ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-245097/19-47-2115 от 30.10.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

                                              Дело № А40-245097/19 -47-2115

ноября 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Эльдеева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моевым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ИП ФИО1 к ответчику Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, третье лицо; Исправительная колония № 1 УФСИН по Республике Адыгея, о взыскании задолженности

при участии представителей: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 172 900 руб.

Истец, третье лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Учитывая отсутствие возражений сторон на переход к рассмотрению дела по существу в суде первой инстанции, суд в соответствии с п.4 ст.137 АПК РФ, п.27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №65 от 20.12.2006, завершил предварительное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в первой инстанции в порядке ст. 123, 136, 156 АПК РФ.

Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве доводам.

Исследовав письменные доказательства, суд установил.

Решением Арбитражного суда республики Адыгея от 29.03.2018 по делу №А01 -2860/2017 по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН<***>) к ФКУ «Исправительная колония №1» УФСИН по Республике Адыгея (ИНН<***>) в пользу предпринимателя взыскана неустойка в размере 172 900,00 рублей за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту №160 от 30.06.2017.

18.05.2018  в соответствии с данным решением  выдан  исполнительный лист ФС №019586597.

Указанный исполнительный лист передан на исполнение в отдел № 9 Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея.

Уведомлением от 30.01.2019 № УНЛ-18-1221 УФК по Республике Адыгея о неисполнении должником требований исполнительного документа Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея сообщило о невозможности взыскания с должника денежных средств, указав о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета - Федеральная служба исполнения наказаний, в ведении которой находится должник.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Исходя из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому Федеральная служба исполнения наказаний - ФСИН осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении органов уголовно-исполнительной системы (пункт 7).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд со ссылкой на ст.ст.120 ГК РФ.

Исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено судом, ИП ФИО1 обратился в суд к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 172 900 руб., образовавшейся в связи с неисполнением основным должником - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.03.2018 по делу №А01-2860/2017.

Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 123.21 ГК РФ.

Исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.

Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой   сделки   казенным   учреждением   не   влечет   взыскания   образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

Пунктом 1 статьи 399 ГК РФ предусмотрено, что до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Правила настоящей статьи применяются, если настоящим Кодексом или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности (пункт 4 статьи 399 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам 3 учреждения в случаях, предусмотренных частями 4-6 статьи 123.22 и частью 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Учитывая изложенное, предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если отсутствует реальная возможность взыскания присужденной суммы с должника (данный подход также изложен в следующих судебных актах: решение суда первой инстанции по делу № А40-122511/2018 от 10.09.2018, апелляционное постановление от 21.11.2018, кассационное постановление от 26.02.2019; решение суда первой инстанции по делу № А40-314838/2018 от 19.03.2019, апелляционное постановление от 27.05.2019;решение суда первой инстанции по делу № Л40-16118/2019 от 24.04.2019; решение суда первой инстанции по делу № А40-68241/2019 от 01.07.2019; решение суда первой инстанции по делу № А40-90654/2019 от 08.07.2019; постановление суда апелляционной инстанции от 24.09.2019 по делу № А40-32247/2019, которым отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении иска).

В нарушение ст.65 АПК РФ, ИП ФИО1 не представлено доказательств отсутствия у основного должника возможности погашения задолженности.

В силу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 7, 18 - 21, 23 и 165 БК РФ приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н утвержден «Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее -Порядок № 132н).

В соответствии с пунктом 14 Порядка № 132н классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти Российской Федерации основных функций, решение социально-экономических задач.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 132н классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части (таблица 2): кода главного распорядителя бюджетных средств (1-3 разряды); кода раздела (4-5 разряды); кода подраздела (6-7 разряды); кода целевой статьи (8 - 17 разряды); кода вида расходов (18-20 разряды).

В свою очередь, в соответствии с пунктом 29 Порядка № 132н структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета состоит из десяти разрядов и включает, в частности, код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования бюджетных ассигнований по соответствующему направлению (цели) расходования средств, а также по соответствующему результату реализации федерального проекта.

В силу пункта 45.6 Порядка № 132н по направлению расходов «90048 Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду» отражаются расходы федерального бюджета на дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду.

Таким образом, денежные средства за выполненные казенными учреждениями системы исполнения наказаний работы, оказанные услуги, реализованные товары фактически перечисляются покупателями на счет Федерального казначейства с возможностью их использования учреждением в последующем в переделах лимитов бюджетных обязательств как средства соответствующего бюджета (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 № 302-КГ18-7510 по делу № А19-10889/2017).

Следовательно, в случае образования задолженности, при недостаточном бюджетом финансировании на ее погашение, могут быть направлены денежные средства, получаемые ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея от приносящей доход деятельности, которую оно осуществляет в соответствии со своим уставом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2000 № 1703/00, от 26.09.2000 № 4492/00).

Надлежащими доказательствами, объективно свидетельствующими о недостаточности у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея денежных средств для выполнения своих обязательств перед ИП ФИО1 могут являться данные бухгалтерского баланса должника.

Однако, согласно справке главного экономиста ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея от 10.10.2019 по состоянию на 01.10.2019 на лицевой счет ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея поступили денежные средства по дополнительному источнику финансирования от приносящей доход деятельности в размере 3 483 678,09 руб., из которых направлены на оплату в размере 3 090 020,91 руб.:

заработная плата гражданского персонала по дополнительному источнику финансирования - 691 915,23 руб.;

начисления на заработную плату гражданского персонала по дополнительному источнику финансирования - 225 756,16 руб.;

заработная плата осужденных по дополнительному источнику финансирования -597 162,91 руб.;

начисления на заработную плату осужденных по дополнительному источнику финансирования - 275 511,61 руб.;

погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам -129 9675,00 руб.

У ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея имеется реальная возможность погашения задолженности перед ИП ФИО1 в размере 172 900 руб.

Кроме того, основным должником (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея) приняты меры по погашению имеющейся кредиторской задолженности перед ИП ФИО1 в размере 172 900 руб.

Так, основным должником представлена копия платежного поручения № 790711 от 22.10.2019, где содержится информация о перечислении денежных средств ИП ФИО1 в сумме 172 900 руб. в счет погашения задолженности по исполнительному листу серии ФС № 019586597 от 18.05.2018 (неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту № 160 от 30.06.2017).

Направление денежных средств также подтверждается копией выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03761486760 от 22.10.2019.

Согласно пункту 2.4. «Выплаты в валюте Российской Федерации» денежные средства в размере 172 900 руб. списаны с лицевого счета ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея.

Кроме того, в соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, необходимые для наступления субсидиарной ответственности ФСИН России, не наступили, истцом не доказаны.

Вместе с тем, в связи с оплатой ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея задолженности перед ИП ФИО1 в размере 172 900 руб. предмет спора отсутствует.

Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 307-309, 310, 330 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 123, 124, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

   Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                     А.А. Эльдеев