ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело № А40- 260089/18-131-2295
04 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2019 года
Полный текст решения изготовлен 04 июня 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ответчик ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании 3 085 539 руб. 99 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности от 25.12.18г.
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 19.02.18., ФИО3 по доверенности от 20.10.2016г.
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 3 085 539 руб. 99 коп. денежных средств по государственному контракту № 2702630 «На выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок» от 25.12.2017г.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил дополнительные пояснения на отзыв.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представили дополнительный отав на иск, просит в иске отказать в полном объеме, поддержал заявление о пропуске срока исковой давности в части.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как указывает истец в исковом заявлении, на основании заключенного между ФКУ «ГЦСП МВД России» и ОАО «РЖД» Государственного контракта от 25.12.2017 № 2702630 «На выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок», который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации перевозок грузов в интересах подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также в интересах иных соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Истец, выступающий Государственным заказчиком по Государственному контракту, за счет средств федерального бюджета в рамках выделенных ему для этого лимитов бюджетных ассигнований осуществляет оплату услуг, оказанных Ответчиком, являющимся Головным исполнителем.
Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение Государственного контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат с учетом «Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок».
В соответствии с пунктом 3 Особенностей тарификации перевозок под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2016 №Л590, коэффициент индексации тарифов по воинским перевозкам составлял 3,043.
Ежегодно приказами ФАС России устанавливаются коэффициенты индексации тарифов, применяемые к базовым ставкам тарифов, умноженных на коэффициенты индексации тарифов, установленные регулирующими органами к предыдущему периоду.
Приказом ФАС России от 09.12.2016 №1749/16 (копия прилагается) установлены коэффициенты индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год -1,04.
Таким образом, единый коэффициент индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год должен составлять (3,043*1,04=3,164).
Приказом ФАС России от 09.12.2016 № 1747/16 «О внесении изменений и дополнений в приказ ФАС России от 10.12.2015 № 1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуг по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «Российский железные дороги» на 2017 год были проиндексированы действующие на момент вступления в силу данного приказа ставки сборов и плат раздела 2 части 1 Прейскуранта №10-01, за исключением тарифов на перевозки специальных грузов и воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы №2.
Таким образом, установленный приказом ФАС России от 09.12.2016 №1747/16 общий коэффициент индексации не подлежал применению Ответчиком к базовым ставкам тарифов, сборов и платы для перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом, оказанной Ответчиком в рамках Государственного контракта.
В указанном случае, по мнению Истца, следовало применять индексы тарифов на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования, установленных приказом ФАС России от 09.12.2016 № 1749/16, в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 27.12.2016 № 24240 (копия прилагается) об индексации действующих тарифов на перевозки железнодорожным транспортом воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы №2, ставки Единого воинского.
На основании изложенного у Истца образовалась вынужденная переплата за период с 01.09.2017 по 31.01.2018: по грузовым перевозкам 1 446 080 руб. 56 коп. перевозка ГСМ 1 399 751 руб. 40 коп.
Вместе с этим, в нарушение условий Государственного контракта, Ответчик осуществлял расчет платы за перевозку домашних вещей военнослужащих в контейнерах с учетом порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 № 1590, которым предусмотрены особенности тарификации перевозки воинских грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2005 № 429-30 определено, что к воинским относятся грузы, грузоотправителем и грузополучателем которых являются подразделения МВД России и ФС ВНГ РФ, следовательно, домашние вещи военнослужащих к категории воинских грузов не относятся, данное мнение так же изложено в абз. 1 письма Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» от 01.08.2017 №исх-4499/ЦФ.
Таким образом, расчет за осуществление перевозки домашних вещей военнослужащих в контейнерах следовало производить в соответствии с постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 № 47-т/5, то есть без применения тарификации, предусмотренной для перевозки воинских грузов.
На основании изложенного у Истца образовалась вынужденная переплата за период с 01.09.2017 по 31.01.2018: перевозка личных вещей 155 446 руб. 12 коп.
В результате выставленных Ответчиком счетов общая сумма переплаты Истцом по Государственному контракту за перевозку грузов, ГСМ и личных вещей составила 3 001 278 руб. 08 коп.
