Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва | Дело № А40-245122/2018-119-2314 |
07 ноября 2018 г.
Резолютивная часть решения суда объявлена 01 ноября 2018 г.
Полный текст решения суда изготовлена 07 ноября 2018 г.
Арбитражный суд в составе судьи Головачевой Ю.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханикаевой Р. М.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Банк России
к ответчику: СПАО «Ингосстрах»
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании Протокола об административном правонарушении от 05.10.2018г. № ТУ-45-ЮЛ-18-15473/1020-1.
и приложенные к заявлению документы,
при участии представителей
от истца (заявителя) – не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО1., дов. от 20.12.2017 года № 5889548-/17.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратился Банк России о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КРФоАП.
Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам ст.123 АПК РФ.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Спор разрешается в отсутствие представителя заявителя, с учетом отсутствия возражений участвующих в деле лиц против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу 01.11.2018г., по материалам дела на основании ст.ст. 123, 124, 137, 156 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Банк России, действуя в соответствии с компетенцией, установленной ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об ОСД), осуществляет государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом об ОСД, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с Федеральными законами. Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) страховщики - страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном Законом № 4015-1 порядке.
Положениями части 2 статьи 4.1 Закона № 4015-1 установлено, что страховые организации являются субъектами страхового дела.
Как следует из материалов дела, Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (далее - СПАО «Ингосстрах», Страховщик) имеет лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС №0928-03 от 23.09.2015.
08.12.2017 (вх. № ОЭТ1-40299) в Банк России поступило обращение ФИО2 (далее - Заявитель) об отсутствии возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в виде электронного документа на официальном сайте СПАО «Ингосстрах» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт Страховщика).
Из обращения Заявителя и приложенных снимков страниц сайта Страховщика следует, что 05.12.2017 Заявитель обращался на сайт Страховщика для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа. В результате осуществления действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа Заявителю было предложено перейти на сайт Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА).
С целью проверки обстоятельств обращения Заявителя к сайту Страховщика в адрес Страховщика Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в адрес Страховщика был направлен запрос от 13.12.2017 № Т154-25-16/13566 о предоставлении документов и информации.
Согласно представленной Страховщиком информации (письмо СПАО «Ингосстрах» от 27.12.2017 №14-12-7409/17), Заявитель обращался к официальному сайту Страховщика с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа 05.12.2017 с 09:58:40 до 20:23:24. В результате осуществления действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, Заявителю было предложено перейти на сайт РСА для заключения договора ОСАГО по системе гарантирования заключения договоров ОСАГО в электронном виде путем выбора, обеспечивающего страховщика.
Согласно представленной сеансовой информации, 05.12.2017 Заявителем были осуществлены следующие действия, направленные на заключения договора ОСАГО в виде электронного документа со Страховщиком:
получение от страхователя заполненного заявления или его части(код 8), время 09:58:40, 10:07:27, 16:26:17, 19:41:31, 19:46:45, 19:47:30, 19:52:27, 19:57:02, 20:08:02, 20:14:42, 20:14:49, 20:14:53, 20:14:57, 20:16:05, 20:16:13, 20:16:17, 20:16:19, 20:16:31, 20:16:33, 20:16:36, 20:16:38, 20:16:41, 20:16:43, 20:16:48, 20:22:55;
предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления(код 19), время 09:58:40, 10:07:27, 16:26:17, 19:41:31, 19:46:45, 19:47:30, 19:52:27, 19:57:02, 20:08:02, 20:14:42, 20:14:49, 20:14:53, 20:14:57, 20:16:05, 20:16:13, 20:16:17, 20:16:19, 20:16:31, 20:16:33, 20:16:36, 20:16:38, 20:16:41, 20:16:43, 20:16:48,20:22:55;
отправка в РСА запроса на расчет КБМ (код 28), время 09:52:09, 09:58:44, 10:00:37, 10:07:31, 16:23:54, 16:26:21, 19:35:22, 19:41:35, 19:46:36, 19:46:49, 19:47:32, 19:47:44, 19:51:20, 19:52:32, 19:55:12, 19:57:05, 20:05:32, 20:08:06, 20:14:06, 20:16:52, 20:22:17, 20:23:00;
получение ответа от РСА на зачет КБМ (код 29), 09:52:17, 09:58:47, 10:00:37, 10:07:41, 16:23:57, 16:26:26, 19:35:28. 19:41:37, 19:46:37, 19:46:57, 19:47:37, 19:47:47, 19:51:27, 19:52:37, 19:55:18, 19:57:07, 20:05:37, 20:08:07, 20:14:09, 20:16:57, 20:22:19, 20:23:08;
вызов сервиса РСА для определения замещающего страховщика по ПТС (код 34), 09:58:57, 10:07:46, 16:23:57, 16:26:35, 19:41:48, 19:47:02, 19:47:57, 19:52:46, 19:57:19, 20:08:10, 20:17:05,20:23:15;
получение адреса сайта замещающего страховщика по ПТС для перенаправления страхователя (код 42), время 16:26:40, 19:41:51, 19:47:59, 19:52:48, 19:57:22, 20:08:12, 20:17:08, 20:23:18.
При этом из представленного Заявителем скриншота экрана персонального компьютера видно, что в 20:08 05.12.2017 с сайта Страховщика была получена ссылка в виде всплывающего окна «Оформление Е-ОСАГО на сайте ingos.ru невозможно. Вы будете перенаправлены на сайт РСА, на страницу гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде. Если Вы согласны на передачу данных об условиях договора в страховую компанию и РСА, поставьте отметку ниже - в этом случае ранее указанные в анкете данные, за исключением персональных, будут сохранены и переданы для Вашего удобства в страховую компанию».
Из представленной СПАО «Ингосстрах» информации следует, что сайт страховщика и его информационные системы на момент осуществления Заявителем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, функционировали, технические работы не проводились, работа сайта осуществлялась в штатном режиме, превышение лимита заключенных договоров ОСАГО не зафиксировано. При совершении направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа действий Заявителем на сайте Страховщика 05.12.2017, в момент расчета страховой премии, по причине разовой сервисной ошибки, возникшей на сайте Страховщика, произошло отображение диалогового окна на экране устройства Заявителя с предложением перейти на сайт РСА. Такие ошибки не влияют на работу сайта Страховщика и не документируются.
Вместе с тем представленная Страховщиком сеансовая информация свидетельствует о неоднократных попытках Заявителя заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на сайте Страховщика. Страховщиком не представлено документарного подтверждения совершения ошибочных действий со стороны Заявителя при заполнении заявления на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа на сайте Страховщика.
Таким образом, Страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование информационных систем на своем официальном сайте, тем самым не обеспечил возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа.
Информации и доказательств наличия событий, объективно препятствующих соблюдению требований страхового законодательства, Страховщиком не представлено.
Таким образом, СПАО «Ингосстрах» нарушен пункт 22 Указания № 4190-У в части соблюдения обязанности обеспечивать бесперебойность функционирования своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием № 4190-У.
С учетом изложенного, действие (бездействие) Страховщика, выразившееся в необеспечении бесперебойного функционирования официального сайта Страховщика, является нарушением требований пункта 22 Указания № 4190-У и, соответственно, нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона № 4015-1.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.1
КоАП РФ.
Протокол составлен на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, Указания Банка России от 27.02.2017 № 4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и приказа Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва от 27.12.2017 № ОДТ1-1340 «О наделении должностных лиц ГУ Банка России по Центральному федеральному округу полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях» главным юрисконсультом отдела административного производства 1 Юридического управления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва ФИО3.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд поясняет следующее.
Деятельность СПАО «Ингосстрах» (далее - Компания или Страховщик) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) предусмотрено, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) может быть составлен в виде электронного документа (далее - Е-ОСАГО) с учетом особенностей, установленных законодательством.
Порядок обмена информацией в электронной форме при осуществлении Е-ОСАГО регулируется положениями Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание ЦБ № 4190-У). Согласно п. 22 Указания ЦБ № 4190-У Страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с настоящим Указанием.
Требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ, установлены Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4191-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов" (далее - Указание ЦБ № 4191-У).
