ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-24106/17-39-255 от 04.07.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                  Дело № А40-24106/17-39-255

11.07.2017 года        

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2017 г.

Полный текст решения изготовлен 11.07.2017 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи  Лакоба Ю.Ю.,  единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сулеймановой МИ.,

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по иску

истец АО «ФПК»

к Министерству Финансов Российской Федерации

третье лицо, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

о взыскании 3 148 208, 80  руб.

в заседании приняли участие: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

АО «ФПК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании 3 148 208, 80  руб. расходов, возникающих в связи с установлением преимуществ по провозной плате пассажирам в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в 2013 году.

Истцом заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика на Министерство финансов Российской Федерации.

Определением суда от 06 апреля 2017 г. произведена замена ответчика Российской Федерации в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. 

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, представил письменную позицию по иску.

Представитель ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российский Федерации возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица – Федерального агентства железнодорожного транспорта поддержал позицию Министерства финансов Российский Федерации, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.  

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив доказательства, выслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывает истец, АО «ФПК» является перевозчиком пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.

В 2013 году на основании публичного договора перевозки АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации (далее - перевозки в Калининградскую область).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее -Закон о железнодорожном транспорте) потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании действующих нормативных актов возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней.

В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.12.2002 № 92-т/5 «О снижении стоимости проезда из Калининградской области в Россию и обратно в плацкартных и купейных вагонах пассажирских поездов» с 01.01.2003 установлен пониженный тариф на перевозки пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы

Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу.

Перевозка пассажиров в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации предполагает проследование поезда по территории Республики Беларусь, и Литовской республики. Расчеты за перевозку пассажиров по территории данных стран осуществляются в соответствии с Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (принято 19.05.1995 на 13-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, далее - Соглашение).

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 1 данного Соглашения АО «ФПК» осуществляет расчеты за перевозку пассажиров по территории Республики Беларусь и Литовской Республики с применением Межгосударственного пассажирского тарифа (далее - МГПТ, копия данного соглашения прилагается). В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения для МГПТ тарифной валютой считается швейцарский франк. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Соглашения железнодорожные администрации имеют право устанавливать повышающие коэффициенты индексации базовых тарифов на перевозку пассажиров багажа и грузобагажа по своей территории.

Учитывая требования постановления Федеральной энергетической комиссии от 17.12.2002 № 95-т/5 АО «ФПК» вправе взыскивать с пассажира стоимость тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации, в то

время как оплачивает перевозку по территории Республики Беларусь и Литовской Республики по межгосударственному пассажирскому тарифу.

Во исполнение требований статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте Правительством Российской Федерации было принято постановление от 21.01.2007 №916 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации». Под «выравниванием тарифа» понимается применение перевозчиком при расчете стоимости проезда в сообщении в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерация от 21.12.2007 № 916 между АО «ФПК» и Росжелдором был заключен Договор от 07.02. 2012 № 985д/ФПК-12-16 о предоставлении субсидий АО «ФПК» на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.

Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов Федеральному агентству железнодорожного транспорта по подразделу «Транспорт» раздела «Национальная экономика» на цели компенсации потерь от выравнивания тарифов при перевозке в Калининград были выделены денежные средства в размере 418 700 000 руб.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 916 договор на предоставление субсидий был заключен на сумму 418 700 000 руб. В связи с недостаточностью средств, предусмотренных в федеральном бюджете на компенсацию потерь в доходах перевозчика в 2013 году, в Росжелдор был направлен расчет уточненного объема потребности в представлении субсидий.

Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели компенсации потерь от выравнивания тарифов при перевозках в Калининградскую область были дополнительно выделены денежные средства в размере 111 100 00 руб.

Между АО «ФПК» и Росжелдором было заключено дополнительное соглашение от 10 декабря 2013 г. № 3/ФПК-12-10(3) к Договору от 07 февраля 2012 г. № 985д/ФПК-12-16.

В соответствии с данным дополнительным соглашением сумма субсидий, предоставляемых АО «ФПК» в 2013 году в связи с выравниванием тарифов при перевозках в Калининградскую область, составила 529 800 000 руб. Однако, фактические потери АО «ФПК» от выравнивания тарифов при перевозках в Калининградскую область в 2013 году составила 532 948 208,8 руб.

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте продажа проездных документов (билетов) на сети железнодорожных дорог на поезда дальнего следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы «Экспресс» и по ручной технологии.

В соответствии с приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 г. № 311 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «Российские железные дороги».

Обстоятельствами продажи билетов по пониженному тарифу пассажирам при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации по стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу, а так же размер потерь в доходах АО «ФПК» подтверждаются реестрами проездных документов по оказанным услугам.

