ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-253737/2020-55-1599 от 05.04.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва                                                                       Дело А40-253737/20 -55-1599

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2021г.

Мотивированный  текст решения изготовлен 06 апреля 2021 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Дубовик О.В.           

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исаевой К.Н.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ ЭНЕРГОРЕМОНТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.09.2002, ИНН: <***>)

к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: 283 ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

о признании ЗИП по ранее согласованным и подписанным актам рабочей дефектации дизелей (двигателей) кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации в рамках Государственного контракта №1819187103922442209200586 от «27» августа 2018 года на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту дизелей кораблей и судов Черноморского флота, и протоколам испытаний при входном контроле, соответствующими действующим стандартам и техническим условиям для их применения при выполнении работ по ремонту дизелей (двигателей) кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации в рамках Государственного контракта №1819187103922442209200586 от «27» августа 2018 года, а также осуществить техническую приемку соответствующих ЗИП

при участии:    

от Истца: ФИО1 дов. от 15.01.2021г., ФИО2 дов. от 18.01.2021г., после перерыва ФИО3 дов. от 14.09.2020г.

от Ответчика МИН ОБОРОНЫ : ФИО4 дов.  от 25.11.2020г. после перерыва ФИО5 дов. от 25.11.2020г.

от 283 ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ФИО6, после перерыва ФИО6

Установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ ЭНЕРГОРЕМОНТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПАРТАМЕНТУ  МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОССУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА, 283 ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  о признании ЗИП по ранее согласованным и подписанным актам рабочей дефектации дизелей (двигателей) кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации в рамках Государственного контракта №1819187103922442209200586 от «27» августа 2018 года на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту дизелей кораблей и судов Черноморского флота, и протоколам испытаний при входном контроле, соответствующими действующим стандартам и техническим условиям для их применения при выполнении работ по ремонту дизелей (двигателей) кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации в рамках Государственного контракта №1819187103922442209200586 от «27» августа 2018 года, а также осуществить техническую приемку соответствующих ЗИП.

В процессе рассмотрения спора по ходатайству Истца определением суда от 01.04.2021г. к участию в деле с процессуальным статусом третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета привлечено 283 ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,      в отношении   ДЕПАРТАМЕНТА  МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОССУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА производство по делу прекращено.

Ответчик, третье лицо против  удовлетворения иска возражали по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав участников процесса, суд признает требования Истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Энергоремонт» и Министерством обороны Российской Федерации  27  августа 2018 года  заключен Государственный контракт №1819187103922442209200586 на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту дизелей кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации.

Подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 Контракта определено, что Получателями результата работ являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых Исполнитель выполняет Работы в соответствии с Договором и определенные Государственным Заказчиком в качестве уполномоченных в установленном порядке на получение результата Работ и осуществление приемки Работ, на основании доверенности, выдаваемой Заказчиком.

В силу статьи 2 Контракта в пределах цены Договора в установленный Договором срок, Исполнитель выполняет работы по сервисному обслуживанию и ремонту дизелей кораблей и судов Черноморского флота согласно перечню, утвержденному Заказчиком, а Заказчик оплачивает работы Исполнителя.

В соответствии с условиями Контракта Исполнитель самостоятельно приобретает запасные части, материалы и иные ресурсы, необходимые ему для выполнения работ по Контракту и несет ответственность за качество приобретенных запасных частей, материалов и иных ресурсов, которые им могут использоваться в ходе выполнения работ. В то же время приобретение ЗИП, их техническая приемка производится при контроле соответствующего военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.

Как указывает Истец, в настоящее время дальнейшее выполнение работ Исполнителем не представляется возможным в связи с необоснованным бездействием Заказчика (ответчик) и необоснованным отказом соответствующего военного представительства (ответчик) Министерства обороны Российской Федерации в осуществлении технической приемки запасных частей, материалов и иных ресурсов  для их применения при выполнении работ рамках исполнения Контракта.

Как указывает Истец, в рамках исполнения контракта Исполнителем приобретены не бывшие в употреблении ЗИП для ремонта кораблей и судов согласно перечня, между тем Заказчик в лице 283 ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ отказался принять ЗИП для ремонта дизелей кораблей и судов, утвержденному Заказчиком, мотивировав такой отказа отсутствием сертификатов качества ЗИП от завода-изготовителя.

По мнению Истца данный отказ является незаконным, противоречит условиям контракта, поскольку в соответствии с п.6.2 Исполнителем были проведены лабораторные испытания, а также химический анализ материала деталей, которые были переданы заказчику и третьему лицу, между тем не были признаны соответствующими условиями государственного контракта.