Указание № 4191 -У не регулирует вопросы пошаговой процедуры заключения договоров е-ОСАГО, а определяет общие требования по технологическим вопросам. Так п. 1 Указания № 4191 -У закрепляет, что не допускается суммарная длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки. То есть данная норма говорит не о сроке заключения договора Е-ОСАГО (который не может быть гарантирован страховщиком в принципе по независящим от него причинам, например, в случае отсутствия действий со стороны страхователя или неисправности системы АИС ОСАГО РСА), но о технических перерывах в работе сайта.
30 минут в смысле Указания № 4191-У отводятся именно на техническое прохождение через программу «надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора», которое в случае введения некорректных данных (по марке ТС, неидентификации клиента соответствующим кодом и т.п.) либо перерыва сессии страхователем (на стороне страхователя) будет отсутствовать (оферта на заключение договора Е-ОСАГО будет считаться ненаправленной).
В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках исполнения указанной нормы федерального закона у клиентов имеется возможность избрать в качестве своего контрагента страховщика, доступ к сайту которого обеспечивается через официальный сайт профессионального объединения страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как следует из представленных Страховщиком в Банк России документов, 05.12.2017 ФИО2, посредством заполнения соответствующих форм на персональной странице страхователя ОСАГО, размещенной на официальном сайте СПАО «Ингосстрах» в сети Интернет - www.ingos.ru, осуществлял действия, направленные на заключение договора Е-ОСАГО.
После авторизации в Личном кабинете ОСАГО ФИО2 было предложено заключить договор Е-ОСАГО согласно п. 7 Указания ЦБ № 4190-У. В процессе оформления договора на сайте Страховщика на экране устройства ФИО2 было отображено диалоговое окно с предложением перейти на сайт РСА для гарантированного заключения договора Е-ОСАГО с иным страховщиком - членом РСА. При этом ФИО2 мог отказаться от перехода на страницу «Гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде», размещенную на интернет-сайте РСА, путем закрытия страницы с диалоговым окном с предложением о переадресации и впоследствии продолжить оформление договора Е-ОСАГО на Сайте Страховщика с введением необходимых сведений на новой странице.
В момент обновлений Сайта Страховщика происходит множественное подключение новых сервисов и все возникающие ошибки как правило носят разовый характер, они устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют, поэтому и не документируются. После устранения сервисной ошибки, обновленный сайт Страховщика работает в штатном режиме.
Алгоритм заключения договора Е-ОСАГО в СПАО «Ингосстрах» построен таким образом, что система стремится на первоначальном этапе возникновения различных ошибок, в том числе на стороне клиента, преодолеть любой возникший технический сбой через повтор содержавшего сбой действия (например, самостоятельно, без вмешательства пользователя, осуществляет повторное действие по расчёту суммы страховой премии, либо предлагает повторно ввести данные, нажать кнопку и т.д.), но, при этом, она уже является готовой к реализации функционала по переходу в систему Е-Гарант (выбор замещающего страховщика), если корректная реализация процесса заключения договора не будет возможна после повторного выполнения алгоритма, сформировавшего на первом этапе нерасчётный результат его реализации.
На сайте СПАО «Ингосстрах» размещена инструкция по заключению договоров ОСАГО в виде электронного документа и указаны телефоны службы технической поддержки. Возникшие вопросы клиент также может направить по специальному адресу электронной почты, указанному на сайте Страховщика.
Таким образом, на работу Сайта Страховщика возникновение вышеуказанной сервисной ошибки не повлияло и в журнале учета бесперебойного функционирования сайта (БФС) не отобразилось. Сайт СПАО «Ингосстрах» в сети Интернет - https://www.ingos.ru/ru/ полностью функционировал, перерывов в работе сайта более 30 минут в сутки не имелось, т.е. бесперебойность его функционирования была обеспечена в соответствии с требованиями Указания Банка России от 14.11.2016 № 4191-У.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, указывают на тот факт, что СПАО «Ингосстрах» не имело намерения уклониться от заключения договора ОСАГО с ФИО2, договор Е-ОСАГО не был заключен в связи с чем, что последним не была завершена процедура оформления договора.
ФИО2 также имел возможность заключить договор ОСАГО со СПАО «Ингосстрах» на бумажном носителе (бланке строгой отчетности).
