Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-253392/16-149-2217
27 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нидзельской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
к Федеральному казначейству
третье лицо: Министерство финансов РФ
о признании незаконным предписания
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 30.01.2017 №01-08-35/2473), ФИО2 (дов. от 22.12.2016 №01-08-35/35404)
от ответчика: ФИО3 (дов. от 18.01.2017 №09-04-11/2)
от 3-го лица: ФИО4 (дов. от 10.03.2017 №01-10-08/10)
УСТАНОВИЛ:
Минприроды России (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федерального казначейства от 26.10.2016 № 20-03-02/23.
Заявитель требования поддержал, в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил отзыв, указал, что предписание является законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя.
Представитель третьего лица против удовлетворения требований возражал.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч.4 ст.198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, камеральная проверка в отношении заявителя проведена на основании приказа Федерального казначейства от 09.08.2016 № 55-п.
Срок проведения камеральной проверки, составил 15 рабочих дней с 22.08.2016 по 09.09.2016.
Тема камеральной проверки: Проверка соблюдения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации при планировании на 2016 год.
В ходе проведения проверки установлено, что Заявителем не утверждены требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ и услуг, что является нарушением п. 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927. (далее - Постановление № 927).
На основании проведенной проверки заявителю было выдано предписание от 26.10.2016 № 20-03-02/23 об устранении нарушений.
Не согласившись с выданным предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно позиции Минприроды России, действующее законодательство не предусматривает обязанности государственных органов утверждать требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативные затраты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 927 федеральным государственным органам и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации рекомендовано разработать в соответствии с Правилами определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденными Постановлением № 927, и утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (далее - Требования) в срок, обеспечивающий реализацию указанных требований начиная с 1 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 13 требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. № 479 федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации должны были принять Требования до 1 июня 2016 финансового года.
Таким образом, федеральные государственные органы утверждают, в том числе, Требования в виде отдельного правового акта.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Закона № 44 - ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила определения:
требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее -Требования к товарам, работам, услугам)
нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - Нормативные затраты)
Исходя из вышеизложенного, данные положения Закона № 44-ФЗ устанавливают самостоятельные виды нормирования.
На основании вышеуказанных общих правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, устанавливаются общие правила Требований к товарам, работам, услугам и Нормативные затраты, которые также определяют сроки и порядок их утверждения.
Согласно положениям п. 2 постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» федеральные государственные органы должны утвердить Нормативные затраты до 31 декабря 2014 года, а Требования к товарам, работам и услугам до 1 января 2016 года, согласно п. 2 Постановления № 927.
Таким образом, федеральные государственные органы утверждают Требования к товарам, работам, услугам и Нормативные затраты в виде отдельных правовых актов.
Согласно статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Доказательства выполнения требований по утверждению Требований к товарам, работам, услугам и Нормативов затрат Минприроды России не были представлены.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика отсутствует нарушение действующего законодательства, а оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин