ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2504/19-120-37 от 29.07.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                               Дело № А40-2504/19-120-37

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2019 года      

Арбитражный суд г. Москвы в составе

судьи Блинниковой И.А. 

протокол ведет секретарь судебного заседания  Фаткулин Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

заявитель: ООО «Коммерческие Маршрутные Перевозки»

ответчик: ООО «РТС-Тендер»

третье лицо: Администрация города Чебоксары в лице Управления ЖКХ, Энергетики, транспорта и связи Администрации города Чебоксары Чувашской Республики; ИП ФИО1

 о признании незаконными действия, выразившееся в возобновлении 03.12.2018 г. проведения электронного аукциона №0815300003218000604 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №54 по регулируемым тарифам и формировании и опубликовании протокола проведения электронного аукциона от 29.12.2018 г.;

с участием:

от истца:   ФИО2 по доверенности от 12.03.2019г.

от ответчика:   ФИО3 по доверенности от 13.09.2018г. №18-94

от третьего лица:  не явился, извещен

                                                              УСТАНОВИЛ:       

 ООО «Коммерческие Маршрутные Перевозки» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к  ООО «РТС-Тендер» о признании незаконными действий, выразившихся в возобновлении 03.12.2018 г. проведения электронного аукциона №0815300003218000604 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №54 по регулируемым тарифам и формировании и опубликовании протокола проведения электронного аукциона от 29.12.2018 г.

Истец требование поддерживает.

Ответчик представил отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащем образом о времени и месте его проведения. 

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованными и удовлетворению не подлежащими исходя из следующего.

Как следует из заявления, Администрация города Чебоксары в лице Управления ЖКХ, Энергетики, транспорта и связи Администрации города Чебоксары Чувашской Республики проводит электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №54 по регулируемым тарифам (Номер извещения:0815300003218000604) электронный адрес: https://www.rts-tender.ru/auctionsearch/ctl/procDetail/mid/691/number/0815300003218000604/etpName/fks.

02          декабря 2018 года Ответчик сформировал и опубликовал протокол проведения электронного аукциона № 0815300003218000604 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №54 по регулируемым тарифам.

Согласно указанному протоколу в электронном аукционе победил участник №1 с предложенной ценой в размере 8 226 362,00 рублей.

Указанное предложение было сделано в установленном порядке ООО «КМП».

Таким образом, в электронном аукционе № 0815300003218000604 победителем является Заявитель.

03 декабря 2018 года в 11 часов 20 минут Ответчик незаконно уведомил о переносе электронного аукциона № 0815300003218000604.

03 декабря 2018 года Ответчик незаконно возобновил проведение электронного аукциона № 0815300003218000604.

Ответчик сформировал и опубликовал протокол проведения электронного аукциона и протокол подведения итогов электронного аукциона от 29 декабря 2018 года, согласно которым победителем электронного аукциона признан участник под номером 13 ИП ФИО1.

Истец считает, что действия ООО «РТС-Тендер» в указанной части являются незаконными.

Указанные обстоятельства послужили основанием, для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В силу ч. 4 ст. 68 Закона электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст. 68 Закона.

Согласно ч. 11 ст. 68 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Таким образом, в течение 10 минут от начала проведения, аукциона каждый его участник вправе подать ценовое предложение о снижении цены контракта, такое ценовое предложение именуется ценовым предложением "с учетом шага аукциона", при этом после каждого такого ценового предложения время проведения аукциона автоматически продляется на 10 минут. Время, в течение которого участники могут подавать ценовые предложения, с учетом шага аукциона, именуется "основным временем аукциона".

Согласно ч. 12 ст. 68 Закона о контрактной системе, в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 статьи 68 Закона о контрактной системе электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее минимальное о цене контракта. При этом такое предложение подается независимо от "шага аукциона", с учетом следующих ограничений:

- участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

- участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Таким образом, в течение 10 минут с момента окончания основного времени аукциона идет "дополнительное время аукциона", в течении которого участники вправе подавать ценовые предложения "без учета шага аукциона" в борьбе за 2 место в аукционе.

В соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта.

В исковом заявлении Истец, ссылаясь на ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе, утверждает, что у Оператора отсутствовали правовые основания для переноса торгов, проводимых 02.12.2018, на 03.12.2018; у Оператора отсутствовали правовые основания для отмены протокола проведения электронного аукциона от 02.12.2018 № 0815300003218000604-2, согласно которому Истец является победителем Аукциона, просит признать незаконными действия Ответчика.

В единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — 29.06.2018 было размещено Извещение о проведении Аукциона (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена договора — 800,00 руб. Размер обеспечения заявки - 8,00 руб.

Извещением установлена дата и время окончания подачи заявок - 17.07.2018 09:00 (МСК).

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном от 17.07.2018 № 0815300003218000604 на участие в Аукционе было подано 16 заявок, всех  участников  были  признаны  соответствующими  требованиям,  установленными документацией. В соответствии с Извещением, дата проведения Аукциона в электронной форме - 20.07.2018 11:15.

Суд отмечает, что Аукционы, предметом которых является заключение муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, длятся продолжительный период времени.

В ходе проведения Аукциона 02.12.2018 у некоторых пользователей доступ к ресурсам площадки мог быть ограничен или полностью отсутствовал, в связи с чем у участников могла отсутствовать техническая возможность для подачи очередного ценового предложения. При анализе обращений 02.12.2018 участников на горячую линию Оператора, в онлайн режиме Оператором предпринимались попытки по устранению возникших у участников технических особенностей при работе на сайте Оператора, однако, устранение таких технических особенностей требует более тщательного анализа и занимает длительное время.

