ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-258916/20-133-1604 от 19.04.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Москва

23 апреля 2021 года                   Дело №А40-258916/20-133-1604

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Михайловой Е.В.

единолично

с участием представителей:

от истца: ФИО1, дов. № 04/2021 от 04.02.2021 г.. пред. Паспорт

от ответчиков:  не явка, извещен

протокол судебного заседания вела секретарь Степина А.А.

рассмотрел дело по иску, истца - ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" (197371, <...> ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 9Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.09.2013, ИНН: <***>)

к ответчикам: ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (115035 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА САДОВНИЧЕСКАЯ ДОМ 62СТРОЕНИЕ 3 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.08.2003, ИНН: <***>); МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>)

о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 1 138 234, 90 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к  ответчикам -  ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; Министерство обороны Российской Федерации.

Истец просит взыскать с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а при отсутствия денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженность по оплате жилищных и коммунальных по пустующим жилым помещениям в многоквартирном доме № 84 корп. 16 по Петергофскому шоссе, в г. Санкт-Петербург за период с 15.07.2019 г. по 30.09.2020 г. в размере 1 138 234,90 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 382 руб.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом мнения лиц участвующих в деле суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «ЖИЛСТРОЙСЕРВИС» (далее - ООО «ЖСС», Общество, Истец) на основании лицензии № 78-000284 выданной 15.05.2015 г Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга осуществляет лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами.

На основании решения о выборе управляющей организации от 15.07.2016 г единственного собственника всех помещений в многоквартирных домах по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ООО «ЖСС» осуществляет деятельность по оказанию управленческих услуг, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества. В целях реализации принятого решения 15.07.2016 г между управляющей организацией и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к Договору управляющая организация приступает к управлению в отношении отдельных объектов с даты ввода в эксплуатацию.

15.07.2019 г. срок действия договора управления, заключенного управляющей организацией и Министерством обороны Российской Федерации прекращен. Однако деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами ООО «ЖИЛСТРОЙСЕРВИС» осуществляет и до настоящего времени в соответствии с ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

За период с 15.07.2019 г. по 30.09.2020 г. по пустующим помещениям, расположенным в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 84 корпус 16, закрепленным на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ООО «ЖИЛСТРОЙСЕРВИС» оказаны услуги на общую сумму 1 138 234,90 руб.

Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию за № 78-78319000-971-2017-153 г. многоквартирный дом № 84 корп. 16 по Петергофскому шоссе в г. Санкт-Петербург введен в эксплуатацию 22.12.2017 г. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».

По сообщению ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ квартиры, расположенные в корпусах 5,12,16 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 84 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на основании приказов директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны за № 1195 от 11.05.2018 г.

Также данные обстоятельства подтверждаются выписками из единого государственного реестра прав объектов недвижимости.

Вышеуказанная задолженность сложилась из начислений собственнику жилых помещений за жилищные и коммунальные услуги по следующим квартирам за период с 15.07.2019 г. по 30.09.2020г.:- Петергофское шоссе, д. 84 корпус 16: 1 (15.07.2019-21.04.2020),2( 15.07.2019-13.02.2020),3 (15.07.2019-29.01.2020),4( 15.07.2019-10.02.2020), 5( 15.07.2019-23.10.2019), 6 (15.07.2019-30.09.2020), 7 (15.07.2019-30.09.2020), 8(15.07.2019-01.12.2019), 9 (15.07.2019-03.09.2019), 10 (15.07.2019-30.09.2020), 11 (15.07.2019-30.09.2020), 12 (15.07.2019 -11.09.2019), 14 (15.07.2019 -30.09.2020), 15 (15.07.2019-30.09.2020), 16(15.07.2019-09.01.2020), 17(15.07.2019-30.09.2020), 18( 15.07.2019-30.09.2020), 19(15.07.2019-30.09.2020),20(15.07.2019-30.09.2020),21(15.07.2019-30.09.2020),22(15.07.2019-13.05.2020), 23(15.07.2019-18.02.2020),24(15.07.2019-30.09.2020),26(15.07.2019-30.09.2020), 27 (15.07.2019-12.02.2020), 29 (15.07.2019-30.09.2020), 30 (15.07.2019-15.07.2019), 31 (15.07.2019-30.09.2020), 32 (15.07.2019-30.09.2020), 33(15.07.2019-30.09.2020), 34(15.07.2019-16.12.2019), 35(15.07.2019-12.02.2020),36(15.07.2019 - 30.09.2020).

