именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-23921/18-92-166
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Фаткулиным Р.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента Росприроднадзора по ЦФО
ответчик: ООО «ВИВА-ТРАНС»
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 22.01.2018 г. № 15-33/72-13
с участием:
от заявителя: неявка, извещен;
от ответчика: ФИО1 дов. от 09.01.2018 г. №01/18;
УСТАНОВИЛ:
Департамент Росприроднадзора по ЦФО обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «ВИВА-ТРАНС» по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании прокола об административном правонарушении от 22.01.2018 г. № 15-33/72-13.
Заявление мотивировано тем, что ООО «ВИВА-ТРАНС» совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. С учетом ст.ст. 123, 137, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя заявителя.
Ответчик представил письменные возражения, пояснил что выявленные административным органом нарушения ответчиком устранены.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Из материалов дела следует, в период с 30.10.2017 по 16 ч. 45 мин. 25.12.2017 на основании приказа Департамента от 20 октября 2017 года № 2363-пр «о проведении плановой выездной проверки юридического лица», приказа Департамента «о продлении срока проведения выездной проверки» от 21.11.2017 №2664-пр; приказа Департамента «о внесении изменений в приказ о проведении плановой выездной проверки, организованной приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 20.10.2017 № 2363-пр» от 30.11.2017 №2741-пр, в рамках федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля, с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу и управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации, расположенным в Центральном федеральном округ на 2017 год, утв. приказом Росприроднадзора от 05.10.2017 № 126-П (ранее приказ от 31.10.2016 № 116), в отношении: Общества с ограниченной ответственностью «ВИВА-ТРАНС» (ООО «ВИВА-ТРАНС» ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения юридического лица: 117403, <...>) проведена плановая выездная проверка по следующим адреса: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища, <...>, , <...>.
ООО «ВИВА-ТРАНС» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I - IV класса опасности, в части их сбора от сторонних организаций, предприятий и любых других субъектов, у которых образуются такие отходы, в целях их дальнейшего транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и передачи организациям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление деятельности по размещению, обезвреживанию, обработке и (или) утилизации таких отходов.
Деятельность ООО «ВИВА-ТРАНС» по сбору отходов II класса опасности, сбору отходов III класса опасности, сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов II класса опасности, транспортированию отходов III класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обезвреживанию отходов III класса опасности, обезвреживанию отходов IV класса опасности, обработке отходов II класса опасности, обработке отходов III класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, утилизации отходов III класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности, осуществляется ООО «ВИВА-ТРАНС» на основании лицензии от 09.11.2016 № 077 936 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, по следующим адресам: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища (кадастровый номер участка: 50:21:120316:1183); <...>; <...>; Московская область, Раменский район, с.п. Чулковское, <...> (кадастровый номер участка 50:23:0040330:0024); Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли (кадастровый номер участка 50:16:0701020:0001); Московская область, Ногинский район, вблизи д. Вешняки (кадастровый номер участка 50:16:0701020:0005), Московская область, Рузский район, с/п Колюбакинское, д. Паново (кадастровый номер участка 50:19:0050403:215).
В силу заключенного между Росприроднадзором и Правительством Московской области Соглашения, утвержденного Правительством Российской Федерации от 03.08.2016 № 1646-р, с 01.09.2016 Министерство экологии и природопользования Московской области осуществляет полномочия в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области.
ООО «ВИВА-ТРАНС» в соответствии с вышеуказанным соглашением, включен в список объектов, полномочия в отношении которых, переданы в Правительство Московской области.
Таким образом плановая выездная проверка в отношении ООО «ВИВА-ТРАНС» проведена Департаментом по адресам: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища; <...>; <...>.
Задачами плановой выездной проверки, в соответствии с пунктом 6 приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 20.10.2017 № 2363-пр о проведении плановой выездной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВИВА-ТРАНС» является соблюдение норм и требований природоохранного и лицензионного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по следующим адресам: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища; <...>; <...>.
В ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «ВИВА-ТРАНС»
сотрудниками Департамента проведено выездное мероприятие по адресу: г. Москва,
п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища, где ООО «ВИВА-ТРАНС»
осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I
- IV класса опасности, в части их сбора от сторонних организаций, предприятий и
любых других субъектов, у которых образуются такие отходы, в целях их дальнейшего транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и
передачи организациям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление
деятельности по размещению, обезвреживанию, обработке и (или) утилизации таких отходов.
По указанному адресу ООО «ВИВА-ТРАНС» принадлежит на праве аренды
земельный участок площадью 9700 кв. м. (кадастровый номер 50:21:120316:1183),
имеющий адресный ориентир: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-
Хованского кладбища, на основании договора аренды земельного участка от
29.01.2009 № 01/09, заключенного с собственником указанного земельного участка
ООО «Аэлита». Согласно акта приема-передачи от 29.01.2009 (приложение № 1 к
договору аренды от 29.01.2009 № 01/09) ООО «ВИВА-ТРАНС» принял в аренду,
предварительно осмотрев, следующие объекты недвижимого имущества: земельный
участок с кадастровым номером 50:21:120316:1183, общей площадью 9700 кв. м. В
соответствии с Дополнительным соглашением от 09.01.2016 (приложение № 2 к
договору аренды от 29.01.2009 № 01/09) изменился кадастровый номер земельного
участка, расположенного по адресу: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-
Хованского кладбища (кадастровый номер участка 77:17:0120114:2128).
Свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением
Федеральной регистрационной службой по Московской области от 30.03.2009,
согласно которому земельный участок, категория земель: земли населенных
пунктов, разрешенное использование: для размещения офисно-складского комплекса, общей площадью 9700 кв. м. (кадастровый номер 50:21:120316:1183), находится в собственности ООО «Аэлита». ,
На территории предприятия ООО «ВИВА-ТРАНС», расположенной по адресу: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища, расположена станция перегруза, сортировки и переработки строительных и твердых бытовых отходов.