Полагая отказ незаконным, ЗИП соответствующими стандартам и техническим условиям для их применения при выполнении работ по государственному контракту Истец обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходит из следующего.

Проанализировав спорный договор, суд исходит из того, что отношения сторон возникли из договора подряда, применению подлежат нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общие нормы данного Кодекса об обязательствах и ответственности за их нарушение.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктами 1,15 статьи 2 Федерального закона от 29 июля 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 162-ФЗ) документ по стандартизации - это документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Согласно пункту 2 статьи 5 ФЗ № 162-ФЗ применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ № 184-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 5 Федеральным законом № 184-ФЗ в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, в том числе установленные государственными контрактами (договорами).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель обязан обеспечить соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом, а также обеспечить качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта. Согласно части 3 названной статьи запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта.

В соответствии с условиями Контракта Исполнитель принял на себя обязательства осуществить ремонт двигателей на условиях Контракта.

Так, пунктом 1.1.1 Контракта установлено, что работы - сервисное обслуживание и ремонт дизелей кораблей и судов Черноморского флота, выполняемые Исполнителем на условиях, установленных Контрактом.

Пунктом 1.1.7 установлено, что запасная часть - деталь, узел, сборочная единица Изделия (дизеля кораблей и судов").

Пунктом 2.1 Контракта предусмотрена обязанность Исполнителя в установленный Контрактом срок выполнить Работы в объеме, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом.

Согласно пункту 6.1 Контракта Исполнитель, при контроле ВП, самостоятельно приобретает запасные части, материалы и иные ресурсы, необходимые ему для выполнения Работ по Контракту. Исполнитель несет ответственность за качество приобретенных запасных частей, материалов и иных ресурсов, которые им могут использоваться в ходе выполнения Работ.

Согласно пункту 6.2 Контракта запасные части, материалы и иные ресурсы, применяемые при выполнении Работ должны соответствовать Действующим стандартам и техническим условиям на них. Соответствие запасных частей, материалов и иных ресурсов требованиям Действующих стандартов и технических условий должно подтверждаться сертификатами, а при их отсутствии - Данными химических анализов, механических и других испытаний, проводимых в соответствии с требованиями стандартов, технических условий на эти запасные части, материалы и иные ресурсы.

Пунктом 6.3 Контракта техническая приемки результата Работ, контроль за ходом выполнения Работ, а также выполнением Исполнителем иных условий Контракта, со стороны Заказчика возлагается на ВП.

Пунктом 6.5 Контракта определено, что контроль качества осуществляется постоянно в ходе выполнения Контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 г. № 804 «Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.

Деятельность   военных   представительств   и   органов   их   контроля регламентируется   законодательством  Российской   Федерации,   настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления, которым является - Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

В силу пункта 8 Положения военные представительства Министерства обороны Российской Федерации принимают участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов; осуществляют проверку качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам; осуществляют приемку военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдачу организациям удостоверений на принятую продукцию; осуществляют контроль качества и приемку работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

В соответствии с пунктом 9 Положения при контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства обязаны осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и (или) материалов требованиям технической документации.

Подпунктом 1.1.2 пункта 1.1 Контракта техническая приемка Работ возложена на управление 3382 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.

Указанием начальника Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от 7 марта 2019 г. исх. № 251/2/1992 функции по контролю качества работ, выполняемых Исполнителем, переданы 283 ВП МО РФ.

Подпунктом 1.1.2 пункта 1,1. Контракта определено, что Запасная часть -деталь, узел, сборочная единица Изделия. Для целей Контракта понятие запасная часть также включает в себя: детали и материалы, указанные в нормативно-технической документации на Работы.

Для целей исполнения Контракта Исполнитель, при контроле ВП, самостоятельно приобретал запасные части, материалы и иные ресурсы, необходимые ему для выполнения Работ по Договору.

Пунктом 5.1. Контракта определено, что выполняемые Работы по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, результату и иным требованиям, связанным с определением соответствия выполняемых Работ потребностям Заказчика, должны соответствовать требованиям Контракта, нормативно-технической документации на Работы, ГОСТ.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» особенностями оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также процессов является обязательное применение и исполнение документов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), в отношении продукции поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, в том числе и ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий».

Запасные части, материалы и иные ресурсы подвергались входному контролю в соответствии с действующей у Исполнителя Системой менеджмента качества и требованиями ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий» с участием Исполнителя и представителей ВП.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производства военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения» входной контроль проводят в целях проверки соответствия качества изделий, материалов, сырья и предотвращения применения при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте образцов ВТ изделий и материалов, не соответствующих требованиям технической и конструкторской документации, документов по стандартизации оборонной продукции и контрактов на поставку (далее - установленные требования).

