именем Российской Федерации
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Халиловой К.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению : Енисейского Управления Роскомнадзора
к АО «Почта России»
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 28.10.2021г. №АП-24/5/1563,
при участии :
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Енисейское Управление Роскомнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 28.10.2021г. №АП-24/5/1563.
Заявление мотивировано тем, что совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом ст. 123, 137, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2021 года, по адресу ул. Новосибирская, д. 64-а, <...>, в результате рассмотрения обращения гр. ФИО1, (вх. № 04-25-2868/24 от 22.09.2021), содержащего информацию о не предоставлении услуги почтовой связи в соответствии с договором, обнаружено, что АО «Почта России» совершено осуществление предпринимательской деятельности (оказание услуг почтовой связи) с нарушением пункта 5 Лицензионных требований по лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Лицензионные требования по лицензии № 162571), выраженное в оказании услуг почтовой связи с нарушением условий договора.
В соответствии с п. 1, 2, 34 ст. 19 Федерального закона от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» акционерное общество «Почта России» (далее - Общество) создано в соответствии с путем реорганизации (преобразования) федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - Предприятие). Общество является правопреемником Предприятия. Со дня государственной реорганизации Общества в едином государственном реестре юридических лиц к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия, за исключением прав Предприятия на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных Предприятию, в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи.
На основании ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ), отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее -Федеральный закон 126-ФЗ), Федеральным законом № 176-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Согласно абзацам 1, 4 ст. 14, абзацам 1, 4 ст. 16, ст. 34 Федерального закона № 176-ФЗ, одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи наступает за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона № 126-ФЗ, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицензией.
На основании пункта 5 Лицензионных требований по лицензии № 162571, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи. В соответствии с приложением № 1 постановления Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, включает услуги почтовой связи (раздел XX).
Согласно пункту 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи лицензионным условием является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 29 Федерального закона № 176-ФЗ плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.
Также, согласно статье 4 Федерального закона № 176-ФЗ, порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила) утверждены, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234.
Согласно п. 9 Правил почтовые отправления подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из* других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
Согласно п. 10 Правил по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) – принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а вслучае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта
вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Согласно п. 14 Правил международное почтовое отправление, пересылаемое в рамках международного почтового обмена, должно соответствовать предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, указанным в приложении N 2 к настоящим Правилам.
Виды и категории международных почтовых отправлений, не указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам, могут пересылаться на оснований соглашений организации федеральной почтовой связи с организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией других государств, заключаемых в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
Согласно п. 23 Правил плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Услуги в рамках международного почтового обмена оплачиваются почтовыми марками в соответствии со статьей 06-001 Регламента Всемирной почтовой конвенции (является обязательным для Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи III Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, ратифицированного Федеральным законом от 19.02.2018 N 19-ФЗ "О ратификации Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, принятого XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза»).
Общие правила, применяемые к международной почтовой службе, регламентируются Всемирной почтовой конвенцией, принятой XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза (ВПС) в г. Стамбул в 2016 году (далее - Конвенция ВПС).
Основные требования по оформлению отправлений письменной корреспонденции устанавливаются в актах ВПС: Всемирная почтовая Конвенция и Регламент письменной корреспонденции.
Мелкие пакеты весом до 2 кг, содержащие товарные вложения, классифицируются как отправления письменной корреспонденции (ст. 17 Конвенции ВПС).
Согласно приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 № 257 информация о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена (ММПО) в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, определяется согласно сведениям из системы слежения за прохождением почтовых отправлений на официальном сайте организации АО «Почта России» в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии со стандартом ВПС (стандарт EMSEVT (часть 1 статьи 17 - 131 Регламента Всемирной почтовой конвенции, действующего в соответствии с частью 3 статьи III Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, ратифицированного Федеральным законом от 19.02.2018 N 19-ФЗ "О ратификации Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, принятого XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза").
В результате рассмотрения обращения гр. ФИО1 (вх. № 04-25-2868/24 от 22.09.2021), а также сообщения и копий документов оператора почтовой связи АО «Почта России», представленных по запросу Управления (№ 18975-04/24 от 27.09.2021) письмом от 08.10.2021 № А6-АУО-02/9863-Кач, установлено следующее.
