Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
12 апреля 2021 года Дело № А40-240344/20-122-1561
Резолютивная часть решения изготовлена 06 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «РСП»
к ЦУ Ростехнадзора
об оспаривании постановления от 10.11.2020г. №7.3-Пс/1276-0000ПК-2020 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, дов. от 05.04.2021г. №23)
от ответчика – не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО «РСП» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020г. №7.3-Пс/1276-0000ПК-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв и материалы административного дела, просил отказать в удовлетворении требований. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Как следует из представленных документов, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ЦУ Ростехнадзор) вынесло постановление от 10.11.2020№ 7.3-Пс/1276-0000ПК-2020 о назначении административного наказания (Постановление), которым установлено: признать ОАО «Ремонтно-строительное предприятие» (ОАО «РСП») виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации (КоАП РФ) «Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере: 200 000 рублей.
Данное постановление направлено ЦУ Ростехнадзора в адрес ОАО «РСП» Почтой России, получено и зарегистрировано 26.11,2020, входящий номер 1779.
Как установлено постановлением, ОАО «РСП» не представило до 01.04.2020 в ЦУ Ростехнадзор сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включающие в себя: план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2020 год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за 2019, чем нарушило требования ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 14, п. 14.1, п. 15 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263.
Не согласившись с указанным Постановлением, Заявитель обратился в суд.
В частности заявитель указывает на следующие обстоятельства.
ОАО «РСП» на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- кран стреловой автомобильный КС-35714, per. № 108401, зав. № XVN 35714060291998 грузоподъемность 16 т;
- подъемник с рабочей платформой ПСС-131.173(33086) зав. № 205, грузоподъемность 0,3 т;
- подъемник гидравлический ВС-22П, грузоподъемность 0,25 т;
- автоподъемник АПТ-17М(33086) П-71, зав. № 8 грузоподъемность 0,3 т.
24.02.2010 указанное выше имущество зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов, выдано свидетельство № А02-52452.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Закон «О промышленной безопасности производственных объектов») опасными производственными объектами (далее - ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 3 приложения № 1 к Закону «О промышленной безопасности производственных объектов» к категории ОПО относятся, в том числе объекты, на которые используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
Вместе с тем, имущество, принадлежащее ОАО «РСП», по своим техническим характеристикам не попадает под категорию ОПО, установленную в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», представляет собой передвижные технические устройства, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, и используется для строительства, содержания объектов электросетвого хозяйства. По месту нахождения ОАО «РСП» передвижные технические устройства для осуществления работ не используются, находятся с целью парковки.
В силу п. 148 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» имущество ОАО «РСП», не подлежит учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.
10.04.2019 в адрес ЦУ Ростехнадзора ОАО «РСП» подано заявление от 10.04.2018 об исключении опасных производственных объектов из реестра ОПО по форме, согласно приложению № 3 к административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации ОПО в реестре ОПО (вх. № ОПО-02-716 от 10.04.2019).
09.01.2019 в адрес ЦУ Ростехнадзора направлено письмо № 4 «по вопросу исключения ОПО из реестра ОПО» (входящий ЦУ Ростехнадзора от 10.01.2020 01-155), согласно которому ОАО «РСП» просит исключить из реестра ОПО ранее ошибочно зарегистрированный ОПО «Участок Транспортный», per. № А02-52452-0001, в связи с тем, что объекты, внесенные в реестр ОПО, не попадают под категорию ОПО, установленную в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Данное письмо осталось без ответа.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с позицией ответчика, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в части предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте, принадлежащем Заявителю, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, которые выражаются в неисполнении обязанности по предоставлению сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Закона № 116- ФЗ).
Такие требования предусмотрены, в том числе, абзацем 8 части 1 статьи 9 и частью 2 статьи 11 Закона № 116-ФЗ, нарушение которых установлено Административным органом при рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона о промышленной безопасности, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
В соответствии со статьей 11 Закона № 116-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (далее - Правила производственного контроля), утверждены правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Согласно пункту 7 Правил производственного контроля, производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил производственного контроля предусмотрено, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан в том числе разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
Согласно императивному установлению пункта 14 Правил производственного контроля, эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил, федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
При этом в силу положений пункта 14.1 Правил производственного контроля, сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Нарушение требований статьи 11 Федерального закона и пункта 14 Правил производственного контроля образует состав административного правонарушения статьи 9.1 КоАП РФ.
Выявленные нарушения подтверждаются материалами дела.
Довод заявителя о том, что объекты не являются опасными, о чем Заявитель уведомил Ответчика с просьбой исключить объекты из реестра ОПО, судом не может быть принят.
Действующие нормативные правовые акты в сфере регистрации ОПО и ведения государственного реестра ОПО предусматривают заявительный, а не уведомительный порядок для исключения объекта из реестра. Поэтому сам факт обращения в Управление с заявлением об исключении ОПО из реестра, не освобождает Общество от публично-правовой обязанности.
Общество привлечено к ответственности не за факт владения опасным объектом, а за нарушение требований промышленной безопасности.
В настоящее время ОПО не исключены из реестра, следовательно, в их отношении должны быть соблюдены все требования законодательства, в том числе в отношении представления сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ, или условий лицензии.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено объективных причин, послуживших основанием для несоблюдения Обществом требований законодательства.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.8,18.1).
Административное наказание в виде административного штрафа вынесено с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения в пределах минимальной санкции предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и в наибольшей мере соответствует целям административного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст.1.5, 1.6, ч.2 ст. 15.19, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Н.Е. Девицкая