ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-247672/15 от 29.04.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва                                               Дело № А40-247672/15-60-2038

29 апреля 2016 года

Арбитражный суд в составе: председательствующего Буниной О.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело по иску Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие» (ОГРН 1027402816671; ИНН 7450003519; 454133, Челябинская обл., г. Челябинск, пос. Аэропорт; дата регистрации: 13.08.1996г.) к Аппарату Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (ОГРН 1037739718290; ИНН 7707125455; 103426, Москва, ул. Б. Дмитровка, 26; дата регистрации: 14.01.1997г.) о взыскании 45.000руб.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» обратилось в суд с иском о взыскании с Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации о взыскании 45.000руб. –в качестве возмещения затрат истца по обслуживанию в ЗОД членов Совета Федерации, в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.

Определением от 25.12.2015г. исковое заявление было принято к производству суда с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства. В соответствии со ст.228 АПК РФ судом установлены сроки представления сторонами в суд и друг другу доказательств и документов.

В соответствии с частью 1 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Истцу и ответчику направлены копии определения о принятии заявления с указанием кода доступа к материалам данного дела, размещенным на сайте суда.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Кодекса). При этом с учетом положений части 1 статьи 121 Кодекса лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем, исходя из положений части 5 статьи 228 АПК РФ, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Копии определения суда от 25.12.2015г. направлены сторонам в соответствии с нормами ст.122 АПК РФ.

Определение суда от 25.12.2015г. также размещено в сети «Интернет».

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.

Заявлений либо ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, сторонами в установленные судом сроки в суд не подано.

Таким образом, препятствия для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства по существу отсутствуют.

В обоснование иска истец сослался на уклонение ответчика от возмещения понесенных истцом затрат на оказание услуг зала официальных делегаций.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое, пояснил, что органами исполнительной власти РФ решений об открытии Зала официальных лиц и делегация в аэропорту «Челябинск» не принималось, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Истец в обоснование исковых требований ссылается на предоставление ответчику в январе и феврале 2014 года членам Совета Федерации Российской Федерации, указанным в исковом заявлении, услуг зала официальных делегаций, в подтверждение чего истцом представлены: счет на оплату от 31.01.2014г. № 174, счет-фактуру от 31.01.2014г. № 358, акт приемки-сдачи выполненных работ от 31.01.2014г. № 00000000461, список членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, обслуживавшихся в зале официальных делегаций ОАО «Челябинское авиапредприятие» за январь 2014 года, счет на оплату от 28.02.2014г. № 381, счет-фактуру от 28.02.2014г. № 848, акт приемки-сдачи выполненных работ от 28.02.2014г. №00000001269, список членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, обслуживавшихся в зале официальных делегаций ОАО «Челябинское авиапредприятие» в феврале 2014 года, а также прейскурант, утвержденный приказом генерального директора, об установлении стоимости пользования залом официальных делегаций ОАО «Челябинское авиапредприятие».

 Согласно норм п.5 ст.32 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ  "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов с последующим возмещением соответствующим организациям стоимости оказанных услуг за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.

Нормами ст.35 указанного Закона установлено, что расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, за исключением расходов, установленных в соответствии с частью третьей статьи 27 настоящего Федерального закона, осуществляются за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации, Государственной Думой на счета соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций. При этом расходы, связанные с материальным обеспечением члена Совета Федерации в субъекте Российской Федерации, а также расходы, связанные с материальным обеспечением депутата Государственной Думы на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляются законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации и Государственной Думой на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истец обращался к ответчику за возмещением спорных расходов, представляя соответствующие документы, указанное подтверждено ответчиком в отзыве на иск, с которым также представлены письма в ответ на обращения истца.

В подтверждение указанных обстоятельств истцом были представлены в материалы дела соответствующие письма (обращения), а также документы, необходимые, по его мнению, для подтверждения понесенных расходов, подлежащих возмещению.

При этом, как указывает истец, из представленных в материалы дела доказательств следует, что отказ Управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в возмещении спорных расходов связан с отсутствием согласования истцом открытия зала официальных лиц и делегаций с органами государственной власти, а не с обстоятельствами выбора ненадлежащего ответчику при обращении истца к Управлению за возмещением этих расходов.

В то же время, не устанавливая указанных существенных обстоятельств, ответчик сделал вывод об отсутствии у истца права на возмещение спорных расходов, понесенных в связи с оказанием льготных услуг, поскольку истцом не представлены документы о согласовании создания залов официальных лиц и делегаций с соответствующими органами государственной власти в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 12.03.1996 № 371 и постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1996 № 1116, регулирующими вопросы работы залов официальных лиц и делегаций, в связи с чем, по мнению ответчика, истец не доказал сам факт причинения ему убытков, в чем они выразились и их состав.

Однако, установленные Указом Президента Российской Федерации от 12.03.1996 № 371 и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1996 № 1116 требования о согласовании создания залов официальных лиц и делегаций с соответствующими органами государственной власти предусмотрены для залов официальных лиц и делегаций, организованных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

Как следует из материалов дела, в организации истца (аэропорт города Челябинска) зал официальных лиц и делегаций открыт на внутренних авиалиниях и организован в соответствии с действующим Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16.02.1990 № 30 «Об утверждении и введении в действие Положения о зале официальных делегаций».

Кроме того, легитимность открытия и функционирования зала официальных лиц и делегаций подтверждена сертификатом соответствия №ФАВТ А.02.00623 от 01.02.2007.

Законодательный запрет на учреждение таких залов вне пределов пунктов пропуска через государственную границу не установлен.

В силу п. п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрена обязанность стороны доказывать обстоятельства своих требований или возражений.

С учетом изложенного, а также с учетом даты предоставления спорных услуг ФИО1 01.02.2014г. и 04.02.2014г., доводы ответчика против удовлетворения исковых требований судом во внимании не принимаются.

На основании изложенного исковые требования в размере 45.000 руб. истцом обоснованы, доказаны и подлежат удовлетворению в указанном размере.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 8, 12, 307, 309, 310, 314 ГК РФ, и руководствуясь ст. 2, 4, 65, 71, 101-103, 110, 112, 121, 122, 123, 156, 167-171, 228, 229 АПК РФ, суд 

РЕШИЛ:

Взыскать с Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (ОГРН 1037739718290; ИНН 7707125455; 103426, Москва, ул. Б. Дмитровка, 26; дата регистрации: 14.01.1997г.) в пользу Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие» (ОГРН 1027402816671; ИНН 7450003519; 454133, Челябинская обл., г. Челябинск, пос. Аэропорт; дата регистрации: 13.08.1996г.) 45.000 (сорок пять тысяч) рублей убытков, а также 2.000 (две тысячи) рублей судебных расходов по госпошлине.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                               Бунина О.П.