Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-250933/2017-184-337
28 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена: 13.04.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено: 28.04.2018 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Е.С.Игнатовой (единолично),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Антоновским,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
к арбитражному управляющему ФИО1
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и приложенные к заявлению документы,
в заседании приняли участие:
от уполномоченного органа: ФИО2 по довер. от 29.12.2017, паспорт;
ответчик: ФИО1 – лично, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – ответчик, арбитражный управляющий, временный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своих требований заявитель указал, что арбитражным управляющим допущены нарушения требований пункта п. 1, 6 ст. 68 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части нарушения сроков публикации в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ» сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление по изложенным в нем доводам.
Ответчик заявленные требования не признал по доводам письменного отзыва.
Изучив все материалы дела, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявление Управления Росреестра не подлежит удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В пункте 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены в разделе II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.13 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1,2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило частное определение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2017 по делу № А40-15427/2016-124-33.
По итогам административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2017 № 2047717.
Протокол об административном правонарушении от 13.12.2017 № 2047717 составлен в отсутствие арбитражного управляющего ФИО1, в качестве подтверждения извещения временного управляющего о дате, времени и месте рассмотрения вопроса о вынесении процессуального решения в материалы дела представлены копии списка направления почтовой корреспонденции, почтовых квитанций и сведения с сайта Почты России.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
С учетом указанных обстоятельств Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Как следует из протокола от 13.12.2017 № 2047717 об административном правонарушении, должностным лицом административного органа выявлено и вменяется в вину арбитражному управляющему нарушение пункта 1 статьи 68 ФЗ «О банкротстве» при осуществлении своих полномочий и обязанностей в качестве временного управляющего ООО «АртСтройГрупп».
Из материалов дела усматривается, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2017 по делу № А40-15427/2016-124-124-33 в отношении ООО «АртСтройГрупп» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО1.
Перечень обязанностей временного управляющего содержится в статье 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
На основании абзаца 2 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Временный управляющий обязан направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, установленном статьей 28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 1 статьи 68 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «КоммерсантЪ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, подлежат размещению в сети «Интернет». Формирование и ведение ЕФРСБ осуществляются оператором ЕФРСБ (пункт 2 статьи 28 Закона о банкротстве).
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ, Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 (далее - Порядок № 178).
Приказ № 178 устанавливает порядок формирования ЕФРСБ в электронной форме, порядок и сроки включения, в том числе арбитражными управляющими сведений в соответствии с Законом № 127-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России в ЕФРСБ (подпункт "б" пункта 1.1).
В пунктах 1.2, 1.3 Приложения N 1 названного Приказа указано, что Реестр с являющимся его неотъемлемой частью ЕФРСБ формируется и ведется в электронном виде и представляет собой федеральный информационный ресурс (пункт 1.2). Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети «Интернет» по адресу: http://www.fedresurs.ru. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, размещаются в сети «Интернет» по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1 Порядка № 178, в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, пункт 3.1 Порядка от 05.04.2013 № 178 определяет срок для внесения сведений в информационный ресурс, устанавливая его в течение 3 дней с даты возникновения обязанности по опубликованию сведений, а не с даты, когда обязанность по публикации сведений должна быть исполнена.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2017 по делу № А40-15427/2016-124-124-33 в отношении ООО «АртСтройГрупп» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО1.
Указанный судебный акт был опубликован на сайте http://kad.arbitr.ru 17.03.2017.
Следовательно, сообщение о данном судебном акте временным управляющим должно было быть опубликовано в ЕФРСБ не позднее 22.03.2017, с учетом того, что 18.03.2017 и 19.03.2017 являлись нерабочими днями.
Сообщение в ЕФРСБ было опубликовано временным управляющим лишь 20.06.2017.
Для публикации сведений в газете «Коммерсантъ» временным управляющим было направлено и оплачено сообщение лишь 21.06.2017.
Данные факты подтверждаются вступившим в законную силу частным определением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2017.
Часть 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в редакции от 20.11.2008 г. № 60 (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок в ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, применение критерия малозначительности правонарушения является правом суда, рассматривающего требование о привлечении лица к административной ответственности, сам по себе данный критерий является оценочным.
В соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично- правовому порядку деятельности. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, оценив характер и степень общественной опасности допущенного арбитражным управляющим нарушения, суд приходит к выводу о том, что оно, при формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения, само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям; не причинило вреда интересам граждан, общества и государства; не содержит угрозы причинения вреда в будущем; не повлекло неблагоприятных последствий, интересы конкурсных кредиторов не нарушены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие направленности действий временного управляющего на нарушение закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, полагая, что возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а наложение в настоящем случае взыскания в виде штрафа фактически будет носить карательный характер, суд считает возможным квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, применив статью 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, что является мерой воспитательного (профилактического) воздействия на лицо, совершившее правонарушение и недопущение его совершения в дальнейшем.
На основании статей 3.1, 4.1, 14.13, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, отказать.
Ограничиться устным замечанием арбитражному управляющему.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.С.Игнатова