами и обязанностями при формировании основной образовательной программы 080200 Менеджмент с направленностью (профилем) «Управление малым бизнесом», не разъясняет, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
- в нарушение пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544, к образовательному процессу по образовательной программе 080200 Менеджмент не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (при нормативе — не менее 10%).
- в нарушениепункта 8.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544, Филиалом Института не разработана стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей по основной образовательной программе 080200 Менеджмент с направленностью (профилем) «Управление малым бизнесом».
На основании Акта проверки и в соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в соответствии с приказом Рособрнадзора от 12.08.2015 № 1379 Институту было приостановлено действие государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки 030000 Гуманитарные науки, 080000 Экономика и управление, реализуемых в Ивановском филиале Института, и установлен срок 2 месяца на устранение несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся.
Заявитель письмами от 08.08.2015 № 51, от 17.09.2015 № 63, от 05.10.2015 №71, от 10.10.2015 № 75 уведомил Рособрнадзор об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся, и направил в Рособрнадзор пакет документов.
Рособнадзор по результатам проведенной им проверки содержащейся в вышеуказанных уведомлениях информации об устранении Институтом выявленных несоответствий, и по результатам проверки представленных документов составил акты проверок Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица № 396/АК от 20.08.2015, от 16.10.2015, от 19.10.2015 соответственно.
- акт проверки информации, содержащийся в уведомлении Института от 08.08.2015 № 51, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 20.08.2015 № 396/АК ;
- акт проверки информации, содержащийся в уведомлении Института от 17.09.2015 № 63, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 16.10.2015 № 396/АК;
- акт проверки информации, содержащийся в уведомлении Института от 05.10.2015 № 71 (вх. от 05.10.2015 № 07-55-1104), от 10.10.2015 № 75 (вх. от 10.10.2015 № 07-55-1162), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 19.08.2015 № б/н (с учётом представленных документов и материалов в подтверждение устранения нарушений 5, 8, 12, данные нарушения не устранены).
Федеральные государственные образовательные стандарты как основа отечественной образовательной системы, реализующие стратегическую, нормативную функцию в процессе обеспечения качества образования, проведения аккредитации и оценивания образовательных организаций закрепляются пунктом 5 статьи 43 Конституцией Российской Федерации.
Государственный характер законодательно вводимых образовательных стандартов означает следующее:
обязательность применения стандартов и соблюдения их требований;
государственные гарантии соответствующего уровня и качества образования предоставляются в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО), оформленный нормативным правовым актом, выступает правовой основой образовательного процесса. ФГОС ВО, являясь комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки/специальности, обеспечивающий развитие уровневого высшего образования с учетом рынка труда.
Правовой аспект ФГОС ВО состоит в том, что стандарт нормативно устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, к уровню подготовки выпускников. ФГОС ВО является правовой основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Посредством законодательного введения образовательных стандартов в форме определённых требований и условий государство тем самым создаёт правовые гарантии качества образования;
Функциональное предназначение образовательных стандартов заключается в следующем: установление необходимого и достаточного для полноценного образования минимума содержания образовательной программы определённого уровня в соответствии с интересами и потребностями общества, государства; правовое оформление требований к содержанию, условиям образовательного процесса, результату образования как основы оценки качества образования; выступление в качестве нормативной правовой основы образовательного процесса; представление основы для введения нормативного (бюджетного) финансирования предоставляемого образования; создание устойчивой образовательной модели применительно к сложившимся конкретно-историческим, социальным, экономическим, культурным, прочим потребностям, целям, задачам общества, государства.
Дальнейшее правовое развитие в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании): федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность
обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования (статья 2 Закона об образовании); федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (статья 11 Закона об образовании); федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения (статья 11 Закона об образовании); федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к (статья 11 Закона об образовании): структуре основных образовательных программ и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании, образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Поэтому представленную рабочую программу учебной дисциплины «Предпринимательское право» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция нельзя оценивать отдельно, без соотнесения с компонентами основной образовательной программой по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (структура, объем/содержание, условия реализации, заданные результаты освоения).
Основная образовательная программа по направлению подготовки 030900 Юриспруденция Институтом - не представлена.
В нарушение пункта 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367, невозможно установить насколько перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Предпринимательское право», установленный в представленной рабочей программе, соотносится с планируемыми результатами освоения образовательной программы в целом.
В соответствии со статьей 26 Закона об образовании, управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних -обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия Научно-методического совета Ивановского филиала в соответствии с Уставом образовательной организации создавать Совет обучающихся.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании, обучающиеся имеют право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования
Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») установлено, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение учебных циклов, при этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.
Вариативная (профильная) часть образовательной программы направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы и включает в себя дисциплины по выбору обучающихся.
Институт по направлению подготовки 030900 Юриспруденция реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Гражданское право» и «Уголовное право»; по направлению подготовки 080100 Экономика реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»; по направлению подготовки 080200 Менеджмент реализует образовательную программу со специальностью/профилем «Управление малым бизнесом».
Отсутствуют документы, подтверждающие, что обучающиеся ознакомлены с их правами и обязанностями при формировании основных образовательных программ с учетом профилей подготовки.
Представленные документы подтверждают только факт организации учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также по обеспечению пожарной безопасности.
Отсутствуют документы подтверждение проведения регулярного учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также по обеспечению пожарной безопасности (отсутствуют журналы ознакомления студентов).
Для того, чтобы установить процентов преподавателей профессионального цикла из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, привлекаемых к образовательному процессу необходимо провести анализ: учебных планов по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») по реализуемым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) - не представлены; штатной расстановки профессорско-преподавательского состава кафедр с указанием ставок преподавателей, работающих по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») по реализуемым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) - не представлено; индивидуальных планов преподавателей; расписание учебных занятий по реализуемым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) - не представлено; данных по учебной нагрузке по образовательным программам по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») по реализуемым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) за весь период реализации образовательных программ; распределения учебной нагрузки между преподавателями, привлекаемыми к учебному процессу по направлению подготовки по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») по реализуемым формам обучения (очная, очно-заочная, заочная), по всем видам учебной работы за учебный год, с выделением нагрузки профессионального цикла - не представлены.
Таким образом, не представляется возможным установить процент привлеченных к образовательному процессу преподавателей по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), 080100 'Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр» из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций
Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия Научно-методического совета Ивановского филиала одобрять Стратегию по обеспечению качества подготовки выпускников филиала.
Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов - не представлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании, образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Представленные Институтом фонды оценочных средств рабочих программ учебных дисциплин «Финансовый анализ», «Бухгалтерский учет и анализ» по направлению подготовки 080100 Экономика нельзя оценивать отдельно, без соотнесения с компонентами основной образовательной программой по направлению подготовки 080100 Экономика (структура, объем/содержание, условия реализации, заданные результаты освоения).
Основная образовательная программа по направлению подготовки 080100 Экономика Институтом не представлена.
В нарушение пункта 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367, невозможно установить насколько методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в фондах оценочных средств рабочих программ учебных дисциплин «Финансовый анализ», «Бухгалтерский учет и анализ», соотносятся с планируемыми результатами формирования компетенций, освоения образовательной программы в целом.
Исходя из изложенного в соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 9 статьи 93 Закона об образовании, Рособрнадзором был издан приказ от 20.11.2015 № 2177 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, реализуемых в Ивановском филиале Института.
Таким образом, оспариваемые Институтом решения приняты в рамках полномочий Рособрнадзора и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст.4, 49, 65, 67, 68, 71, 75, 81, 123, 156, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления об оспаривании Приказа от 20.11.2015 г. № 2177 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Л.А.Дранко