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Поскольку процедура заключения договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте СПАО «Ингосстрах» не была завершена, а также со стороны ФИО2 в СПАО «Ингосстрах» не поступало заявление и иные предусмотренные законом документы с целью заключении договора ОСАГО на бумажном носителе (бланке строгой отчетности), у Страховщика отсутствовали правовые основания для заключения с ФИО2 договора ОСАГО.
Сайт СПАО «Ингосстрах» www.ingos.ru технически готов к заключению договоров Е-ОСАГО в соответствии с Указанием № 4190-У и другими нормативно-правовыми актами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, все системы на сайте СПАО «Ингосстрах» работоспособны, что подтверждается, в частности, фактом заключения договоров Е-ОСАГО с другими страхователями в достаточном объеме.
СПАО «Ингосстрах» подтверждает готовность заключить договор ОСАГО с любым страхователем, предоставившим заявление о страхование и документы (сведения), соответствующие положениям законодательства об ОСАГО и иным федеральным законам Российской Федерации, а электронном виде или на бумажном носителе.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, указывают на тот факт, что СПАО «Ингосстрах» не имело намерения уклониться от заключения договора ОСАГО с ФИО2 , возможность заключения договора ОСАГО была представлена.
Кроме того, согласно Указанию ЦБ №4190-У, при осуществление страхователем действий, направленных на заключения договора ОСАГО в электронном виде, взаимодействуют сразу несколько электронных систем:
электронная система официального сайта страховщика,
автоматизированная информационная система обязательного страхования, созданная в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО,
электронная система технического устройства потенциального страхователя,
электронная система связи «Интернет»,
электронная система, обеспечивающая связь в сети интернет технического устройства потенциального страхователя (провайдер потенциального страхователя).
Договор ОСАГО не может быть заключен или отправлен потенциальному страхователю при сбое и технических неисправностей электронных систем (кроме электронной системы официального сайта страховщика) не зависящих от Страховщика.
Страховщик не несет ответственности за функционирование вышеперечисленных электронных систем, кроме электронной системы официального сайта страховщика.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие обстоятельств, к которым относят состав административного правонарушения.
Соответственно, объективной стороной данного административного правонарушения будут являться виновные (неправомерные) действия страховщика.
Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что доказательства наличия в действиях СПАО «Ингосстрах» события и состава административного правонарушения отсутствуют.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах полагаю, что в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В деле отсутствуют доказательства факта причинения действиями СПАО «Ингосстрах» какого-либо ущерба ФИО2
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащегося в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам и должностным лицам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом в силу п. 18.1 вышеуказанного постановления ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Кроме того, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий, поскольку основным критерием ее применения является отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, на защиту которых направлена та или иная статья (состав) Особенной части КоАП РФ.
Таким образом, совершенные СПАО «Ингосстрах» действия не представляют существенной угрозы для охраняемых общественных отношений, что свидетельствует о необходимости применения норм процессуального законодательства о малозначительности совершенного деяния. Доказательств пренебрежительного отношения Страховщика к исполнению своих публично-правовых обязанностей не представлено. Открытость СПАО «Ингосстрах во взаимодействии с Банком России, его стремление к соблюдению правопорядка не могут быть оставлены без внимания и судебной оценки.
Кроме того, в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, имеются достаточные основания для освобождения СПАО «Ингосстрах» от административной ответственности, руководствуясь ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ и действующим законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, указывают на тот факт, что СПАО «Ингосстрах» не имело намерения уклониться от заключения договора ОСАГО с ФИО2, последний имел возможность заключить договор на бумажном носителе (бланке строгой отчетности) либо связаться со службой поддержки для заключения договора в электронном виде.
Данные факты указывает на добровольное совершение СПАО «Ингосстрах» действий по недопущению в своей деятельности нарушений действующего законодательства и является смягчающим обстоятельством по настоящему административному делу.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствиях ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в удовлетворении заявления Центрального банка Российской Федерации о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 1.1, 1.5, 1.6, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1 ч. 3, 23.1, 24.1, 26.1, 26.2, 29.6, 29.7 КоАП РФ, и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Банка России о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд
Судья: | Ю.Л. Головачева |