Кроме того, потери АО «ФПК» от выравнивания тарифов при перевозках в Калининградскую область подтверждается расчетами размера субсидий, которые ежемесячно предоставлялись истцом в Росжелдор. В соответствии с пунктом 5 правил предоставления субсидий для компенсации потерь в доходах от выравнивания тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 916, Росжелдор осуществляет проверку полноты и правильности оформления расчета и принимает решение о предоставлении субсидии или о возврате расчета. Расчеты АО «ФПК» принимались Росжелдором.

На основании предоставленных АО «ФПК» расчетов были приняты решения о предоставлении субсидий на сумму 529 800 000 руб.

Не возмещенными остались потери АО «ФПК» на сумму 3 148 208 руб. 80 коп. в связи с недостаточностью денежных средств, предусмотренных на данные цели Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

Обязательства по компенсации потерь АО «ФПК» возникли в связи с установлением на федеральном уровне льгот по оплате проезда для пассажиров следующих в сообщении в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.

В связи с неисполнением обязательств по компенсации в полном объеме потерь перевозчика от государственного регулирования тарифов и в соответствии с п. 6.2 Договора на предоставление субсидий, ОАО «ФПК» направило в адрес ответчика претензию, которая оставлена без удовлетворения.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим законодательством.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

Порядок государственного регулирования указанных тарифов и возмещения потерь урегулированы статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 г. № 643, Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате выравнивания тарифов на перевозку пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  21 декабря 2007 г. № 916, приказами Федеральной службы по тарифам об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на пассажирские перевозки.

Согласно части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объёме за счёт средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счёт средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.

В развитие приведённых норм федеральных законов порядок и условия предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах регламентированы Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате выравнивания тарифов на перевозку пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 916 (далее - Правила), в силу которых получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации по регулируемым государством тарифам (далее - организация).

Потери же в доходах организации, возникшие в результате применения регулируемых государством тарифов, определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить без применения выравнивания тарифа, и доходами организации, полученными в результате выравнивания тарифа.

Кроме того, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 05 августа 2009 года № 643 утвердило Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации, согласно пунктам 6, 7 которого государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

При этом тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

В силу пункта 13 настоящего Положения основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы определён метод экономически обоснованных затрат.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в свою очередь, предусмотрено, что в случае, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В этой связи в рамках разрешения данного арбитражного спора, прежде всего, должен быть доказан факт экономической необоснованности установленного регулирующим органом тарифа (цены), а значит, и незаконность соответствующего акта регулирующего органа, установившего этот тариф (цену).  

Между тем, соответствие или несоответствие нормативного правового акта органа исполнительной власти нормативным правовым актам более высокой юридической силы может быть установлено только на основании решения арбитражного суда.

Что касается потерь в доходах, возникших в результате выравнивания тарифов при  перевозке пассажиров, учитывая определенную законодателем их правовую природу, существенным для разрешения настоящего спора является то, что в соответствии с Правилами потери в доходах, возникающих в результате выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, возмещаются посредством предоставления субсидии в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта, и на основании договора, заключаемого указанным Агентством с организацией.

Таким образом, определенное Правительством Российской Федерации правовое регулирование реализации установленных законом обязательств Российской Федерации по возмещению перевозчикам потерь, возникших в результате выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, предусматривает в качестве основания для получения перевозчиком соответствующих денежных средств федерального бюджета в виде субсидий обязательное наличие заключенного договора, то есть установление договорных правоотношений.

Росжелдор надлежащим образом и в полном объеме выполнил свои обязательства по договору № 985д/ФПК-12-16 о предоставлении субсидий ОАО «ФПК» на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифовпри перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации (далее - Договор № 985д/ФПК-12-16 от 07 февраля 2012 года) (в редакции дополнительного соглашения № 3/ФПК-12-10(3) от 10 декабря 2013 года).

Факт получения субсидий в сумме 529 800 000,00 руб. истец не отрицает.

На основании пункта 3 Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 916 (далее – Правила), предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на основании заключаемого Агентством и организацией договора.

Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» Росжелдору были предусмотрены средства федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в объеме 418,7 млн. рублей.

В процессе формирования Федерального закона от 02 декабря 2013 года № 348 «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов» в соответствии с представленными расчетами АО «Федеральная пассажирская компания» Федеральным агентством железнодорожного транспорта были направлены в Министерство финансов Российской Федерации предложения об увеличении бюджетных ассигнований на 2013 года на вышеуказанные цели в объеме 111,1 млн. рублей.

Таким образом, объем бюджетных ассигнований на 2013 года на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации составил 529,8 млн. руб.

В соответствии с разделом 1 Договора № 985/ФПК-12-16 от 07 февраля 2012 года  (в редакции дополнительного соглашения № 3/ФПК-12-10(3) от 10 декабря 2013 года)объем субсидий, предоставляемых АО «ФПК» на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке Агентству на цели, указанные в пункте 1 Правил, не превышает сумму 529 800 000, 00 (пятьсот двадцать девять миллионов восемьсот тысяч) рублей.

