ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-249376/18-122-2750 от 20.12.2018 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

20 декабря 2018 года                                                            Дело № А40- 376/18 -122-2750

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Арбитражного управляющего ФИО1

к Росреестру

третье лицо: Ассоциация «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих»

о признании незаконным предписания Росреестра от 03.09.2018 г. №07-08909-МС/18

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Арбитражный управляющий ФИО1 обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании недействительным Предписания от 03.09.2018 г. №07-08909-МС/18.

Заявитель, ответчик, трете лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как указывает Заявитель, ФИО1 (ФИО1) осуществляет деятельность арбитражного управляющего.

В Ассоциацию «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (Ассоциация) от ФИО1 поступило заявление на вступление в члены Ассоциации от 10.05.2018 (зарегистрировано в журнале регистрации входящей документации (2018 год) 11.05.2018 за№ 3038/02-18).

Решением заседания Совета Ассоциации от 13.06.2018 ФИО1 принят в члены Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (протокол № 282).

При обращении Ассоциации в Росреестр для внесения сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих о включении арбитражного управляющего ФИО1 в состав Ассоциации, Росреестром неоднократно было отказано Ассоциации во внесении таких сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих (письма Росреестра от 13.07.2018 № 07-05311/18, 26.07.2018 № 07-05649/18).

Исходя из позиции Росреестра решением Совета Ассоциации «КМ СРО АУ «Единство» от 08.06.2018 №17/18 утверждена рекомендация дисциплинарного комитета об исключении из числа членов Ассоциации «КМ СРО АУ «Единство» и прекращении членства ФИО1 за нарушения требований Федерального закона о несостоятельности банкротстве, условий членства в Ассоциации «КМ СРО АУ «Единство», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, а также внутренних документов, неустраненные в установленный саморегулируемой организацией срок и носящие неустранимый характер. Ассоциацией «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» принято решение о принятии в члены Ассоциации арбитражного управляющего ФИО1. ранее исключенного из членов Ассоциации «КМ СРО АУ «Единство» в связи с нарушением условий членства и требований Федерального закона банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер. В нарушение пункта 7 статьи 20 Федерального закона о банкротстве коллегиальным органом управления Ассоциации (Советом Ассоциации) 13.06.2018 принято решение о приеме в члены Ассоциации ФИО1. лица несоответствующего требованиям, установленным условиям членства саморегулируемой организации.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии вынесла предписание от 03.09.2018 № 07-08909-МС/18 в котором указала, что в ходе проверки деятельности Ассоциации установлены нарушения требований пунктов 5 и 7 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части принятия решения о приеме арбитражного управляющего ФИО1 в состав членов Ассоциации и своевременного непринятия мер по его исключению.

Предписанием от 03.09.2018 № 07-08909-МС/18 Ассоциации предписано устранить нарушение пункта 5 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении арбитражного управляющего ФИО1; принять меры по соблюдению в дальнейшей деятельности требований пункта 7 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части принятия решения о соответствии лица требованиям, установленным условиям членства в саморегулируемой организации, при приеме в члены Ассоциации

Считая указанное предписание незаконным, Заявитель просит признать его недействительным.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, а также ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сводного государственного реестра арбитражных управляющих, имеющего информационный характер (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подпункты 5.1.7, 5.1.9 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (статья 23.1 Федерального закона о банкротстве).

В случае выявления в ходе проверки нарушения требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации (за исключением нарушения требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 Федерального закона о банкротстве) орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих предписание об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, продолжительность которого не может быть менее чем два месяца с даты вынесения этого предписания.

29.08.2018 на основании приказа Росреестра от 21.08.2018 № П/0350 проведена внеплановая выездная проверка Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (ОГРН <***>), предметом которой являлось соблюдение Ассоциацией МСОПАУ требований пунктов 5 и 7 статьи 20 Федерального закона о банкротстве в части законности принятия в состав своих членов ФИО1

По результатам проверки Ассоциации МСОПАУ выдано предписание от 03.09.2018 № 08909-МС/18 (далее также - Предписание) об устранении нарушения пункта 5 статьи 20 Федерального закона о банкротстве в отношении арбитражного управляющего ФИО1

Основанием для направления Предписание послужили следующие обстоятельства.

В силу статьи 20 Федерального закона о банкротстве арбитражным управляющим является гражданин Российской Федерации, являющийся членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и соответствующий установленным пунктами 2-4 указанной статьи Федерального закона о банкротстве обязательным условиям членства в саморегулируемой организации. При этом член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия (пункты 1—5 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 20 Федерального закона о банкротстве факт исключения арбитражного управляющего из состава членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер, является препятствием для вступления в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих в течение трех лет с даты возникновения такого факта.

