Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
25.02.2019Дело № А40-262463/18-11-2231
Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2019
Полный текст решения изготовлен 25.02.2019
Арбитражный суд в составе:
Судьи: Дружининой В.Г. (единолично)
РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (440008, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 11.12.2013)
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОМУ ХРАНЕНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 70855)» (115487, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 09.12.2009)
3-е лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (109074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 06.05.2004)
о взыскании 2 523 227 руб. 85 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1., по доверенности б/н от 13.03.2018г., паспорт
от третьего лица: не явилось, извещено,
УСТАНОВИЛ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОМУ ХРАНЕНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 70855)» о взыскании задолженности по оплате взносов в фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, начисленную за период с 01.09.2017 по 31.08.2018 в размере 2 442 424 руб. 32 коп. и пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, за период с 26.11.2017 по 16.10.2018 в размере 80 803 руб. 53 коп.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания полномочных представителей не направили, в связи с чем, спор рассмотрен в отсутствие представителей Истца и третьего лица в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчик исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения Ответчика, оценив в совокупности представленные доказательства, что исковые требования подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в оперативное управление ФБУ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОМУ ХРАНЕНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 70855)» (Ответчик) переданы помещения, расположенные по следующим адресам: <...> что подтверждается выписками из ЕГРН. Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона Пензенской области № 2403-ЗПО от 01.07.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области», постановлением Правительства Пензенской области от 28.06.2013 № 455-ПП, и является региональным оператором, который осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч.1 ст. 180 ЖК РФ, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. В соответствии ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 № 95-пП «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области». Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области 24 февраля 2014 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 14 от 13 марта 2014 г., следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников МКД на территории Пензенской области возникла с 01 ноября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в многоквартирных домах по указанным адресам способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.
На 2017 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 № 546-пП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц. На 2018 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 23.10.2016 № 510-пП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц.
Как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2017 года по 31.08.2018 года, в результате чего образовалась задолженность на общую сумму 2 442 424 руб. 32 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия от 12.09.2018 года исх. № 294/18-п о необходимости оплаты задолженности. Ответ на указанную претензию Ответчиком не направлен, денежные средства не оплачены, что и послужило основанием для обращения Истца с настоящим иском.
Ответчик, возражая по заявленному иску, указывает, что в рамках президентской федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 в редакции от 09.04.2016 № 277-6, в целях предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-«О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» в городе Пензе было построено три многоквартирных жилых дома (ул. Антонова, <...>, д. 62).
Указанные объекты в установленном порядке отнесены к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебных жилых помещений и включены в адресный перечень домов, расположенных в Пензенской области, собственники жилых помещений которых обязаны формировать региональный фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.
При этом, соблюдения бюджетной дисциплины, финансирование регионального фонда капитального ремонта Пензенской области за счет средств федерального бюджета, направляемых в виде субсидий на содержание Федерального управления, является нарушением принципов бюджетного законодательства Российской Федерации в области межбюджетных отношений. Техническое обслуживание специализированного жилого фонда осуществляется за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, запланированных на эти цели в программе. Таким образом, финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Пензенской области за счет средств программы нарушают принципы бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доводы Ответчика, изложенные в отзыве на иск, судом отклоняются как необоснованные, исходя из следующего.
До рассмотрения настоящего спора, Пензенским областным судом по делу № 3а-110/2017 вынесено решение по иску ФБУ «ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)» к Правительству Пензенской области об оспаривании отдельных положений Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2017 № 95-ПП в части включения в региональную программу трех многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. Антонова в г. Пензе – №№ 56, 58, 62.
Решением Пензенского областного суда от 30.11.2017 года по делу № 3а110/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2018 года административное исковое заявление ФБУ «ФУ БХУХО при Минпромторге России (в/ч 70855)» оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что строения, расположенные по адресам: <...>, представляют собой объемные строительные системы, образованы совокупностью жилых помещений (сто и более квартир), содержат помещения общего пользования, элементы, относящиеся к общему имуществу в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (коридоры, лестницы, лестничные площадки, лифты, подвалы, чердаки, технический этаж, общие инженерные коммуникации и др.), и по своим характеристикам, приведенным в технической документации, имеют статус многоквартирных домов.
