ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-254592/2020-25-1813 от 01.06.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-254592/20-25-1813

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2021

Полный текст решения изготовлен  16.06.2021

Арбитражный суд в составе:

судьи Мороз К.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Озиевым А. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску АО «Ивантеевская Энегосбытовая Компания» (ИНН: <***>)

к Войсковой части 7456 (ИНН: <***>)

о взыскании задолженности, судебных расходов в размере 72 руб.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 25.12.2020, ФИО2 по

доверенности от 25.12.2020

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 21.01.2021

УСТАНОВИЛ:

АО «ИЭК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Войсковой части 7456 о взыскании 113 290, 17 руб. основного долга за электрическую энергию за период с 01.02.2019 по 31.08.2020.

Протокольным определением от 22.04.2021 суд принял в порядке ст.49 АПК РФ письменное уменьшение иска до 104 644,97 руб., в связи с тем, что на расчетный счет истца по лицевым счетам

2080060 (<...>),

2080950 (<...>),

2082740 (<...>),

2086050 (<...>)

поступили денежные средства в сумме 8 645,20 руб.

Письменное заявление истца об уточнении суммы иска, в котором истец просит суд взыскать 78 792, 85 руб. основного долга за электрическую энергию за период с 01.02.2019 по 31.08.2020, в связи с тем, что на расчетный счет истца по лицевым счетам

2081450 (<...>),

2081700 (<...>),

2082120 (<...>),

2083420 (<...>)

поступили денежные средства в сумме 22 253, 42 руб.;

а также, - в связи со снятием показаний прибора учета электроэнергии, учитывающего потребление электроэнергии в <...> (л/с <***>), - перерасчетом истцом размера платы за электроэнергию с уменьшением на сумму 3 598, 70 руб.;

принято судом протокольным определением, как соответствующее ст.49 АПК РФ.

Истец исковые требования о взыскании 78 792, 85 руб. основного долга за электрическую энергию за период с 01.02.2019 по 31.08.2020 поддержал по изложенным в иске обстоятельствам с учетом письменных уточнений и пояснений.

Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве с пояснениями доводам.

Исследовав письменные доказательства, суд установил.

04.03.2020 МУП «Ивантеевские Электросети» прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования в АО «Ивантеевская Энергосбытовая Компания» (сокращенное наименование - АО «ИЭК», Истец).

Согласно п.1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Акционерное общество «Ивантеевская Энергосбытовая Компания» (полный правопреемник МУП «Ивантеевские Электросети», Истец) является гарантирующим поставщиком электрической энергии в г.о. Ивантеевка Московской области, осуществляет отпуск электрической энергии потребителям - физическим и юридическим лицам на основании заключенных с ними договоров энергоснабжения и производит расчеты за отпущенный ресурс.

Войсковой части 7456 (Ответчик) на праве оперативного управления, зарегистрированного в ФГИС ЕГРН, принадлежат жилые помещения, имеющие статус служебных, расположенных по адресу: <...> (регистрация права № 50-50-43/014/2013-239 от 30.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/025/2013-072 от 27.09.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/014/2013-228 от 30.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/010/2013-403 от 19.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/014/2013-035 от 22.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50- 43/009/2013-311 от 19.03.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/010/2013-267 от 04.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/001/2013-413 от 27.09.2013); МО, <...> (регистрация права№ 50-50-43/001/2013-410 от 27.09.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/014/2013-201 от 30.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/011/2013-249 от 04.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50- 43/011/2013-247 от 04.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/011/2013-291 от 05.04.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/030/2012-005 от 12.11.2012); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/034/2012-128 от 27.12.2012); МО, <...> (регистрация права№ 50-50-43/033/2012-218 от 19.12.2012); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/036/2012-078 от 29.12.2012); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/027/2012-086 от 20.11.2012); МО, <...> (регистрация права № 50-50- 43/002/2013-029 от 28.01.2013); МО, <...> (регистрация права № 50-50-43/002/2013-023 от 28.01.2013).

Указанными жилыми помещениями ответчик распоряжается по своему усмотрению, предоставляя их во временное пользование гражданам без права осуществлять регистрацию по месту жительства.