Международный мелкий пакет № RR079798187RU принят 19.09.2021 к пересылке в отделении почтой связи Красноярск 660017 назначением в Молдову. При приеме отправителю ФИО1 выдана квитанция № Прод354360 от 19.09.2021, подтверждающая заключение договора об оказании услуг почтовой связи между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи. По договору оказания услуг почтовой связи отправителем услуга по пересылке регистрируемого почтового отправления - заказного мелкого пакета оплачена отправителем в полном объеме знаками почтовой оплаты (марками) в сумме 395,00 руб.
По договору оказания услуг почтовой связи (квитанция № Прод354360 от 19.09.2021) оператор почтовой связи АО «Почта России» обязался оказать пользователю услуг почтовой связи услугу по пересылке регистрируемого почтового отправления - заказного мелкого пакета № RR079798187RU назначением в Молдову (Sawa Попа, Молдова, Kishinev, 104000, Kishinev, Konstantin ***, d. 20/4, kv. **).
Факт заключения договора об оказании услуг почтовой связи свидетельствует о том, что международный мелкий пакет № RR079798187RU при отправке ФИО1 соответствовал требованиям Правил, предъявляемым к международным почтовым отправлениям.
Согласно требованиям Порядка приема и вручения международных почтовых отправлений (МПО) (далее - Порядок) от 01.07.2014 № 190-п АО «Почта России» после окончания приема от отправителей регистрируемых почтовых отправлений работников ОПС осуществляется распечатывание поименной накладной ф. 16 на принятые МПО. МПО из ОПС пересылаются согласно Руководству по направлению международной почты.
По информации, полученной от оператора почтовой связи АО «Почта России», заказной мелкий пакет № RR079798187RU был обработан оператором ОПС Красноярск 660017 и отправлен по пути следования простым порядком вместо регистрируемого. Документы, подтверждающие, пересылку заказного мелкого пакета, как регистрируемого почтового отправления, оператором почтовой связи АО «Почта России» не представлены. В этой связи информация о пути следования и обработке в месте международного почтового обмена заказного мелкого пакета как регистрируемого почтового отправления отсутствует.
Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» обязан был осуществить обработку и пересылку международного мелкого пакета № RR079798187RU как регистрируемого почтового отправления. Вместо этого оператор почтовой связи АО «Почта России» обработал и осуществил пересылку международного мелкого пакета как простого почтового отправления.
Учитывая вышеизложенное, юридическим лицом оператором почтовой связи АО «Почта России» нарушены:
- статьи 14, 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (не обеспечение оператором почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи; несоответствие качества услуг почтовой связи установленным стандартам);
- подпункт «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (необеспечение качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора);
- пункт 5 Лицензионных требований по Лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (оказание услуг почтовой связи с нарушением Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234), что подтверждает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением Лицензионных требований в соответствии с лицензией $2 162571 на оказание услуг почтовой связи и вводит в заблуждение пользователей услугами почтовой связи.
Тем самым, АО «Почта России» не предприняло все возможные меры для недопущения взятых на себя обязательств по вышеуказанным правонарушениям.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях АО «Почта России» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По факту указанного нарушения, должностным лицом Управления в отношении АО «Почта России» 28.10.2021г. был составлен протокол №АП-24/5/1563 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, вина ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения установлена.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Доказательств того, что АО «Почта России» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Нарушение правил территориальной подсудности при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела (ст. 29.5 КоАП РФ), судом не усматривается.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности у суда не имеется.
Ранее АО «Почта России» привлекалось к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ответчиком совершено не впервые, суд счел возможным установить АО «Почта России» меру административной ответственности в виде штрафа, установленного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в размере - 30 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.4, 4.5, 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Акционерное общество «Почта России» (131000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 28.10.2021г. №АП-24/5/1563в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель | УФК по Красноярскому краю (Енисейское управление Роскомнадзора) |
Лицевой счет | |
ИНН | |
КПП | |
Наименование банка получателя | ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК БАНКА РОССИИ//УФК по Красноярскому краю г. Красноярск |
БИК | |
Единый | |
казначейский счет | |
Казначейский счет | |
ОКТМО |
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Уточкин И.Н.