В связи с тем, что указанные многоквартирные дома являются объектами регулирования жилищного законодательства, и не обладают признаками, перечисленными в пункте 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1-1 статьи 9 Закона Пензенской области от 1 июля 2013 года № 2403-ЗПО, исключающими возможность их включения в Региональную программу капитального ремонта, принятие Правительством Пензенской области оспариваемых нормативных положений, соответствует вышеприведенным нормам материального права, имеющим большую юридическую силу.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо изъятий для включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта применительно к форме собственности на жилые помещения (собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или частная собственность), целям использования жилищного фонда (жилищный фонд социального использования, специализированный, индивидуальный, коммерческого использования), механизму финансирования их строительства (в рамках реализации государственных и муниципальных целевых программ либо долевого строительства), а также количеству жилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих одному собственнику.
Включение многоквартирных домов в указанное нормативное регулирование не ставится законодателем в зависимость от наличия согласия правообладателей жилых помещений на участие в региональной программе капитального ремонта. Таким образом, предусмотренных законом оснований для исключения многоквартирных домов №№ 56, 58, 62 по ул. Антонова в г. Пензе из Региональной программы капитального ремонта не имеется.
Многоквартирные дома №№ 56, 58, 62 по ул. Антонова в г. Пензе, расположены в жилом микрорайоне населенного пункта за пределами специально выделенной и охраняемой территории объекта по хранению и уничтожению химического оружия в п. Леонидовка Пензенской области, предназначены для проживания сотрудников указанного объекта и членов их семей, непосредственно не используются в производственных целях, в связи с чем, не подпадают под понятия объектов по хранению и уничтожению химического оружия, приведенные в статье 1 Федерального закона от 2 мая 1997 года№76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
Ссылка Ответчика и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 № 305, предусматривающие включение жилой зоны в объекты основного производства, не свидетельствуют об ином правовом статусе указанных многоквартирных домов и незаконности включения спорных многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 № 95-пП.
Вопреки доводам Ответчика и третьего лица по делу, ранее действовавшая на момент принятия оспариваемых положений редакция п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ не исключала многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, из установленного жилищным законодательством нормативного регулирования в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает включение в региональную программу капитального ремонта перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Из толкования и структурного построения указанной нормы права следует, что ее изложение в новой редакции направлено лишь на уточнение, а не на расширение ранее приведенного перечня всех многоквартирных домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта.
В силу положений ч. 3 ст. 30, ч. 1 и 3 ст. 158, ст. 169 ЖК РФ и правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, на Российскую Федерацию как самостоятельного, полноправного участника жилищных отношений и собственника помещений в многоквартирных домах возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.
В данном случае обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества является универсальной для всех обладателей права собственности и не может быть поставлена в зависимость от количества принадлежащих им помещений в многоквартирном доме, ее исполнение направлено на обеспечение не только прав и законных интересов самих собственников, но и прав и законных интересов иных лиц, а также достижение публично-значимых целей (сохранность жилищного фонда, его целевого назначения, создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан).
В силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в статье 16 АПК РФ, стабильности судебных актов и правовой определенности, обстоятельства, установленные по делу № 3а-110/2017 и имеющие определенную взаимосвязь с настоящим делом, должны быть приняты судом во внимание.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанности по внесению указанных платежей, требования истца о взыскании задолженности в размере 2 442 424 руб. 32 коп., в соответствии со ст.ст. 8, 12, 210, 249, 290, 309, 310 ГК РФ, ст.ст. 7, 158, 169, 170 ЖК РФ подлежат удовлетворению.
Согласно положениям части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Так, истцом на сумму задолженности начислена неустойка за период с 26.11.2017 года по 16.10.2018 года в размере 80 803 руб. 53 коп.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязанности по внесению указанных платежей, суд приходит к выводу о правомерности заявленного требования и взыскании с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 80 803 руб. 53 коп. согласно расчета истца, который проверен судом и признан обоснованным.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 309, 310, 330, 606, 614 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65,70, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОМУ ХРАНЕНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 70855)» в пользу РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ сумму задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, начисленную за период с 01.09.2017 по 31.08.2018 в размере 2 442 424 (два миллиона четыреста сорок две тысячи четыреста двадцать четыре) руб. 32 коп.; пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, за период с 26.11.2017 по 16.10.2018 в размере 80 803 (восемьдесят тысяч восемьсот три) руб. 53 коп.; расходов по уплате госпошлины по иску в размере 35 616 (тридцать пять тысяч шестьсот шестнадцать) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья: В.Г. Дружинина