Все перечисленные выше жилые помещения в многоквартирных жилых домах снабжаются электрической энергией для бытовых нужд, однако договор энергоснабжения Войсковая часть 7456 с АО «ИЭК» не заключила, оплату электроэнергии, отпущенной в служебное жилье, не осуществляет.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствие с целями своей деятельности, назначением этого имущества распоряжаются этим имуществом с согласия собственника.

Таким образом, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

В соответствии с п.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу п. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Подпунктом 4 п.2 ст.65 ЖК РФ установлена обязанность наймодателя жилого помещения по договору социального найма обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, а наниматель имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя предоставления коммунальных услуг (подп.5 п.1 ст.67 ЖК РФ).

Кроме того, согласно п.2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Как следует из п.12 Правил № 354 собственник жилых помещений в многоквартирном доме, выступающий наймодателем, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил № 354, с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, в целях обеспечения служебных жилых помещений в многоквартирных домах Войсковая часть 7456 обязана была заключить договор энергоснабжения с АО «Ивантеевская Энергосбытовая Компания», своевременно и в полном объеме оплачивать отпущенный ей коммунальный ресурс, не допуская образования задолженности.

Оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ, п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 и п. 42 Правил № 354).

При этом, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие письменного договора между сторонами не освобождает ответчика (собственника или иного законного владельца) от обязанности возместить стоимость поставленной ему энергии.

За период с 01.02.2019 по 31.08.2020 истцом была отпущена в указанные жилые помещения, принадлежащие на праве оперативного управления Войсковой части 7456, электрическая энергия в объеме 50 178 кВт*ч на общую сумму 193 085,51 руб.

В период с 01.02.2019 по 10.09.2020 по лицевым счетам, позволяющим фиксировать объем электроэнергии, отпущенной в отдельные жилые помещения, принадлежащие ответчику, поступили денежные средства в размере 79 795,34 руб.

В процессе рассмотрения настоящего дела в суде, на расчетный счет истца по лицевым счетам

2080060 (<...>),

2080950 (<...>),

2082740 (<...>),

2086050 (<...>)

поступили денежные средства в сумме 8 645,20 руб.;

на расчетный счет истца по лицевым счетам

2081450 (<...>),

2081700 (<...>),

2082120 (<...>),

2083420 (<...>)

поступили денежные средства в сумме 22 253, 42 руб.;

Кроме того, в связи со снятием показаний прибора учета электроэнергии, учитывающего потребление электроэнергии в <...> (л/с <***>), Истец произвел перерасчет размера платы за электроэнергию с уменьшением на сумму 3 598, 70 руб.

Таким образом, с учетом поступивших денежных средств задолженность ответчика перед истцом по оплате электроэнергии, отпущенной в период с 01.02.2019 по 31.08.2020 в его жилые помещения, составила 78 792, 85 руб.

Письменная от 13.09.2020 исх. № 1697 претензия об оплате задолженности, Ответчиком не исполнена.

В связи с неоплатой ответчиком истцу задолженности за спорный период в полном объеме в установленные сроки, истцом заявлены исковые требования.

Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств оплаты задолженности в полном объеме в установленные сроки и на дату рассмотрения спора.

Доводы Ответчика в обоснование возражений по иску, отклоняются судом по следующим основаниям.

Собственниками жилых помещений, расположенных по адресу МО, <...>, 02.10.2018, было принято решение о заключение прямых договоров электроснабжения с МУП «Ивантеевские Электросети» (правопредшественник АО «ИЭК»), на основании чего, Ответчик полагает, что обязанность заключить и исполнять прямые договоры энергоснабжения возникла непосредственно у нанимателей, которым были предоставлены эти жилые помещения.

Заявляя указанные доводы, ответчик не учитывает:

- положения действующего жилищного и гражданского законодательства об обязанностях и правах лиц - участников правоотношений по найму помещений специализированного жилого фонда и их правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями;

- отсутствие оснований для возложения собственных обязательств на третьих лии, не являющихся участниками договорных отношений;

- полное отсутствие принятых со стороны ответчика мер по переводу лиц, занимающих помещения специализированного жилого фонда, на договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями и накопление задолженности вследствие отсутствия оплаты ими отпущенной электроэнергии;

- отсутствие права заключать прямые договоры ресурсоснабжения у нанимателей помещений специализированного жилого фонда по условиям типовых договоров найма, утвержденных в установленном порядке.