Согласно условиям Договора № 985/ФПК-12-16 от 07 февраля 2012 года (в редакции дополнительного соглашения № 3/ФПК-12-10(3) от 10 декабря 2013 года) субсидия, предусмотренная на компенсацию указанных выше потерь в доходах, была предоставлена Росжелдором АО «ФПК» в полном размере (529 800 000, 00 рублей).

Таким образом, Росжелдором обязательства по данному договору исполнены в полном объеме.

Что касается механизма предоставления субсидий, то Минфин России, как участник бюджетного процесса в рамках организации исполнения федерального бюджета осуществляет выделение бюджетных ассигнований главному распорядителю - Агентству, которое, в свою очередь, за счёт и в пределах указанных средств перечисляет субсидии на расчётный счёт организациям, открытый в кредитной организации, на основании принятого в установленном Правилами порядке предоставления субсидий (пункты 1-6 Правил).

Из приведённого следует, что установлению в рамках настоящего спора подлежат следующие обстоятельства: утверждение лимита бюджетных обязательств Агентству и наличие соответствующей инициативы со стороны агентства, выделение Минфином России Агентству бюджетных ассигнований, наличие договора с перевозчиком, его исполнение, наличие (отсутствие) инициативы со стороны истца по заключению дополнительного соглашения к оговору на заявленную сумму (что также необходимо для решения вопрос о наличии права на иск применительно к статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), правовые основания требования заключения дополнительного соглашения, принятие решения по данному вопросу Агентством.

Между тем, как следует из заявленных требований, сумма потерь за 2013 год в размере 3 148 208,80 руб. заявляется сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств и договора о предоставлении в 2013 году субсидий открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах).

В соответствии с указанным договором истцу в 2013 году предоставлялась сумма на приведённые цели. Исполнение условий данного договора стороной не оспаривается.

Относительно представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих, по мнению истца, наличие потерь, учитывая предмет и основания спора, а также установленный Правительством Российской Федерации порядок финансирования потерь перевозчиков, в случае наличия таковых, приведённый выше, данные доказательства не имеют правового значения для разрешения настоящего дела.

Как следствие изложенного, принимая во внимание совокупность обозначенных обстоятельств и норм правового регулирования спорных правоотношений, при разрешении спора следует читывать общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, определяющим также основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Разрешение вопросов в том виде, как они заявлены в исковом заявлении, повлечёт вмешательство в компетенцию Минфина России в сфере распределения бюджетных средств как участника бюджетного процесса, обеспечивающего исполнение федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий календарный год и плановый период.

Так, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (статья 10 Кодекса).

Средства бюджетов каждого из указанных уровней бюджетной системы Российской Федерации используются на финансирование расходов по реализации полномочий соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих определённые расходные полномочия по предоставлению государственных (муниципальных) услуг гражданам Российской Федерации, осуществляемых за счёт доходов, поступающих в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Приведённое следует из положений статей 6 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в силу статьи 6 настоящего Кодекса, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 При этом формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счёт средств соответствующих бюджетов.

Федеральный бюджет, в свою очередь, разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов (статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Суд, исходя из названных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений статьи 120 Конституции Российской Федерации, не вправе обязывать финансовый орган совершать действия по перечислению денежных средств, которые не предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующим календарный год и на плановый период.

В противном случае, такое вмешательство в бюджетный процесс приведёт к преодолению федерального закона на соответствующий финансовый год и плановый период и установлению расходных обязательств Российской Федерации, сверх предусмотренных таким федеральным законом, что повлечёт нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой определён исчерпывающий перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации, в том числе, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесённым в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и статей 28 и 31 настоящего Кодекса, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых, в частности, отнесён принцип самостоятельности бюджетов.

Если обратиться к фактическим обстоятельствам, то, как уже отмечалось, Российской Федерацией в лице уполномоченных органов обеспечено надлежащее исполнение обязательств в объёме, предусмотренном федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, а соответственно и положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом Росжелдором, как главным распорядителем бюджетных средств, в порядке пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализованы полномочия по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и, как следствие, исполнена соответствующая часть бюджета.

В силу выше обозначенных принципов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) государство не может быть понуждено к предоставлению субсидии, являющей по своей природе экономической поддержкой, в большем размере, чем это предусмотрено в установленном порядке при формировании бюджета.

Предоставление же субсидии в размере, полученном истцом, было предусмотрено в федеральном бюджете на 2013 год.

И поскольку федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, заявленные требования по своему содержанию направлены на изменение неустановленным способом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на истца.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330, 331, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд.

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.    

Судья                                                                                      Ю.Ю. Лакоба