В целях досудебного разрешения спора, Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия от 08.06.2018 № 87-13/650, с предложением урегулирования вопроса по возврату излишне оплаченных Истцом денежных средств.
Информацию, изложенную в письме Ответчика от 25.06.2018 №ВС ТЦФТО-05-14/18/352 (копия прилагается), Истец не может рассматривать как ответ на поданную им претензию.
Таким образом, Истец полагает, что Ответчик не предпринял активных действий, направленных на урегулирование существующего спора во внесудебном порядке, претензия Ответчиком была оставлена без какого-либо объективного объяснения и, соответственно, без удовлетворения.
На основании изложенного, Ответчик без установленных законом иными актами или сделкой оснований, неосновательно получил денежные средства из федерального бюджета от Истца, в связи с чем на основании статьи 1102 ГК Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить сумму неосновательного обогащения.
Из материалов дела следует, ОАО «РЖД» правомерно произведен расчет тарифа на перевозки специальных и воинских грузов в соответствии с Государственным контрактом от 25.12.2017г. № 2702630, заключенным на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2016г. № 1590, подтвержден заключением Минтрансом России и позицией ФАС России.
Как следует из искового заявления, между ФКУ «ГСЦП МВД России» и ОАО «РЖД» заключен Государственный Контракт от 25.12.2017г. № 2702630 на выполнение воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с условием п. 2.1 Госконтракта Государственный заказчик поручает, а головной исполнитель обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим Головному исполнителю, воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах государственного заказчика и его подразделений, с привлечением подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 №1590.
Согласно пункту 5.4 Госконтракта, начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 № 1590.
В соответствии с п. 5.5 Госконтракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016г. №1590.
Таким образом, заключенным между ФКУ «ГСЦП МВД России» и ОАО «РЖД» Госконтрактом от 25.12.2017г. № 2702630 прямо установлено, что тариф за перевозку специальных и воинских грузов рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 № 1590.
О принятии данного Постановления Правительства РФ пунктом 10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 02.12.2016 №ДМ-П9-71пр было дано поручение: «Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минобороны России, МВД России, Росгвардией до 30 декабря 2016 г. обеспечить принятие постановления Правительства РФ «О мерах по организации воинских и специальных железнодорожных перевозок», предусматривающего закрепление равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов».
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016г. № 1590, его действие распространилось на правоотношения, возникшие с 01.01.2017г. на воинские и коммерческие перевозки, которые подлежат тарификации по единому тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Поэтому, доводы ФКУ «ГЦСП МВД России» о том, что в расчетах платы за перевозку грузов ОАО «РЖД» следовало применять индексы тарифов на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования, установленных приказом ФАС России от 09.12.2016г. №1749/16 и ставки Единого воинского тарифа является необоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 №1590 утверждены с 01.01.2017г. Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок. В соответствии с п. 3 Особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее -коэффициент индексации тарифов).
В разделе II Особенностей тарификации установлено, что в значения формулы следует подставлять размеры тарифов из тарифного руководства, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Таким образом, ОАО «РЖД» правильно применило к перевозкам ФКУ «ГСЦП МВД России» тарифы, установленные Прейскурантом 10-01 «Тарифы за перевозку грузов и услуги инфраструктур, выполняемые Российскими железными дорогами», утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 №47-т/5, проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 №1226/15, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2015 №40184, а также приказом ФАС России от 09.12.2016 №1747/16, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2016 № 44865, в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации 31.12.2016 №1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 № 1747/16 и Прейскурант 10-01 , утвержденный Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 №47-т/5., содержат тарифы с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий 2017год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта. Этот приказ зарегистрирован в Минюсте России, официально опубликован, является нормативно-правовым актом, устанавливающим обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Приказ ФАС России от 09.12.2016г. №1749/16 не может быть использовании при определении тарифа, он не зарегистрирован в Минюсте России, не имеет официальной публикации, не является нормативно-правовым актом.
ОАО «РЖД» обратилось в ФАС России от 23.08.2018 №исх-16167 с просьбой разъяснить порядок применения индексов к ставкам платы за воинские и специальные перевозки с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. №1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок».
