РЕШЕНИЕ
г. Москва
21 октября 2013 года
Дело № А40-25519/2013
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2013 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи - Семушкиной В.Н. (152-291)
При ведении протокола секретарем судебного заседания Баскиной К.Ю.
Рассмотрев в судебном заседании заявление ИП ФИО1
к Министерству экономического развития Российской Федерации
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 01.11.2012г. № ОГ-Д23-5372, выкупить объекты недвижимости принадлежащие ФИО1,
при участии:
от заявителя – не явился (извещен надлежащим образом),
от ответчиков - ФИО2 (доверенность от 27.12.2012г.),
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Министерства экономического развития Российской Федерации, оформленного письмом от 01.11.2012г. № ОГ-Д23-5372, выкупить объекты недвижимости принадлежащие ФИО1 – земельный участок категории земель населенных пунктов, общей площадью 317 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <...>. (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕИ № 520136 от 17.12.2009г.); нежилое здание общей площадью 288,2 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <...>, (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕЗИ № 737738 от 11.01.2008г.) и обязании ответчика принять решение об изъятии у ФИО1 указанных выше объектов недвижимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что не принятие мер должностными лицами по выкупу фактически изъятых объектов недвижимости нарушается право собственности заявителя, лишая его возможности заниматься предпринимательской деятельностью, причиняет убытки.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что заявление не содержит ссылок на законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие), а также нормы права в соответствии с которыми ответчик обязан принять решение об изъятии у заявителя спорных объектов.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 437, в частности п. 7 ответчик не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и соответственно не является уполномоченным органом государственной власти по принятию решения об изъятии спорных объектов.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства. Заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчика и третьих лиц, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 владеет на праве собственности следующим имуществом: - земельный участок категории земель населенных пунктов, общей площадью 317 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <...>. (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕИ № 520136 от 17.12.2009г.); нежилое здание общей площадью 288,2 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <...>, (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕЗИ № 737738 от 11.01.2008г.).
ФИО1 обратилась в Правительство Российской Федерации с заявлением от 19 апреля 2012 года о рассмотрении вопроса об изъятии принадлежащего ей земельного участка.
Письмом от 13 июня 2012 года Министерство экономического развития РФ ответило заявителю о необходимости получения дополнительной информации по указанному вопросу.
Не получив ответа по существу, ФИО1 повторно обратилась в Министерство экономического развития РФ с заявлением от 1 ноября 2012 года.
Письмом от 28.11.2012г. Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации дан ответ о том, что в адрес ФИО1 направлялся ответ по существу письмом от 01.11.2012г. № ОГ-Д23-5372 с приложением копии указанного письма.
Согласно письму от 01.11.2012г. № ОГ-Д23-5373 основанием к отказу для изъятия земельного участка послужили следующие обстоятельства.
Подготовка ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.04.2005г. № 412 «О мерах по соуиаально-эконгомическому развитию Краснодарского края, Таймырского 9Долгано-ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» и соответствующими поручениями Правительства российской Федерации осуществляется путем предоставления мер государтсвенной поддержки Красноярскому краю и Иркутской области в виде софинансирования мероприятия по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.
Государственным заказчиком по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению на территории Красноярского края является правительство Красноярского края.
При направлении на согласование в Минрегион России проекта указанной региональной программы правительством Красноярского края не были заявлены мероприятия по изъятию земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1
Правительство Красноярского края как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона обладает полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Не согласившись с указанным отказом, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Однако, такие обстоятельства в совокупности для признания оспариваемого отказа незаконным судом не установлены.
В нарушение ст. 199 АПК РФ заявление не содержит ссылок на законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие), а также нормы права в соответствии с которыми Ответчик обязан принять решение об изъятии у Заявителя Спорных объектов.
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Вас РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), органов местного самоуправления (ст. ст. 11, 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Общий порядок процедуры изъятия земельного участка урегулирован следующими нормами ГК РФ (ст.ст. 279-283) и ЗК РФ (ст.ст. 49, 55, 57, 63).
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является юридическим составом, требующим по меньшей мере следующих последовательных действий:
1) Принятие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
2) Уведомление собственника, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка о принятии решения об изъятии земельных участков, осуществляемое не позднее чем за год до предстоящего изъятия;
3) Государственная регистрация названного решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ).
При этом, поскольку Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит норм о государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, его регистрируют как обременение (ограничение) прав на земельный участок.
4) Заключение соглашения о выкупе земельного участка (договора купли-продажи земельного участка) и составление передаточного акта между органа государственной власти или органа местного самоуправления, изымающим земельный участок, и собственником земельного участка при согласии последнего.
В случае отсутствия такого согласия уполномоченный орган государственной власти или органа местного самоуправления предъявляет иск о выкупе земельного участка в суд. Он может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления о принятии решения об изъятии (ст. 282 ГК РФ).
5) Уплата собственнику выкупной цены за земельный участок;
6) Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 ЗК РФ).
В целях создания необходимых условий для социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, обеспечивающих увеличение темпов роста валового продукта, масштабное освоение новых месторождений полезных ископаемых, надежное энергообеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. № 412 Правительством Российской Федерации оказана государственная поддержка в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 г. и подготовке зоны затопления водохранилища в виде софинансирования указанных мероприятий (Приложение № 4).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р «Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» утвержден перечень и паспорт комплексного инвестиционного проекта - «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». В рамках указанного комплексного проекта инвестиционный проект -Проектирование и строительство объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС. Срок реализации - 2006 - 2015 г.г.
Государственным координатором комплексного инвестиционного проекта, государственным заказчиком строек и объектов является правительство Красноярского края (Приложение № 5).
Постановлением правительства Красноярского края от 31 мая 2011 г. № 316-п утверждена региональная программа «Зона затопления Богучанской ГЭС, Красноярский край».
В соответствии с пп. «Д» п. 4 ст. 13 Закона Красноярского края от 05 июня 2008 г. № 5-1777 «Устав Красноярского края» (далее - Устав КК) в ведении края находятся краевые программы социально-экономического, государственно-политического и иного развития края.
Согласно пп. «Д» п. 3 ст. 103 Устава КК правительство края управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с законами края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, правительство Красноярского края как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления на территории региона обладает полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Кроме того, согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 437, в частности п. 7 Ответчик не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и соответственно не является уполномоченным органом государственной власти по принятию решения об изъятии Спорных объектов.
В качестве обоснования заявленных требований Заявитель также ссылается на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 апреля 2012 г. по делу № А33-110/2012 и на нормы ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако Министерство экономического развития Российской Федерации, как следует из текста вышеуказанного решения, не являлось участником дела и соответственно, ссылка Заявителя на ч. 2 ст. 69 АПК РФ необоснованна.
Также необоснованна ссылка Заявителя на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2054-р, поскольку указанным распоряжением устанавливается перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и соответственно не имеет отношения к заявленным требованиям.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о законности и обоснованности оспариваемого отказа, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.ст. 64, 65, 71, 123, 156, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ИП ФИО1– отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Семушкина В.Н.