ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-238665/2021-84-1819 от 13.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

14 декабря  2021 г.Дело № А40- 238665/21-84-1819

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря  2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 декабря  2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению: Центрального банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу (115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2)

к ответчику: АО "Альфастрахование" (115162, <...> стр Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>, КПП: 772501001)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 28.10.2021 г. № ТУ-45-ЮЛ-21-7618/1020-1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (удостоверение, доверенность от 31.03.2021г. № 77АГ6791189, диплом);

от ответчика: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Альфастрахование" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 28.10.2021 г. № ТУ-45-ЮЛ-21-7618/1020-1.

В соответствии с п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 и согласно определению арбитражного суда от 09.11.2021г. в судебном заседании 13.12.2021г. проведена подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство.

Ответчик, извещенный в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие его представителей.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик мотивированный отзыв на заявление не представил, требования не оспорил, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие также не заявил.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с  частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе (далее - Управление Службы) поступило обращение Гр. (далее - Заявитель) от 16.09.2021 № ОЭ-145490 по факту нарушения Акционерным обществом «АльфаСтрахование» (далее -Страховщик) страхового законодательства Российской Федерации, выразившегося в необеспечении возможности направления страхователем заявления о досрочном прекращении договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее - договор ОСАГО) через личный кабинет на официальном сайте Страховщика.

Из обращения и приложенных документов следует, что Заявитель 15.09.2021 обращался к Страховщику с целью подачи заявления о расторжении договора ОСАГО через личный кабинет. Однако подать указанное заявление не представилось возможным.

Заявитель в обращении указал на следующее, у гражданина есть электронный полис ОСАГО, после продажи автомобиля Гр. принял решение расторгнуть договор полиса ОСАГО. Ввиду удалённости от ближайшего офиса страховой компании, Гр. не имеет возможности лично посетить офис Страховщика и расторгнуть договор ОСАГО. В связи с чем, гражданин 15.09.2021 г. обратился с заявлением о расторжении договора в электронном виде.

В связи с невозможностью расторжения договора он подал обращение на электронную почту компании, но не получил ответа. После чего, Гр. дозвонился до оператора который пояснил ему, что договор можно расторгнуть только в офисе или же отправить документы в главный офис Страховщика в г. Москва. Гражданин обратился в приложении в чате к консультанту с просьбой расторгнуть полис ОСАГО в личном кабинете или по электронной почте, но Страховщиком данная возможность Гр. не была предоставлена, ввиду чего им было подано обращение в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом № 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, что предусмотрено пунктом 3 статьи 30 Закона № 4015-1.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила ОСАГО).

Пунктом 1.14 Правил ОСАГО предусмотрено право страхователя досрочно прекратить договор ОСАГО в случае отзыва лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, замены собственника транспортного средства, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указанием Банка России от 15.07.2021 № 5858-У (далее - Указание № 5858-У) внесены изменения в пункт 11 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У). Дата вступления указанных изменений в силу - 29.08.2021.

Из пункта 11 Указания № 4190-У в редакции Указания № 5858-У следует, что в случае досрочного прекращения договора (договора на бумажном носителе) заявление о досрочном прекращении договора (договора на бумажном носителе) с указанием реквизитов, предусмотренных пунктом 4.2 приложения 6 к Правилам ОСАГО, для возврата части страховой премии путем безналичного расчета подписывается и направляется страхователем -физическим лицом страховщику посредством доступа к личному кабинету страхователя ОСАГО либо с использованием финансовой платформы в соответствии с Указанием № 4190-У.

В целях рассмотрения обращения Заявителя Управлением Службы в адрес Страховщика был направлен запрос от 29.09.2021 № С59-10-4-5/24280 (далее - Запрос) о предоставлении сведений и документов.

