ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-25432/15 от 12.05.2015 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-25432/15

20 мая 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2015 года

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2015 года

Судья Шустикова С.Н. (шифр судьи 138-193)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Деевым С.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МСАУ г.Кемерово «Стадион Химик» (ОГРН <***> ИНН <***>)

к ООО «НИИ ПБСС» (ОГРН <***> ИНН <***>)

о взыскании оплаченной по договору суммы 299 000 руб.

при участии представителей

от истца – ФИО1 по доверенности от 02.04.2015;

от ответчика – не явился, извещен в соответствии с требованиями АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось МСАУ г.Кемерово «Стадион Химик» с иском о взыскании с ответчика  299 000 руб. долга, почтовые расходы.

Ответчик возражает против иска по мотивам, изложенным в отзыве, со ссылкой на освоение спорной суммы при исполнении сделки.

Ответчик в судебное заседание не явился, дело рассматривается судом в отсутствие ответчика в порядке ст. 123 АПК РФ, по правилам ст. 156 АПК РФ.

Ходатайство истца о привлечении к участию в деле по ст. 51 АПК РФ Министерства спорта РФ судом рассмотрено, оснований для принятия положительного процессуального решения не установлено. Предмет, основание иска, наличие договорных отношений, с объемом прав и обязанностей истца, ответчика исключает процедурно расширение субъектного состава по процессу (ст. 51 АПК РФ), праву (ст.ст. 307, 308, 309 ГК РФ).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, непосредственно исследовав доказательства, суд пришел к выводу об отказе в иске применительно к ст.ст. 8, 12, 309, 310, 702, 779, 781, 783 ГК РФ.

Взаимоотношения сторон урегулированы договором от 28.11.2013 г. № СС\16-С, предмет которого в следующем:

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по сертификации спортивного объектов спорта:

-          Губернский центр спорта "Стадион Химик" (открытая арена), расположенному по адресу: 650000, <...>;

-          Губернский центр зимних видов спорта "Стадион Химик" (далее по тексту объект спорта), расположенный по адресу: 650000, <...>

на соответствие требованиям техники безопасности и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54659-2011 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ) и Правил функционирования СДС "Спорт-Сертификат".

Результатом оказания услуг является Решение Исполнителя, содержащего выводы о соответствии или несоответствии объектов спорта требованиям безопасности.

При   получении   Заказчиком   положительного   Решения   Исполнителем   выдается Сертификат соответствия.

За выполненную работу (п. 2.1) договора Заказчик выплачивает Исполнителю сумму в размере 299 000 руб.

Согласно п. 2.3 договора оплата по договору производится 117 000 руб. предоплатой по счету Исполнителя в течение 5 календарных дней после подписания договора.

По завершении работы по сертификации Исполнитель представляет Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия и Акт сдачи-приемки услуг, который утверждается сторонами и является основанием для оплаты 182 000 руб. суммы договора и закрытия договора (п. 2.4).

Сертификат соответствия и его копия выдается Заказчику после полной оплаты услуг (п. 2.5).

В материалы дела представлены платежные документы, свидетельствующие об исполнении сделки, оплате Заказчиком объема работ (услуг), оказанных Исполнителем (платежные поручения № 1846 от 29.11.2013 г., № 423 от 20.03.2014 г.)

Возражая по существу спора, Исполнитель указывает на следующие обстоятельства.

Факт исполнения условий договора подтверждается копиями сертификатов соответствия №СС-27 от 10.01.2014, №СС-28 от 23.12.2013г, выданным истцу ответчиком в результате исполнения условий договора и приложенными к исковому заявлению.

Отказ Минспорта России о внесении объектов спорта МСАУ г. Кемерово «Стадион Химик» во Всероссийский реестр объектов спорта на основании того, что «Представленный сертификат соответствия не подтверждает соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах, действующих на территории Российской Федерации», не является основанием для удовлетворения иска так как:

- Министерство спорта РФ, как орган исполнительной власти, не уполномочен осуществлять контроль, надзор за органами по сертификации, а так же не вправе приостанавливать или прекращать действие выданных сертификатов соответствия, (разъяснения Росстандарта от 07.09.2012г. №АЗ-101-32/5233);

- внесение объектов спорта МСАУ г. Кемерово «Стадион Химик» во Всероссийский реестр объектов спорта не являлось предметом договора и не может быть основанием для удовлетворения иска.

Объекты спорта в Российской Федерации не вошли в число объектов, подлежащих обязательной проверке на соответствие Техническим регламентам. Таким образом, сертификация объектов спорта осуществляется в Системах добровольной сертификации спортивных сооружений (объектов спорта), т.е законодательно нерегулируемой сферой деятельности, носящий рыночный (договорной) характер, согласно п.1 ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании»: «Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров».