Перечисленные выше обстоятельства повлекли за собой возникновение задолженности по оплате электрической энергии, отпущенной в специализированный жилой фонд, которую обязан оплатить ответчик.

Указанные в исковом заявлении жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду (служебным жилым помещениям), что не оспаривается Ответчиком.

Спорными жилыми помещениями ответчик распоряжается по своему усмотрению, предоставляя их во временное пользование гражданам без права осуществлять регистрацию по месту жительства.

С момента принятия в 2018 г. решений собственниками многоквартирных жилых домов по адресу: МО, <...>, о переходе на прямые договоры ресурсоснабжения до обращения Истцом в суд с настоящим иском, Войсковая часть (Ответчик) не обращалась к гарантирующему поставщику с какими-либо сообщениями о лицах, занимающих специализированные жилые помещения и обязанных осуществлять оплату электроэнергии, не представляла ни персональных данных, ни договоров найма служебных жилых помещений, т.е. не только юридических оснований, но и фактической возможности заключить договоры с гражданами у истца не имелось. Об изменении состава лиц, занимающих служебные помещения, ответчик также истцу не сообщал.

Договоры найма служебного помещения заключаются только на срок выполнения служебных обязанностей лицами, которым они предоставляются.

Среди договоров, которые ответчик представляет суду как действующие, имеются договоры, заключенные с гражданами, которые к настоящему времени утратили право на жилое помещение с учетом пояснений Истца.

Так, например:

ФИО4 (договор найма служебного жилого помещения № 524, <...>), согласно выписке из приказа командира Войсковой части 5129 от 10.06.2016 № 106 с/ч уволен с военной службы в запас в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (решение Ивантеевского городского суда МО по гражданскому делу № 2-557/2018 от 18.07.2018);

ФИО5 (договор найма служебного жилого помещения № 518 от 04.09.2013, МО, <...>), приказом командира Войсковой части 3795 № 77 от 26.04.2019 исключен из списков личного состава по истечению срока контракта о прохождении военной службы (решение Ивантеевского городского суда МО по гражданскому делу № 2-808/2019 от 27.08.2019);

ФИО6 (договор найма служебного жилого помещения № 702 от 01.12.2015, МО, <...>) приказом командира войсковой части 5126 от 28.12.2018 исключен из списков личного состава в связи с досрочным увольнением с военной службы (решение Ивантеевского городского суда МО по гражданскому делу № 2-346/2019 от 24.04.2019).

Частью 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что, при управлении многоквартирном домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированными потребительскими кооперативом, в случае принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п.4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В п. 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилом доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354) указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателей жилого помещения по такому договору.

Пунктом 12 Правил №354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. 9 и 10 настоящих Правил.

Пунктом 2 ст. 676 ГК РФ установлена обязанность наймодателя осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Между тем, ответчиком, как собственником помещений служебного жилого фонда (наймодателем) в нарушение ст.ст. 161, 676 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, п. 12 Правил №354 договоры найма служебных жилых помещений с гражданами были изначально заключены в отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения между собственником и ресурсоснабжающей организацией.

В соответствие со ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Частью 2 ст. 687 ГК РФ установлено, что в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа, договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя. Аналогичные положения содержатся в статьях 60, 65, 67, 83, ч. 3 ст. 101 ЖК РФ.

Таким образом, в рамках договора найма жилого помещения обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя перед наймодателем, который выступает стороной по договору найма жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 65 и ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, применяемыми во взаимосвязи с правилами ч. 3 ст. 155 Кодекса, право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателей по договору найма предоставлено собственнику жилого помещения.