Основным видом деятельности станции является прием строительных и твердых коммунальных отходов от муниципального жилья, предприятий и организаций г. Москвы, их техническая обработка, включая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также подготовку не утилизированных твердых компонентов твердых коммунальных отходов («хвостов рекуперации») для обеспечения транспортировки к местам захоронения (размещения).
ООО «ВИВА ТРАНС» по адресу: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища осуществляет деятельность на основании лицензии 09.11.2016 № 077 936 по обращению с отходами, а именно: по сбору отходов II класса опасности, сбору отходов III класса опасности, сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов II класса опасности, транспортированию отходов III класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, обработке отходов III класса опасности, утилизации отходов III класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности, обезвреживанию отходов III класса опасности, обезвреживанию отходов IV класса опасности.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
На основании части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Таким образом, профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, так и ранее выданные свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.
В рамках проверки ООО «ВИВА ТРАНС» представило следующие документы: Трудовые договора: № 75/14 от 30.05.2014 г. с ФИО2.(водитель); № 154/16 от 11.11.2016 г. с ФИО3 .(водитель); № 04/15 от 27.01.2015 г. с ФИО4 (водитель); № 79/15 от 01.06.2015 г. с ФИО5.(водитель); № 141/12 от 14.12.2012 г. с ФИО6.(мастер); № 101/12 от 14.09.2012 г. с ФИО7..(мастер); № 20/12 от 14.02.2012 г. с ФИО8.(инженер-механик) Дополнительное соглашение от 03.06.2013 (заместитель начальника комплекса); № 42/15 от 01.04.2015 г. с ФИО9,.(мастер); № 41/15 от 01.04.2015 г. с ФИО10.(мастер); № 37/15 от 23.03.2015 г. с ФИО11(начальник отдела ООС и ЭБ).
Кроме того, «ВИВА ТРАНС» представило свидетельства (удостоверения) о повышении квалификации по программе: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами производства и потребления I-IV классов опасности»: №0154806 от 2015 г. (ФИО12); № 0202005 от 2015 г. (ФИО13); №0210222 от 2015 г. (ФИО11); № 0154809 от 2015 г. (ФИО7); №0154808 от 2015 г. (ФИО6); № 0154807 от 2015 г. (ФИО14.); №1168/12 от 2012 г. (ФИО15); №0210243 от 2015 г. (ФИО2); №0210237 от 2015 г. (ФИО3); №0210234 от 2015 г. (ФИО5); №0154810 от 2015 г. (ФИО10); №0154811 от 2015 г. (ФИО9); №0210240 от 2015 г.(ФИО4).
В соответствии с представленной копией приказа №57 от 11.01.2016 о назначении ответственного лица за допуск работников с опасными отходами ответственным за допуск работников с опасными отходами производства и потребления I - IV класса опасности назначен заместитель начальника комплекса -ФИО8.
Согласно штатному расписанию №1 от 26.02.2016 ООО «ВИВА ТРАНС», представаленному в адрес Департамента в рамках проведения плановой выездной проверки, на комплексе по переработке отходов производства и потребления осуществляют трудовую деятельность начальник комплекса, заместитель начальника комплекса, мастер (в количестве 4 человека), инженер-механик, оператор пресса (в количестве 4 человека, оператор установки Форсаж (в количестве 2 человека), электромотер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (в количестве 2 человек), сортировщики (в количестве 10 человек).
В ходе проведения проверки по адресу: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища осуществляется деятельность по обработке отходов IV класса опасности, обработке отходов III класса опасности, деятельность осуществляется сортировщиками, (фототаблица прилагается).
Однако работники ООО «ВИВА-ТРАНС» осуществляющие трудовую деятельность по обработке отходов III - IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (а именно: сортировщики отходов, рабочие, грузчики, прессовщики), что в свою очередь является нарушением требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, вместе с тем, нарушены требования подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, ООО «ВИВА-ТРАНС» грубо нарушает лицензионные требования, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, а именно допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Таким образом, в 16 ч. 45 мин. 25.12.2017 по адресу: г. Москва, п. Сосенское, в районе Николо-Хованского кладбища, ООО «ВИВА-ТРАНС» совершило административное правонарушение, выразившиеся в осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с грубым нарушаем лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, а именно допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I -IV классов опасности.
Государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО16 по фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица - ООО «ВИВА-ТРАНС» составлен протокол об административном правонарушении № 15-33/72-13 от 22.01.2018 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ , в присутствии законного представителя по доверенности № 89/17 от 27.10.2017, начальника отдела по ООС и ЭБ ООО «ВИВА-ТРАНС» ФИО11
Полномочия должностных лиц заявителя на право составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, предусмотрены пп. 1 ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Москвы.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось в нарушении ответчиком условий, предусмотренных лицензией, то оно является длящимся правонарушением.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
В силу ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что в действиях ответчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и счел возможным в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.2, 4.5. ч. 4 ст. 14.1. ст.ст. 25.1. 28.2, 28.5 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 65. 71, 156. 167-171, 176, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ВИВА-ТРАНС» (ИНН <***>, адрес: 117403, <...>) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 22.01.2018 г. № 15-33/72-13 в виде административного штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель: УФК по г. Москве (Департамент Росприроднадзора по ЦФО, л\с №004731819180)
ИНН <***>; КПП 772401001; ОКТМО 45958000;
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО;
КБК 04811625050016000140; Счет 40101810045250010041; БИК 044525000.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Уточкин И.Н.