В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных определенным саморегулируемой организацией перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены (пункт 7 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона о банкротстве (пункт 8 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа (пункт 10 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана представить в орган по контролю (надзору) информацию о лицах, принятых в члены саморегулируемой организации, а также о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения членства в течение четырнадцати рабочих дней (пункт 3 статьи 22.1 Федерального закона о банкротстве).

В ходе внеплановой проверки Ассоциации МСОПАУ установлено, что ФИО1 исключен из состава членов «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство» (ОГРН <***>)за нарушения требований Федерального закона о банкротстве, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, а также внутренних документов Ассоциации «Единство», не устраненные в установленный саморегулируемой организацией срок и носящие неустранимый характер (протокол заседания Совета от 08.06.2018 № 17/18).

На основании письма Ассоциации «Единство» от 22.06.2018 № 180622-10 сведения об ФИО1 исключены Росреестром из сводного государственного реестра арбитражных управляющих 03.07.2018.

05.07.2018 в Росреестр поступило письмо Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», в котором Ассоциация МСОПАУ уведомляла о включении в состав своих членов ФИО1 для внесения соответствующих сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих (письмо Ассоциации МСОПАУ от 02.07.2018 № АК 3197/01-18).

К письму Ассоциации МСОПАУ от 02.07.2018 № АК 3197/01-18 кроме прочих были приложены копии: заявления ФИО1 от 10.05.2018, зарегистрированное в Ассоциации МСОПАУ 11.05.2018 о его желании вступить в члены Ассоциации МСОПАУ; выписки из протокола заседания Совета Ассоциации МСОПАУ от 13.06.2018 № 282 о приеме в члены Ассоциации МСОПАУ ФИО1

Решение Совета Ассоциации МСОПАУ от 13.06.2018 принято в нарушении требований пунктов 1 и 7 статьи 20 Федерального закона о банкротстве, поскольку Ассоциация МСОПАУ не учла, что на момент подачи ФИО1 заявления о приеме его в состав членов Ассоциации МСОПАУ, он являлся членом другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также не приняла во внимание основания исключения ФИО1 из Ассоциации «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство», по которым он на три года лишается права быть арбитражным управляющим по основаниям, указанным в абзаце седьмом пункта 2 статьи 20 Федерального закона о банкротстве.

Росреестр своими письмами от 13.07.2018 № 07-05311/18 и от 26.07.2018 № 07-05649/18 сообщал Ассоциации МСОПАУ о невозможности внесения сведений о членстве ФИО1 в ее составе в связи с его исключением из Ассоциации «Единство» за нарушения требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, неустраненные в установленный срок или носящие неустранимый характер.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Ассоциация МСОПАУ приняла в состав своих членов ФИО1, не соответствующего установленным пунктом 2 статьи 20 Федерального закона о банкротстве обязательным условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а после установления его несоответствия указанным требованиям не приняла своевременные меры по исключению его из состава членов Ассоциации МСОПАУ, что является нарушением пунктов 5 и 7 статьи 20 Федерального закона о банкротстве.

Учитывая изложенное, предписание Росреестра от 03.09.2018 № 08909-МС/18 является законным, направленным на устранение выявленных в деятельности Ассоциации МСОПАУ нарушений Федерального закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20.4 Федерального закона о банкротстве в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с нарушением им условий членства в саморегулируемой организации, требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства саморегулируемой организации не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления.

Решение об исключении арбитражного управляющего ФИО1 из саморегулируемой организации в связи с нарушением им требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации принято 08.06.2018 Ассоциацией «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство».

ФИО1 был утвержден в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства в рамках дел № А72-9501/2012, № А55-59/2015, № А62-7621/2014, № А55-31158/2016 решениями арбитражных судов от 26.04.2016, 26.05.2015, 10.07.2015 и 31.01.2017 соответственно, т.е. до принятия решения о включении его в состав членов Ассоциации МСОПАУ.

Следовательно, негативные последствия в виде отстранения ФИО1 от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в процедурах банкротства наступят при подаче Ассоциацией «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство» соответствующих ходатайств в арбитражные суды, в производстве которых находятся такие дела о банкротстве.

Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом (пункт 12 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

Исполнение предписания Росреестра от 03.09.2018 № 08909-МС/18, выданное Ассоциации МСОПАУ, не нарушает права ФИО1 поскольку с даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2-4 статьи 20 Федерального закона о банкротстве, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве (абзац третий пункта 5 статьи 20 Федерального закона о банкротстве).

Таким образом, предписание Росреестра от 03.09.2018 № 08909-МС/18 выдано Ассоциации МСОПАУ законно, отмене или приостановлению не подлежит.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого  предписания  антимонопольного органа и нарушении прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.

В данном случае судом установлено полное соответствие оспариваемого предписания закону.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемые заявителем предписания приняты в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Арбитражного управляющего ФИО1 отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                           Н.Е. Девицкая