ФАС России от 22.10.2018г. № АР/84845/18 сообщил, что до вступления в силу проекта изменений в приказ от 10.12.2015 №1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД» (в редакции приказа ФАС России от 09.12.2016 №1747/16), стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
10.09.2018г. ФАС России издан приказ №1273/18, в соответствии с которым установлены индексы к действующим тарифам, ставкам и сборам за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов и внесены в приказ ФАС России от 10.12.2015 №1226/15 изменения (из п.1, п.2-5 приложения №1 исключены слова «и воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы №2). При этом, сами индексы к ставкам Прейскуранта №10-01 норм Постановления Правительства РФ №1590 от 31.12.2016г., включая порядок тарификации указанных перевозок.
24.01.2019г. Министерством транспорта Российской Федерации в адрес Минобороны России, МВД России, ФСБ России направлено письмо №ВТ-Д4-22/828 с разъяснением порядка тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок. Письмом от 24.01.2019г. №Д4/1393-ИС указанное заключение направлено и в адрес ОАО «РЖД».
Доводы, изложенные Минтрансом России аналогичны позиции ОАО «РЖД», изложенной выше. И вывод к которому приходит Минтранс России заключается в том, что индексы, установленные в приказах ФАС России от 10.12.2015г. №1226/15 и от 09.12.2016г. №1747/16 применяются к правоотношениям, возникшим в 2017-2018г.г., и соответственно, ограничения, указанные в п.2 приказа ФАС России от 10.09.2018г. №1273/18 о его применении с 02.12.2018г. не применяются к установленным в государственных контрактах индексам 2017-2018гг.
Следовательно, правомерно применение к тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, осуществленных в 2017-2018гг. тарифов, установленных Прейскурантом 10-01, с учетом индексации, установленной приказом ФАС России от 10.12.2015г. №1226/15 (в редакции приказа ФАС России от 09.12.2016г. №1747/16 ) для коммерческих грузов.
Заключенным между ФКУ «ГСЦП МВД России» и ОАО «РЖД» Государственным Контрактом от 25.12.2017г. № 2702630 прямо установлено, что тариф за перевозку указанных грузов рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 №1590.
Таким образом, учитывая Разъяснение Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, при расчете провозной платы по Госконтракту от 25.12.2017г. № 2702630 ОАО «РЖД» правомерно применило общий порядок индексации, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015г. №1226/15 (в редакции от 09.12.2016 №1747/16).
Кроме того, со стороны истца Государственный контракт подписан Начальником ФКУ «ГЦСП МВД России без возражений. Акты оказанных услуг по Государственному контракту, а также ежемесячные счета на оплату провозных платежей подписаны истцом без разногласий, суммы провозных платежей за спорный период перечислены истцом платежными поручениями добровольно.
Сложившаяся судебная практика по аналогичным делам, по которым Девятым арбитражным апелляционным судом решения Арбитражного суда г. Москвы оставлены в силе, свидетельствует об обоснованности позиции ОАО «РЖД» по данной категории споров: от 31.01.2019г. № А40-287201/18, от 14.02.2019г. № А40-273679/18, от 06.02.2019г. № А40-237785/18, от 11.02.2019г. № А40-176013/18. Кроме того, имеются решения Арбитражного суда г.Москвы по аналогичным делам в пользу ОАО «РЖД», не прошедшие апелляционную инстанцию по делам: А40-230815/18, А40-273675/18, А40-237789/18, А40-273679/18, А40-260085/18, А40-260094/18, и т.п.
В соответствии с ч. 1 с. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец документально не подтвердил отсутствие со стороны ответчика оплаты за оказанные услуги, не подтвердил сам факт оказания услуг в указанный истцом период, тогда как в силу ст.ст.65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования истца как противоречащие условиям госконтракту, основаниям иска и нормам права.
Учитывая, что в удовлетворении иска отказано, оснований для рассмотрения заявления о пропуске срока исковой давности, в данном конкретном деле, не имеется.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на истца.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 193, 196, 200, 307, 309, 310, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 121, 123, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова