Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-239989/20-145-1634
08 февраля 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2021 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи М.Т. Кипель
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению
Департамента городского имущества города Москвы (123112, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)
о признании незаконными решений, изложенных в письмах от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977, от 14.10.2020 № КУВД-001/2020-81255002/2,
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (по дов. от 08.12.2020 г. № 33-Д-1232/20 паспорт);
от ответчика: неявка (изв.);
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее – ответчик, Управление) о признании незаконными решений, изложенных в письмах от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977, от 14.10.2020 № КУВД-001/2020-81255002/2.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик, надлежаще извещенный о дате и времени судебного разбирательства в суд не прибыл. Дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В отсутствие возражений Управления против рассмотрения дела по существу по завершении предварительного судебного заседания, суд посчитал возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело по существу после завершения судебного заседания в судебном заседании 03.02.2021г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Москве был направлен технический план с заявлением от 08.07.2020 № КУВД-001/2020-8125502 в целях изменения площади и месторасположения указанного строения, в том числе исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, а также заявление от 22.06.2020
№ MFC-0558/2020-321153 о регистрации права собственности города Москвы на данный объект недвижимости, с приложением документов, подтверждающих, что строительство указанного объекта осуществлялось за счет бюджетных средств.
Уведомлением от 14.10.2020 №КУВД-001/2020-8125502/2 Управлением Росреестра по Москве сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлении от 14.07.2020 № КУВД-001/2020-8125502/1, а именно: в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
Уведомлением от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), ссылаясь на непредоставление в полном объеме документов-оснований для возникновения права собственности на объект и наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами: к государственной регистрации заявлено право собственности на объект незавершенного строительства, а согласно данным ЕГРН объект с кадастровым номером 77:09:0005007:1036 является ранее учтенным объектом недвижимости – нежилым зданием, год ввода в эксплуатацию 2009.
Посчитав оспариваемые отказы необоснованными и нарушающими права и законные интересы Департамента городского имущества города Москвы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Срок на обжалование, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п.12 ст.29 Федерального закона №218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.
Согласно положениям Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Как установлено судом, Департаментом городского имущества города Москвы проводятся мероприятия по регистрации права собственности города Москвы и государственному кадастровому учету в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 77:09:0005007:1036).
В настоящее время в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) указанный объект учтен как здание, статус ранее учтенное; право собственности в отношении объекта не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.11.2020 № 99/2020/360929125.
При этом, указанное здание не было поставлено на кадастровый учет на основании технического плана, сведения о здании были включены государственный кадастр недвижимости в результате информационного взаимодействия органа кадастрового учета и ГБУ МосгорБТИ в рамках Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
Вместе с тем, по данным Департамента строительство указанного объекта осуществлялось на основании Разрешения на строительство от 09.04.2008
№ RU-77213000-001978 за счет бюджетных средств города Москвы, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта получено не было.
Таким образом, в сведениях ЕГРН содержится ошибка, допущенная
ГБУ МосгорБТИ при передаче сведений о ранее учтенном объекте (реестровая ошибка), поскольку объект представляет собой объект незавершенного строительства.
Вместе с тем, согласно п.3 ст.61 Федерального закона №218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
ГБУ МосгорБТИ и Департаментом были направлены обращения
в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление Росреестра по Москве) от 30.03.2018 № ИС-5017/18, от 21.05.2018 №ИС-8168/18 и от 10.08.2018 №ДГИ-И-59797/18, подтверждающие ошибку, допущенную органом технического учета при передаче сведений об указанном объекте, в целях исправления реестровой ошибки (вид объекта со «здание» на «объект незавершенного строительства»).
По результатам рассмотрения данных обращений были получены ответы Управления Росреестра по Москве от 19.06.2018 № 2.12/12668, от 22.06.2018 № 12-3152/2018 и от 11.09.2018 № 12-4244/18 о необходимости предоставить технический план вместе с соответствующими заявлениями о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности.
Впоследствии, в Управление Росреестра по Москве был направлен технический план с заявлением от 08.07.2020 № КУВД-001/2020-8125502 в целях изменения площади и месторасположения указанного строения, в том числе исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, а также заявление от 22.06.2020
№ MFC-0558/2020-321153 о регистрации права собственности города Москвы на данный объект недвижимости, с приложением документов, подтверждающих, что строительство указанного объекта осуществлялось за счет бюджетных средств.
Уведомлением от 14.10.2020 № КУВД-001/2020-8125502/2 Управлением Росреестра по Москве сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлении от 14.07.2020 № КУВД-001/2020-8125502/1, а именно: в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
Уведомлением от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), ссылаясь на непредоставление в полном объеме документов-оснований для возникновения права собственности на объект и наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами: к государственной регистрации заявлено право собственности на объект незавершенного строительства, а согласно данным ЕГРН объект с кадастровым номером 77:09:0005007:1036 является ранее учтенным объектом недвижимости – нежилым зданием, год ввода в эксплуатацию 2009.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с пп.4 п.2 ст.15 Федерального закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости, вносимых в кадастр недвижимости, относит вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (пп.7 п. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ в техническом плане указываются новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
На основании п. 9 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно описям документов, направленных в Управление Росреестра по Москве, Департаментом был представлены следующие документы:
1)с заявлением о государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства: договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 26.10.2013 № М-09-606864, государственный контракт от 31.01.2007 № 20-2007, титул переходящей стройки;
2) с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав: технический план объекта незавершенного строительства от 03.07.2020. В состав технического плана также были включены: разрешение на строительство от 09.04.2008 № RU77213000-001978, проектная документация от 01.01.2005 № 824-04-00-GP01-2-0, градостроительный план земельного участка от 24.07.2013 № RU77-108000-008903, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 26.10.2013 № М-09-606864, государственный контракт от 31.01.2007 № 20-2007, письма ГБУ МосгорБТИ от 30.03.2018 № ИС-5017/18, от 21.05.2018 № ИС-8168/18, подтверждающие ошибку, допущенную органом технического учета, письма Управления Росреестра по Москве от 19.06.2018 № 2.12/12668, от 22.06.2018 № 12-3152/2018,письмо Управления контроля и координации развития транспортного комплекса города Москвы от 02.02.2017 № 17-29-12/7.
Кроме того, после приостановления учетно-регистрационных действий Департамент направил в адрес Управления Росреестра по Москве от 10.09.2020 № ДГИ-И-64042/20 с просьбой рассматривать совместно документы по заявлениям № КУВД-001/2020-8125502 и № MFC-0558/2020-321153.
Однако в осуществлении учетно-регистрационных действий было отказано уведомлениями от 14.10.2020 № КУВД-001/2020-8125502/2 и от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977, о чем Управление Росреестра по Москве сообщило дополнительно в письме от 15.10.2020 № 26397/2020.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в учетно-регистрационных действиях в отношении указанного объекта недвижимости.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Следовательно, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы на указанный объект недвижимости.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд полагает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав Департамента городского имущества города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4, 65, 71, 81, 110, 123, 156, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенные в письмах от 14.10.2020 № КУВД-001/2020-8125502/2 и от 05.10.2020 № 77/017/247/2020-6977 об отказах в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...> (кадастровый номер 77:09:0005007:1036).
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в установленном законом порядке в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия
Судья М.Т. Кипель