В ответ Запрос Страховщик письмом от 13.10.2021 исх. № 659430863 представил сведения и документы, из которых следует, что 15.06.2021 между Заявителем и Страховщиком был заключен договор ОСАГО в отношении транспортного средства *** (государственный регистрационный знак: ***) со сроком действия до 18.06.2022, в связи с чем был выдан полис ОСАГО серия *** номер ***. С целью направления заявления о досрочном расторжении договора ОСАГО серии *** номер *** через личный кабинет Заявитель обращался на официальный сайт Страховщика. Однако на момент обращения Заявителя на официальный сайт Страховщика данная возможность отсутствовала.

В ответ на обращение Заявителя в службу контроля качества сервиса сайта Страховщика по вопросу возможности расторжения договора ОСАГО в соответствии с Указанием № 5858-У Страховщик сообщил, что по состоянию на 05.10.2021 указанная проблема не может быть решена дистанционно. Для расторжения договора ОСАГО Заявителю было предложено обратиться в офис Страховщика.

Страховщик в письме от 13.10.2021 исх. № 659430863 также пояснил, что функционал, предусмотренный пунктом 11 Указания № 4190-У, в части досрочного прекращения договора ОСАГО посредством личного кабинета страхователя на официальном сайте страховщика находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации.

В ответе Страховщика от 13.10.2021 исх. № 659430863 не содержится информации, запрошенной Управлением Службы (пункт 6 Запроса), подтверждающей наличие возможности расторжения договора ОСАГО посредством личного кабинета страхователя ОСАГО на официальном сайте Страховщика.

Таким образом, Страховщик, в нарушение пункта 11 Указания № 4190-У, не обеспечил возможность направления заявления о досрочном прекращении договора ОСАГО через личный кабинет страхователя ОСАГО на официальном сайте Страховщика.

Статьей 938 ГК РФ установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом № 4015-1. Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Указанием № 4190-У.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.

В тоже время, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Страховщик осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 2239-03 от 13.11.2017.

В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) Страховщик обязан соблюдать требования страхового законодательства.

С учетом изложенного, действия (бездействие) Страховщика, выразившиеся в необеспечении возможности направления заявления о досрочном прекращении договора ОСАГО через личный кабинет страхователя ОСАГО на официальном сайте Страховщика является нарушением пункта 11 Указания № 4190-У и, соответственно, нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона № 4015-1.

Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя/защитника АО "Альфастрахование", уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

Суд считает, что при составлении протокола об административном правонарушении процессуальные нормы КоАП РФ заявителем были соблюдены, поскольку оно вынесено с соблюдением требований ст. 28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ.

В связи с указанным суд считает, что имел место факт совершения ответчиком  данного административного правонарушения, поскольку вина в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, что подтверждается представленными ответчиком  доказательствами по делу.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Судом установлено, что срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на дату принятии решения не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.

Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изложенные в отзыве на заявление доводы ответчика о законности оспариваемого решения судом оценены, но отклонены как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела.

Частью 2 статьи 206 АПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

При том, что остальными собранными по делу и не оспоренными доказательствами совершение АО "Альфастрахование" правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд счел возможным, с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, назначить АО "Альфастрахование" наказание в минимальном размере санкции, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.

На основании изложенного, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1, ч.ч.1,2 ст.4.5, ч. 3 ст. 14.1, ч.1 ст.25.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь  ст.ст. 29, 123, 136, 156 ч. 3, 167-170, 176, 205-206  АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

Привлечь АО "Альфастрахование" (115162, <...> стр Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>,КПП: 772501001) к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Назначить АО "Альфастрахование" (115162, <...> стр Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>,КПП: 772501001) штраф в размере 30 000 руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам: Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК банка получателя: 024501901; Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); Единый казначейский счет: 40102810045370000002; Казначейский счет: 03100643000000019500; ИНН: <***>; КПП: 770201001; ОКТМО: 45379000; КБК: 99911601141010001140; УИН: 0346231204518281021076180; ИП: 2007713056834772501001.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

О.В. Сизова