В силу пункта 4.2 названного ГОСТа, основными задачами входного контроля являются: проверка наличия сопроводительной (эксплуатационной) документации на изделия (руководство по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, сертификаты и др.). В соответствии с пунктом 6.3 данного ГОСТа при контроле сопроводительной документации должна быть осуществлена проверка легитимности поставки изделий и исключены случаи применения контрафактных изделий, а также запуска в производство изделий, не соответствующих установленным требованиям, в том числе качество и происхождение которых документально не подтверждено и подлинность которых вызывает сомнение.

Результатом такого контроля являлась проверка соответствия качества изделий, материалов, сырья и предотвращение применения при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте образцов ВТ изделий и материалов (при производстве материалов военного назначения - сырья), не соответствующих требованиям технической и конструкторской документации, документов по стандартизации оборонной продукции и контрактов на поставку.

В соответствии с указанием Начальника управления военных представительств Минобороны России от 17 декабря 2015 г. №251/1/9445 в целях реализации решений Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 25 ноября 2015 (протокол №21) по повышению уровня качества вооружения, военной и специальной техники, содержащихся в Вооруженных силах Российской Федерации, поставляемых по государственному оборонному заказу было доведено требование в "отношении начальников военных представительств не допускать случаев применения при производстве и ремонте военной продукции, составных частей, инструментов и принадлежностей, с истекшими ресурсными показателями и без сопроводительной документации, подтверждающих их качество и происхождение (контрафактной продукции).

Согласно фактическим обстоятельствам дела, данные запасные части, материалы и иные ресурсы по результатам входного контроля не были допущены в производство по причине отсутствия сертификатов качества завода изготовителя вышеперечисленного ЗИП.

О данных фактах сообщалось Исполнителю письмами  №283/984 от 14 июня 2019 г., №283/1006 от 20 июня 2019 г., №283/1101 от 2 июля 2019 г.

Кроме того, 283 ВП МО РФ письмом от 11 сентября 2019 г. № 283/1576 обратилось в 1159 ВП МО РФ (контролирует «ЕПК Саратов») с просьбой подтвердить изготовление и приемку отделом 1159 ВП МО РФ подшипников на «ЕПК Саратов», так как при входном контроле с участием 283 ВП МО РФ в паспортах подшипников, изготовленных на «ЕПК Саратов» указано, что данные подшипники приняты военным представительством Министерства обороны Российской Федерации в июне 2018 года.

1159 ВП МО РФ письмом от 11 сентября 2019 г. № 1159/2/504 направило ответ в адрес 283 ВП МО РФ, согласно которому Копия паспорта не имеет номера паспорта и номера бланка, данные представленной копии паспорта определить не представляется возможным в связи с отсутствием исходных данных.         Продукция АО «ЕПК Саратов» на предприятие ООО ФСК «АРДИС» не
поставляется, договора на поставку подшипниковой продукции в ООО ФСК
«АРДИС» не заключались, по данным датам отгрузка указанных подшипников
в адрес ООО «ТД ЕПК» не производилась, Подшипники, приобретенные в ООО ФСК «АРДИС» с     представленным       паспортом,    являются контрафактными.

Также в указанном письме установлено, что информация о внешнем виде бланка паспорта, примеры заполнения, оттиски и штампы, личные подписи и др. данные являются защитой от контрафакта, В связи с наличием на рынке недобросовестных поставщиков подшипниковой продукции данная информация не подлежит распространению. В связи с чем, образец заполненного паспорта, для исключения их подделки, не представляю,

Для исключения попадания в производство контрафактной подшипниковой продукции предлагаю разработать инструкцию по входному контролю и определить основные цели:

проверка наличия сопроводительной документации на подшипники, удостоверяющей их качество и комплектность (при необходимости включать проверку наличия Договора на поставку, спецификации к договору и накладные по установленным формам);

контроль соответствия качества и комплектности подшипников требованиям     сопроводительной      документации;

действующей конструкторской и нормативной документации на подшипники;

контроль параметров подшипников;

• контроль соблюдения установленных правил и сроков хранения подшипников, поступивших от поставщиков, до проведения входного контроля.

На первом этапе контролю должны подвергаться 10094 подшипников, поступивших партий, на предмет проверки состояния упаковки и наличия сопроводительной документации:

проверяется состояние наружной упаковки на предмет повреждения;

проверяется целостность внутренней упаковки подшипников и бандероли, а также информация о типе, количестве и дате выпуска подшипников;

проверяется наличие и правильность оформления паспортов на подшипник и соответствие записям на бандеролях. В паспорте на подшипники должны быть указаны дата консервации (переконсервации) на предприятии-изготовителе и гарантийный срок хранения; в случае обнаружения отклонений на первом этапе контроля, партия подшипников к использованию в изделиях не должна допускаться.

