ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-24648/16 от 16.05.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                             Дело № А40 - 24648/16-137-215   

17 мая 2016г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2016г.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2016г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Скворцовой Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маноконовым П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело

по иску ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (ИНН <***>, ОГРН <***>; 107078, <...>, СТР.1)

к обществу с ограниченной ответственностью «МОСКАБИНЕТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 121099, <...>)

о взыскании 40 239 588 руб.

при участии:

от истца – ФИО1 доверенность № 01-22-11377/15 от 16.09.2015,

от ответчика – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «МОСКАБИНЕТ» о взыскании субсидии в размере 40 239 588 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 327 991 руб. 24 коп.

Департамент труда и занятости населения города Москвы, предоставивший ООО «МосКабинет» субсидию из бюджета города Москвы, прекратил свою деятельность 04.12.2015 г.

В связи с произошедшей реорганизацией - прекращение деятельности юридического лица путем присоединения (дата внесении записи в ЕГРЮЛ - 04.12.2015) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является правопреемником Департамента труда и занятости населения города Москвы.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явился, отзыв на иск, в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представил.

Представитель истца не возражала против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156 АПК РФ  в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение истца, оценив представленные письменные доказательства, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, 05 декабря 2013 г. между Департаментом труда и занятости населения города Москвы (далее - Департамент) и Обществом с ограниченной ответственностью «МосКабинет» (далее - ООО «МосКабинет») был заключен Договор о предоставлении субсидии № 23-КВ-13 (далее - Договор).

Согласно Договору Департамент предоставляет ООО «МосКабинет» субсидию из бюджета города Москвы в размере не более 66 065 980 руб. 00 коп. для возмещения планируемых затрат Получателя в ходе реализации мероприятия по созданию 113 дополнительных рабочих мест, в том числе: 64 рабочих места для инвалидов (из них 10 надомных рабочих мест) и 49 рабочих мест для молодежи, в том числе 43 рабочих места из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, ищущих работу впервые, 6 рабочих мест для молодежи из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет, ищущих работу впервые, в рамках расширения существующей деятельности ресторана, находящегося по адресу: <...>, создания нового ресторана по адресу: <...>, и оказания дополнительных услуг по доставке еды на дом и в офис, и гарантированному трудоустройству на указанные рабочие места в течение действия Договора 113 человек, в том числе: 64 человек из числа инвалидов (из них 10 на надомных рабочих местах), 49 человек из числа молодежи, в том числе 43 из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, ищущих работу впервые, и 6 человек из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет, ищущих работу впервые), (далее - Мероприятие).

В соответствии с п.2.6. Договора, субсидия предоставляется при условии вложения Получателем собственных средств на реализацию мероприятий в размере не менее 33 550 000 руб. 00 коп., в соответствии со сметой затрат за счет собственных средств (приложение 2).

Согласно пункту 2.2 Договора, создание 113 рабочих мест должно осуществиться: 10 рабочих мест для инвалидов на дому и 103 -непосредственно у Получателя по адресам: <...> д.П; <...>. При этом Ответчик, как получатель субсидии, обязуется обеспечить эксплуатацию указанных рабочих мест в соответствии с требованиями действующего законодательства и сохранение их количества в течение всего срока действия Договора.

На основании п.2.5. Договора перечисление субсидии осуществляется потраншево:

1-й транш в размере 40 239 588 руб. 00 коп., перечисляется в IV квартале 2013 года.

2-ой транш в размере 26 826 392 руб. 00 коп. -перечисляется в 1 квартале 2014 г. после представления финансового отчета о расходовании бюджетных и собственных средств Получателя в соответствии с Графиком оплаты и поставки оборудования, вспомогательных материалов, оснастки, сырья и материалов по договорам поставки.

10 декабря 2013 г. Истцом на счет Ответчика был перечислен первый транш в размере 40 239 588 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением № 1364.

21 марта 2014 г. Департаментом труда и занятости населения города Москвы была осуществлена проверка выполнения ООО «МосКабинет» условий Договора и установлено следующее (Акт проверки). Бюджетные средства (первый транш субсидии) израсходованы в полном объеме. Собственные средства израсходованы в полном объеме. По адресу создания рабочих мест: <...> оборудование за счет бюджетных средств не поставлено; оборудование, приобретенное за счет собственных средств, поставлено по п.1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.5., 1.6.; документы, подтверждающие установку, монтаж и наладку оборудования не представлены. По адресу создания рабочих мест: <...> организация (ООО «МосКабинет») отсутствует. По просьбе генерального директора ООО «МосКабинет» ФИО2 Комиссия посетила помещение по адресу: <...>, где предполагается создать рабочие места ранее запланированные по адресу: <...>. Однако указанное помещение не отремонтировано.

10 июня 2014 г. Департаментом труда и занятости населения города Москвы была осуществлена проверка выполнения ООО «МосКабинет» условий Договора и установлено следующее (Акт проверки). Оборудование не поставлено. По адресу <...> находится ресторан «Виноград»; представители ООО «МосКабинет» отсутствуют. Состояние помещения с предыдущей проверки 21 марта 2014 г. не изменилось: подвальное помещение требует капитального ремонта.

Таким образом, рабочие места не созданы.

На заседании Комиссии 19.06.2014 было принято решение об отказе в перечислении 2-го транша субсидии.

15 августа 2014 г. в адрес ООО «МосКабинет» направлена претензия № 91-15-2454/4 о возврате субсидии в бюджет города в досудебном порядке.

22 января 2015 г. Департаментом была проведена проверка создания рабочих мест по адресу: <...> и выявлено, что указанные помещения закрыты, проверить наличие оборудования не представляется возможным, сотрудники, трудоустроенные в соответствии с Договором, отсутствуют; организация ООО «МосКабинет» и ее представители отсутствуют. По адресу создания рабочих мест: <...> д.З, стр.4 организация (ООО «МосКабинет») отсутствует; представители Комиссии на территорию допущены не были.

На основании акта проверки от 22.01.2015 составлен акт о нарушении условий и требований, установленных при предоставлении субсидии от 27.01.2015. Согласно указанному акту обязательства, предусмотренные п.п. 1.1., 2.1., 2.2, 2.3. Договора в части создания рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов и молодежи не соблюдены. Генеральному директору ООО «МосКабинет» предписано устранить допущенные нарушения в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного акта.

19 января 2015 г. Департаментом издан приказ № 31 «О возврате в бюджет города Москвы субсидии, предоставленной ООО «МосКабинет» согласно договору от 05.12.2013 № 23-КВ-13».

В связи с нарушением обязательств по договору, а именно пунктов 1.1., 2.1., 2.2., 2.3., и в целях досудебного урегулирования вопроса возврата субсидий Департаментом в адрес ООО «МосКабинет» были направлены требования от 23 января 2015 г. № 91-15-148/5 и № 91-15-149/5 о возврате в бюджет города Москвы субсидии, предоставленной по договору о предоставлении субсидии, в размере 40 239 588 руб. 00 коп. Указанные денежные средства было предложено вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. В указанный срок средства не были перечислены.

В соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.2.2. Договора Департамент осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных в форме субсидии.

Порядок возврата субсидии, в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии, регулируется ст.4 Договора о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Москвы № 236-ПП от 31 мая 2011г. утвержден Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком основанием для предоставления субсидии является договор, заключаемый между Департаментов и получателем субсидии.

Таким образом, к правоотношению по предоставлению субсидии и выполнению согласованных сторонами по такому договору условий ее использования, применяются не только нормы бюджетного законодательства, но и нормы гражданского законодательства, в том числе об обязательствах, об ответственности стороны по договору в случае, если сторона не выполняет принятые на себя обязательства.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Из материалов дела не усматривается несогласия ответчика с заявленными требованиями в части существа правоотношений. Доводов в обоснование своей правовой позиции о непризнании исковых требований ответчиком не представлено.

Согласно части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В соответствии со статьями 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В разъяснение указанной нормы права Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 6 марта 2012 г. № 12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.

Таким образом, ответчик, которому суд разъяснил риск наступления неблагоприятных последствий в случае непредставления отзыва и доказательств в подтверждение своих возражений по каждому доводу заявителя, не оспорил и опроверг факты, указанные истцом в обоснование своих требований.

Поскольку ответчик не представил доказательства целевого использования предоставленных ему бюджетных средств, требование о взыскании 40 239 588 руб. подлежит удовлетворению.

Истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 327 991 руб. 24 коп. за период с 14 февраля 2015 г. по 05 февраля 2016.

Суд считает, что расчет процентов соответствует представленным доказательствам, установленному порядку расчетов.

Доказательств возврата денежных средств либо других существенно обоснованных причин не возврата суммы ответчиком не представлено, в связи с чем, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расчет истца ответчиком по существу не оспорен, судом проверен, арифметически и методологически выполнен верно.

Следовательно, требования истца в части взыскания процентов являются правомерными и обоснованными.

Расходы по госпошлине взыскиваются с ответчика в соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями ст. 110, 123, 156, 167-182 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МОСКАБИНЕТ» в пользу ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 40 239 588 (сорок миллионов двести тридцать девять тысяч пятьсот восемьдесят восемь) руб. - субсидии, 4 327 991 (четыре миллиона триста двадцать семь тысяч девятьсот девяносто один) руб. 24 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МОСКАБИНЕТ» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 000 (двести тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Е.А.Скворцова