ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-247312/16-147-2187
26 октября 2017 г.
Резолютивная часть решения оглашена 25.10.2017 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26.10.2017 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Н.В. Дейна
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Деминой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651, дата регистрации 08.11.2011, адрес 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 8)
к ООО «Селенгинский завод железобетонных изделий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 07.03.2003, адрес 123290, <...>, комн. 132Л)
о взыскании
с участием
от заявителя – неявка (уведомлен)
от ответчика – ФИО1 (паспорт, доверенность от 17.01.2017 г.)
суд
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «Селенгинский завод железобетонных изделий» о взыскании денежных средств на основании п. 2.1.5 Договора от 29.08.14 № 32 4 657 577, 86 руб., полученных в результате субсидирования Истцом заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017г. производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017г. определение арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.06.2017г. определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017г. отменены, дело направлено на рассмотрение по существу в Арбитражный суд г. Москвы.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствии представителя истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 29 августа 2014 года между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия был заключен договор №32 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров на основе конкурсного отбора (далее - Договор).
В соответствии с Договором Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство), являясь главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013г. №151 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» (далее - Программа) предоставило Обществу с ограниченной ответственностью «Селенгинский завод железобетонных изделий» (далее - ООО «Селенгинский завод ЖБИ») субсидию на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования для реализации предпринимательских проектов: «Выпуск новых видов продукции для жилищного строительства серии КУБ-2,5» и «Диверсификация производства путем освоения новых видов продукции» в размере 4 657 577, 86 (четыре миллиона шестьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот семьдесят семь рублей) 86 копеек.
Основанием для предоставления субсидии Ответчику явилось решение Уполномоченного лица Министерства от 30.07.2014 года, о чем свидетельствует резолюция, наложенная на заключением по итогам заседания Комиссии при Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание государственной поддержки от 30.07.2014 года.
Порядок получения субсидии регламентирован постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года №249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (далее -Порядок).
Договором предусмотрено, что получатель обязуется:
-выполнить проект на условиях и в сроки, установленные проектом (подпункт 2.2.1.);
-обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении №1, являющемся неотъемлемой частью договора (подпункт 2.2.2.);
-ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчет о достижении плановых значений показателей согласно приложению №2, являющийся неотъемлемой частью договора (подпункт 2.2.8);
-известить Министерство обо всех изменениях в платежных и почтовых реквизитах в течение 5 (пяти) рабочих дней (подпункт 2.2.5.);
-организовать в установленные Министерством сроки посещение предприятия представителями органов государственной власти Республики Бурятия (пункт 2.2.6.).
Подпунктом 2.1.3. пункта 2.1. договора предусмотрено, что Министерство совместно с органами финансового контроля осуществляет контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом, в пределах, установленных законодательством, не вмешиваясь в ход осуществления получателем хозяйственной деятельности, а также проводит проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий и иной информации о финансово-хозяйственной деятельности получателя субсидии.
В случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по договору о предоставлении субсидии и (или) нарушении условий предоставления субсидии, вправе требовать возврат суммы субсидии в порядке, установленном договором и нормами действующего законодательства (пункт 2.1.5.).
Министерство платежным поручением от 10.11.2014 года № 560972 на счет Ответчика перечислило субсидию в размере 4 657 577, 86 (четыре миллиона шестьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот семьдесят семь рублей) 86 копеек.
В нарушение пункта 2.2.8. Ответчиком представлен отчет о достижении плановых значений показателей за 2015 год, согласно приложению №2, являющийся неотъемлемой частью договора с нарушением установленных сроков (не 30 мая 2016 года, а только 04 октября 2016 года).
В соответствии с представленным выше отчетом в нарушение пункта 2.2.2. Договора, Ответчик не обеспечил выполнение следующих показателей:
По проекту №1 «Диверсификация производства путем освоения новых видов продукции»:
-созданные рабочие места: по плану - 19, фактически - 17;
-средняя заработная плата по организации, руб.: по плану - 17 474, фактически - 16 700.