Оператором, в связи с поступающими сообщениями о том, что некоторые участники Аукциона не могут подавать очередные ценовые предложения, было принято решение приостановить проведение Аукциона до устранения возникшей у участника проблемы и возобновить проведение Аукциона 03.12.2018, о чем всем участником Аукциона было направлено соответствующее уведомление в Личный кабинет:

«Настоящим сообщаем Вам, что по электронному аукциону № 0815300003218000604 дата проведения аукциона переносится на 03.12.2018. Аукцион продолжится 03.12.2018 в 13:00:00 (по московскому времени)».

В целях минимизация рисков некорректного хода торгов, а также для обеспечения участия всех участников. Оператор вынужден приостанавливать и переносить торги для возникших у участников ошибок. Так, дальнейшее проведение Аукциона с учетом наличия обращения от другого участника Аукциона с проблемой невозможности подачи очередного ценового предложения создало бы необоснованные преимущества некоторым участникам Аукциона.

Таким образом, Оператор приостанавливает проведение торгов, уведомляет всех участников о переносе торгов и технически обеспечивает проведение таких торгов, руководствуясь принципом равноправия участников торгов.

В соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе, протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.

В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

Протокол проведения электронного аукциона от 02.12.2018 № 0815300003218000604-2 сформирован площадкой ошибочно, в связи с чем был отменен.

Суд отмечает, что Истец обращался в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на действия Оператора так же ссылаясь на неправомерные действия Оператора по факту переноса проведения Аукциона на 03.12.2019.

По итогам рассмотрения жалобы Истца, Комиссия ФАС России, проведя внеплановую проверку действий Оператора электронной площадки, в Решении от 18.12.2018 по делу № 223ФЗ-974/18 установила, что, несмотря на необеспечение Оператором непрерывности проведения Аукциона, Оператором выявленное нарушение было устранено путем возобновления проведения Аукциона 03.12.2018.

Таким образом, Комиссия ФАС России признала отмену ошибочно сформированного протокола проведения электронного аукциона от 02.12.2018 № 0815300003218000604-2 Оператором правомерной, выявила в действиях Оператора нарушение ч. 22 ст. 68 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необеспечении непрерывности проведения Аукциона в момент приостановки проведения Аукциона.

Согласно ч. 22 ст. 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.

Предписание Комиссией ФАС России выдано не было, так как торги Оператором были возобновлены 03.12.2018, права и законные интересы всех участников Аукциона были восстановлены.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2018 № 0815300003218000604 вторая часть заявки Истца соответствует требованиям аукционной документации, победившей по итогам проведения Аукциона признана заявка ИП ФИО1 с ценовым предложением в размере 10 621 877,00 руб.

Кроме того, перенос Аукциона был согласован с Организатором торгов, а снижение НМЦК после переноса Аукциона является большим снижением первоначального ценового предложения Заявителя (до переноса проведения Аукциона).

01.02.2019 с победителем был заключен муниципальный контракт № Ф.2018.723484 ИКЗ № 183213009747721300100100390014931244 от 01.02.2019.

Довод Истца относительно отмены ошибочно сформированного протокола проведения электронного аукциона от 02.12.2018 № 0815300003218000604-2 несостоятельным, а возобновление проведение Аукциона 03.12.2018 бесспорным фактом восстановления нарушенных прав участников Аукциона, в том числе Истца.

В соответствии с Информационным письмом от 22.12.2005 № 101 Президиума ВАС РФ лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер. предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные  права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Истец в исковом заявлении не указал, каким именно образом приостановка проведения 02.12.2018 и возобновление торгов 03.12.2018 повлияло на его право участвовать в торгах и затрагивает его законные интересы.

В связи с чем, основания для признания незаконными оспариваемых действий (бездействий) у суда отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом.

Из определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 948-О-О следует, что положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ, устанавливающее, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 данного Кодекса и части 1 статьи 4 АПК РФ направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов, и как таковое не нарушает конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

При этом правило части 1 статьи 65 АПК РФ, как возлагающее на истца обязанность доказывания наличия у него заинтересованности в признании договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, недействительными, конкретизирует положение статьи 123 (ч. 3) Конституции РФ об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, направлено на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (п. 1 ст. 2 АПК РФ), и какие-либо конституционные права граждан и организаций не нарушает.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и (не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Таким образом, Истец должен не только представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, но также и доказательства нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными, и что допущенные нарушения повлияли на результат торгов.

По смыслу пункта 1 статьи 449 ГК РФ основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом.

Таким образом, предметом судебной ревизии по делу о признании недействительными торгов могут выступать лишь обстоятельства, касающиеся соблюдения формальных правил процедуры торгов.

 В данном случае нарушение процедуры проведения торгов судом не установлено, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы распределяются по правилам 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь  ст. 449 ГК РФ, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 123, 156, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявление ООО «Коммерческие Маршрутные Перевозки»  о признании незаконными действия ООО «РТС-Тендер», выразившееся в возобновлении 03.12.2018 г. проведения электронного аукциона №0815300003218000604 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №54 по регулируемым тарифам и формировании и опубликовании протокола проведения электронного аукциона от 29.12.2018 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                       И.А.Блинникова