При этом, договор найма, заключенный между собственником и нанимателем, не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, в силу общих правил, предусмотренных ч. 3 ст. 308 ГК РФ

В положениях Типового договора социального найма жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 №315 (п.п.4, 8) и Типового договора найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (п.7, 14), а также в договорах, представленных в материалы дела ответчиком (подп.«з», «к» п. 4, подп.«ж», «к» п. 5, подп.«а» п. 8 Договора социального найма жилого помещения № 471 от 24.07.2013г. и подп.6, 13 п.7, поди.7 п. 14 однотипных Договоров найма служебного жилого помещения без права регистраци), эти правила воспроизводятся. В то же время права и/или обязанности нанимателей служебных помещений заключить с ресурсоснабжающими организациями прямой договор энергоснабжения не предусмотрены.

Заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.

Указанный вывод также изложен в судебных актах по делу №А21-10278/2019, оставленных без изменения Определением Верховного Суда РФ от 27.08.2020; постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2020 № Ф06-64845/2020 по делу №А12- 40057/2019).

Указанные положения жилищного законодательства о возможности заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (ст. 157.2 ЖК РФ) распространяют свое действие на нанимателей жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.З и 4 ст.57, ст.63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.6 ст. 12, п.5 ст. 13, ч.З, 4 ст.49 ЖК РФ).

В Жилищном кодексе РФ имеется отдельный специальный раздел IV «Специализированный жилищный фонд», который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления. Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовые договоры найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.

Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны 7 А12-40057/2019 Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Из системной взаимосвязи перечисленных выше норм права, следует, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, арендаторами, иными пользователями законодательством не предусмотрены.

Решения местных органов исполнительной власти о предоставлении жилых помещений, расположенных по адресу МО, <...>, и принадлежащих ответчику, на условиях социального найма не принимались, т.е. были предоставлены во временное пользование в качестве специализированного служебного жилья на строго определенный период - на время исполнения трудовых обязанностей.

Таким образом, именно собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям или арендаторам коммунальных услуг должен заключить и исполнять договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией закреплено в п. 4.4 ч. 2 ст. 44, п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ.

То есть, законодатель дает возможность собственникам перейти на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.

Исходя из буквального смысла положений жилищного и гражданского законодательства (ст.ст.150, 153-155, ЖК РФ, ст.ст.313, 403 ГК РФ), заключение отдельного договора на приобретение коммунальных услуг между ресурсоснабжающей организацией и нанимателем жилого помещения Жилищным кодексом РФ, Правилами № 354 не предусмотрено.

Указанный вывод согласуется с общим правилом положений ст. 153 ГК РФ, согласно которому, обязательства принимаются на себя лично участником соответствующего правоотношения, исходя из его волеизъявления. Собственники помещений в многоквартирном доме правом обязывать нанимателей помещений в многоквартирном доме заключать сделки, в том числе сделки по приобретению коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации, не наделены.

Вывод об отсутствии у нанимателей помещений обязанности по самостоятельному приобретению коммунальных услуг согласуется со ст. 210 ГК РФ, в силу которой бремя содержания имущества несет его собственник или лицо, владеющее имуществом на ином вещном праве, но не пользователь имущества в рамках обязательственных правоотношений.

Таким образом, заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.

Ответчик не представил доказательств того, что наниматели служебных жилых помещений уполномочили его на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией; наниматели к истцу с заявлениями о заключении прямых договоров энергоснабжения не обращались.

Указанные выводы суда также согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.08.2020 №307-ЭС20-10714.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в п.3 Информационного письма от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», даже в отсутствие надлежащим образом заключенного договора (письменного документа) при поставке энергии для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в помещениях специализированного жилищного фонда, на ответчика возложена обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса. В пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами (энергоснабжения, связи и т.п.) обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ, п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 и п. 42 Правил № 354).

Таким образом,  отношения между истцом и ответчиком должны рассматриваться как договорные, и заявленные истцом имущественные требования как основная задолженность за электрическую энергию являются обоснованными.

Учитывая изложенное, исковые требования обоснованы, правомерны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

Почтовые расходы в сумме 72 руб. документально подтверждены и подлежат удовлетворению.

На основании ст. ст. 8, 9, 10, 11, 12, 210, 307, 309, 310, 539, 540, 544 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 49, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Войсковой части 7456 в пользу акционерного общества «Ивантеевская Энегосбытовая Компания» задолженность за период с 01.02.2019 по 31.08.2020 в размере 78 792,85 руб., судебные расходы в размере 72 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4399 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                      К.Г. Мороз