Орган по сертификации объектов спорта ООО "НИИ ПБСС", (аттестат аккредитации органа по сертификации №СПОРТ.РОС.ОС.ОЗ, действителен до 21 октября 2018г.) в Системе добровольной сертификации объектов спорта, оборудования, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг "Спорт-Сертификат" (свидетельство о регистрации СДС в Едином реестре систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (peг. № РОСС RU.3866.04OBP0)) осуществляет уставную деятельность по оказанию услуг по сертификации объектов спорта, товаров и услуг.

28 ноября 2013 года между истцом и ответчиком - ООО "НИИ ПБСС" был заключен Договор №СС/16-С на услуги по сертификации объектов спорта.

Предметом договора (п.1) явилось: «принятие ООО "НИИПБСС" обязательства по сертификации спортивных объектов спорта МСАУ г. Кемерово «Стадион Химик» на соответствие требованиям техники безопасности и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54659-2011 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)» и Правил функционирования СДС "Спорт-Сертификат" (далее по тексту - у слуги)» (договор прилагаю).

На момент заключения и исполнения договора в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов отсутствовали национальные стандарты с требованиями безопасности к объектам спорта.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55529-2013 "Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний" введен в действие в действие с 1 января 2014 года.

Кроме того, данный стандарт на 11.02.2014г. не был официально издан (письмо Росстандарта России №АЗ-101-26/783 от 11.02.2014г.) и не мог применяться для целей подтверждения соответствия.

В отсутствии национальных стандартов, устанавливающих требования техники безопасности на объектах спорта, ООО "НИИ ПБСС" в соответствии со ст. 13 и ст.17 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ для целей подтверждения соответствия разработало, утвердило и руководствуется стандартами организаций (в частности СТО 00.00.11.2013 «Техника безопасности на объектах спорта. Требования безопасности потребителей», принятые в СДС "Спорт-Сертификат").

Согласно ст. 13 ФЗ «О техническом регулировании»: «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые    в    установленном    порядке    классификации,    общероссийские  классификаторы технико-экономической и социальной информации;

-  стандарты организаций;

- своды правил;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов,  региональных  стандартов,  региональных  сводов  правил,   стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации; предварительные национальные стандарты».

Результатом оказания услуг по сертификации спортивных объектов спорта МСАУ г. Кемерово «Стадион Химик» на соответствие требованиям техники безопасности являлось Решение Исполнителя, содержащего выводы о соответствии или не соответствии объектов спорта требованиям безопасности. На основании положительных Решений истцу были выданы сертификаты соответствия объектов спорта №СС-27 от 10.01.2014г. и №СС-28 от 23.12.2013г. требованиям стандартов организации СТО 00.00.10.2013 "Техника безопасности на объектах спорта. Требования безопасности потребителей".Таким образом, ООО "НИИ ПБСС" в полном объеме выполнило условия договора.

По факту отказа Минспорта РФ (исх. №06-4-15/1284 от 20.06.2014г.) о внесении во Всероссийский Реестр объекта спорта на основании того, что сертификат соответствия не подтверждает соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, необходимо пояснить следующее:

- Глава 4. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ не предусматривает целью подтверждения "внесение во Всероссийский реестр объектов спорта";

- Вопросы добровольного подтверждения соответствия регламентируются ст.21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года №32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации".

Указанными документами не предусматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти по контролю за деятельностью систем добровольной сертификации и в частности Минспорта России (разъяснения Росстандарта от 07.09.2012г. №АЗ-101-32/5233;

- Статья 3. Принципы технического регулирования Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ устанавливает, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: «независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей»;

Статья 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ устанавливает, что Орган по сертификации: «- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия».

В соответствии с приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № 469 от 27.05.2011 года «Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений» в редакции, действующей до 09.09.2014г. пунктом 7.1. установлено требование прилагать к заявлению также: «копию сертификата соответствия, подтверждающего соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации, а также копия акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан вышеуказанный сертификат»;

Согласно ст. 13 ФЗ «О техническом регулировании» к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе и стандарты организаций (СТО);

Согласно ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» - сертификат соответствия -документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

Истцу были выданы сертификаты соответствия объектов спорта №СС-27 от 10.01.2014г. и №СС-28 от 23.12.2013 требованиям стандартов организации СТО 00.00.10.2013 "Техника безопасности на объектах спорта. Требования безопасности потребителей".

Если в сертификате указано соответствие объекта спорта требованиям СТО 00.00.10.2013 «Техника безопасности на объектах спорта. Требования безопасности потребителей», то сертификат отвечает, как требованиям 184-ФЗ, так и Порядку формирования Всероссийского реестра объектов спорта в редакции приказа Минспорта России от 31.07.2012 N 53.

Принимая во внимание изложенное, факт исполнения сделки, о чем свидетельствует оформленный и подписанный сторонами договора Акт приема-сдачи выполненных услуг, где воля хозяйствующих субъектов выражена, в иске следует отказать, поскольку у Исполнителя нет денежного обязательства перед Заказчиком.

Руководствуясь ст. ст. 110, 121-124, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство истца о привлечении к участию в деле третьего лица по ст. 51 АПК РФ оставить без удовлетворения.

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Судья:                                                                                                С.Н. Шустикова