В сомнительных случаях, для аутентификации паспортов, прошу направлять их копии в адрес предприятия-изготовителя АО «ЕПК Саратов», для проверки факта изготовления и отгрузки.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлены основные обязанности головного исполнителя и исполнителя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ № 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей.

Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

Пунктом 4 ст. 3 ФЗ № 275-ФЗ установлено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Из п. 4.1 ст. 3 ФЗ № 275-ФЗ следует, что кооперация головного исполнителя  - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.

В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключившие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Согласно ч. 12 ст. 8 ФЗ № 275-ФЗ, исполнитель по государственному контракту принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том,

что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Кроме того, в соответствии с Положением о формировании кооперации головного исполнителя по государственному оборонному заказу, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № 946 «О порядке формирования кооперации головного исполнителя по государственному оборонному заказу»  головной исполнитель определяет до заключения государственного контракта состав исполнителей, с которыми он планирует заключить контракты на поставки продукции, необходимой для выполнения государственного контракта (пункт 2 Положения); головной исполнитель направляет до заключения государственного контракт государственному заказчику информацию о кооперации головного исполнителя по установленной форме (пункт 4 Положения); информация о кооперации головного исполнителя утверждается руководителем (лицом, его замещающим) головного исполнителя, подписывается главным бухгалтером и заверяется печатью головного исполнителя, а также согласовывается с военным представительством государственного заказчика, закрепленным за головным исполнителем.

Подпунктом 3.1.3 пункта 3.1, Контракта Исполнитель в праве привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц). Приоритетное право на привлечение Исполнителем к выполнению Контракта в качестве соисполнителей (третьих лиц) предоставляется лицам, имеющим систему менеджмента качества, созданную и функционирующую согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов. При этом Исполнитель самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, и (или) наличием у привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательных лицензий, свидетельств или иных разрешений (допусков) при осуществлении соответствующих видов деятельности, для выполнения которых привлекаются такие соисполнители (третьи лица).

Несмотря на вышеуказанные положения норм действующего законодательства и требования, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3.1 Контракта, Исполнитель при исполнении Контракта привлекал в качестве поставщиков ЗИП организации, не соответствующие вышеперечисленным требованиям, доказательств обратного Истцом не представлено.

Согласно пункту 6.2 Контракта, запасные части, материалы и иные ресурсы, применяемые при выполнении Работ должны соответствовать Действующим стандартам и техническим условиям на них. Соответствие запасных частей, материалов и иных ресурсов требованиям Действующих стандартов и технических условий должно подтверждаться сертификатами, а при их отсутствии - Данными химических анализов, механических и других испытаний, проводимых в соответствии с требованиями стандартов, технических условий на эти запасные части, материалы и иные ресурсы.

С учетом представленных доказательств в их совокупности, переписки между сторонами, условий Контракта, при отсутствии документального  подтверждения  подлинность  приобретенного  ЗИП, сопроводительных документов предприятий изготовителей, документов, подтверждающих качество товара суд приходит к выводу о правомерности отказа ответчика от приемки, спорные ЗИП  исключают возможность их использования для указанной в контракте цели, и не могут быть устранены исполнителем или заказчиком, в связи с чем требования в части признания ЗИП по ранее согласованным и подписанным актам рабочей дефектации дизелей (двигателей) кораблей и судов согласно перечню, утвержденному Министерством обороны РФ в рамках Государственного контракта на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту дизелей кораблей и судов, и протоколам испытаний при входном контроле, соответствующими действующим стандартам и техническим условиям для их применения при выполнении работ по ремонту дизелей (двигателей) кораблей и судов удовлтворению не подлежат.

При отказе в иске суд также учитывает пояснения Ответчика относительно того обстоятельства, что подтверждение качества запасных частей, материалов и иных ресурсов посредством проведения химических анализов, механических и других испытаний недопустимо, поскольку  большинство ЗИП не имеет идентификационных маркировок, соответственно отсутствует возможность определить заводской номер, дату, место и партию изготовления. В сложившейся ситуации необходимо подвергать химическим анализам, механическим и другим испытаниям каждый образец ЗИП. Между тем, после  проведения испытаний образцы, подвергнутые испытаниям, не смогут быть использованы по назначению, так как данные испытания предусматривают отбор проб материала с образца, и воздействие его механическим нагрузкам.

Судебные расходы по оплате государственной пошлине распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возлагаются на Истца.

Руководствуясь ст.ст. 2, 4, 41, 49, 65, 71, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд                                                               

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.        

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                           О.В. Дубовик