Квартиры, расположенные в вышеуказанных домах являются федеральной собственностью и принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны. Согласно Выпискам из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником спорных квартир, является Российская Федерация. Правообладателем данных квартир является ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Иных прав на спорные квартиры за иными лицами не зарегистрировано.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в п. 1 ст. 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.

Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг,  не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества здания,.

Отсутствие соответствующего договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, в многоквартирном доме, либо признание его незаключенным, недействительным, не освобождает собственника помещения от обязанности нести соответствующие расходы и оплатить управляющей организации работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества по ставке, установленной в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с  пунктами 1,  2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

Кроме того, прямым указанием закона, а именно, в силу статей 120, 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно разъяснениям п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу  абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Таким образом, именно с момента государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в отношении которых истцом оказывались коммунальные услуги, оперативный управляющий и должен нести бремя расходов на содержание закрепленного за ним имущества.

В отзыве на исковое заявление Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) указывает, что часть жилых помещений в спорный период были заселены третьими лицами, которые в силу положений п. 1 и п. 5 ст. 153 ЖК РФ несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают как из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, так и из действий жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Исходя из буквального толкования пункт 6 части 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает улица, принявшего помещение но передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. Также, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 18.07.2006 № 373-0, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент государственной регистрации права собственности, а дата приемки объекта с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, так и на законных основаниях.

В соответствии с определением Верховного суда РФ от ! 8.05.2010 №18-810-21 свидетельство О государственной регистрации не является документом правообразующего или правоустанавливающего характера. Сам по себе акт регистрации носит правоподтверждающий характер и не считается самостоятельным основанием возникновения гражданских прав.

Таким образом, с момента подписания передаточного акта у физического лица возникают права владения и пользования жилого помещения, что является достаточным основанием для возникновения у него обязанности по оплате коммунальных услуг.

Расчет платы по пустующим помещениям, закрепленным на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, произведен по каждому помещению до даты передачи третьим лицам. Возражения по расчету, как и контрасчёт. Учреждение не представило.

Довод ответчика, что  Истцом неправомерно предъявлена к взысканию задолженность за переданные третьим лицам жилые помещения №№ I, 2, 3, 4, 8, 9, 13, 16, 27, 28, 30. 35. дома 84 корпус 16 Петергофское шоссе, противоречит материалам дела.

Все даты актов приема-передачи вышеупомянутых жилых помещений и указанных в отзыве на иск были учтены Истцом при расчете платы за пустующие помещения, расчет Истцом произведен по пустующим квартирам до даты передачи таких помещений третьим лицам.

При этом Ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт передачи помещений, указанных в отзыве на исковое заявление, в сроки, перечисленные в таблицах Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

Правовой статус ФГКУ  и неспособность отвечать по обязательству независимо от основания его возникновения являются условиями для субсидиарной ответственности собственника учреждения.

Учитывая, изложенное суд считает правомерными требования Истца о субсидиарном взыскании задолженности при недостаточности средств у Министерства обороны РФ.

Таким образом, обязательства по содержанию перечисленных в настоящем иске квартир должно нести ФГКУ  Министерства обороны Российской Федерации, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Судебные расходы по уплате госпошлины распределяются  в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 8, 9, 11, 12, 210,  ГК РФ,  153, 158 ЖК РФ руководствуясь ст.ст. 4, 65, 71, 75, 121, 123, 102, 110, 123, 167-170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с  ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (115035 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА САДОВНИЧЕСКАЯ ДОМ 62СТРОЕНИЕ 3 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.08.2003, ИНН: <***>), а при недостаточности средств с МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>) в пользу ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" (197371, <...> ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 9Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.09.2013, ИНН: <***>)  задолженность в размере  1 138 234,90 рублей, а также 24 382  рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в  течение одного месяца со дня  его принятия

Судья                                                                                    Михайлова Е.В.