По проекту №2 «Выпуск новых видов продукции для жилищного строительства серии КУБ-2,5»:
-налоговые и неналоговые платежи, тыс. руб.: по плану - 4 926,5, фактически - 4 797,7;
-средняя заработная плата по организации, руб.: по плану - 19 132, фактически - 16 700.
В нарушение подпункта 2.2.5. Ответчик в очередной раз не известил Министерство об изменениях в платежных и почтовых реквизитах. Так, 23.03.2015 года ООО «Селенгинский завод ЖБИ» сменил юридический адрес на <...>. Уведомления в Министерство об указанном факте не поступало. В настоящее время Ответчик 30.12.2015 года сменил адрес на <...>, без уведомления Министерства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления субсидий настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 № 151(далее Программа), и определяет механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования на основе конкурсного отбора.
Целью программы является повышение темпов и обеспечение устойчивого развития промышленности, торговли, общественного питания, бытовых услуг, малого и среднего предпринимательства и роста их конкурентоспособности.
Одной из задач - «Развитие малого и среднего предпринимательства как основного фактора обеспечения занятости и повышения реального уровня благосостояния населения».
Одним из критериев предоставления указанной государственной поддержки является регистрация и осуществление своей хозяйственной деятельности на территории Республики Бурятия (пункт 4.1.1. Порядка).
Указанная программа выделяет приоритеты государственной политики которым также является развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которого в экономику республики с каждым годом становится более весомым. Увеличение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике республики (раздел 1 абз. 11).
В связи с указанными выше обстоятельствами, Министерство лишено возможности осуществлять полномочия предусмотренные договором и Порядком, в частности не может:
-осуществить контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий;
-определить целевое и эффективное расходование бюджетных средств (фактическое наличие оборудования и показателей реализации проекта);
-совместно с органами финансового контроля осуществлять контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом, в пределах, установленных законодательством, не вмешиваясь в ход осуществления получателем хозяйственной деятельности, а также проводить проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий и иной информации о финансово-хозяйственной деятельности получателя субсидии;
-направить запрос о выполнении условий реализации проекта; организовать посещение предприятия представителями органов государственной власти Республики Бурятия.
Смена адреса организации, получающей субсидии не только влияет на выполнение договорных обязательств и положений государственной программы, а также концепции промышленной политики. Одной из задач которой в Республике Бурятия является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с целью стабильного и инновационного развития промышленности, решение на этой основе задач и обеспечение экономического роста Республики Бурятия (пункт 3.1. Постановления Правительства Республики Бурятия от 06.12.2012 №742 «О концепции промышленной политики Республики Бурятия на период 2013-2017 годов и до 2025 года»).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным w правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик не выполнил условия, предусмотренные договором о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров на основе конкурсного отбора от 29.08.2014 года, а именно не обеспечил выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении №1 к договору, не проинформировал Министерство об обстоятельствах, указанных выше, которые могут поставить под угрозу исполнение обязательств (повлиять на исполнение получателем субсидии своих обязательств) по договору.
Приведены ответчиком доводы о том, что были предоставлены истцу недостоверные сведения, направлялась информация с другими данными. Сведения в части оплаты налоговых платежей и размера зарплаты соответствуют требованиям и условиям предоставленной субсидии.
Суд, проанализировал письмо ответчика, представленные ответчиком доказательства, считает, что они не опровергают выводы изложенные в исковом заявлении.
Представление письма и платежных поручений об оплате налогов без сведений из контрольных органов, а именно налоговой инспекции, пенсионного фонда, не свидетельствуют об отсутствии выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 170, 176, 180, 181 АПК РФ, ст. ст. 309, 310 ГК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО «Селегинский завод железобетонных изделий» в пользу Министерства промышленности и торговли Республика Бурятия на основании п. 2.1.5 Договора от 29.08.14 № 32 4 657 577, 86 руб., полученных в результате субсидирования.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.
СУДЬЯ Н.В. Дейна