ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-265041/18-130-2792 от 10.01.2019 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                       

Резолютивная часть решения в порядке ч.1 ст. 229 АПК РФ вынесена 10 января 2019 года

Мотивированное решение составлено 30 января 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Кукиной С.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление ООО «Стар Бет»

к ИФНС России № 25 по г. Москве

об оспаривании постановления ИФНС России № 25 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 24.10.2018 г. № 13-25/2018,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Стар Бет» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 25 по г. Москве (далее – Инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления ИФНС России № 25 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 24.10.2018 г. № 13-25/2018.

Определением от 08.11.2018г. заявление ООО «Стар Бет» принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

На основании частей 1, 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.  Копии определения о принятии искового заявления согласно информации с официального сайта Почты России http://www.russianpost.ru  вручены заявителю и ответчику.

Резолютивная часть решения в порядке п. 1 ст. 229 АПК РФ по делу № А40-265041/18-130-2792 изготовлена 10 января 2019г. и размещена на сайте суда 11 января 2019г.

В соответствии с п.2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

14 января 2019 года в материалы дела от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения суда.

Рассмотрев материалы дела, доводы заявления, отзыва на него, исследовав и оценив по правилам ст.71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд считает требования ООО «Стар Бет» не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

С учетом представленных сторонами доказательств суд считает, что заявителем  был соблюден срок, предусмотренный  ч. 1  ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2  ст. 208 АПК РФ на обжалование оспариваемого Постановления.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование заявления Общество ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, настаивает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. Судом установлено, что заявителем указанный срок не пропущен.

Как следует из материалов дела, Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.10.2018 № 13-25/2018 начальника ИФНС России № 25 по г. Москве Мельничука А.Г. {далее -Постановление) ООО «Стар Бет» (далее - Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Как следует из текста обжалуемого постановления Обществу вменяется в вину тот факт, что оно нарушило требования статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее ФЗ-115 от 07.08.2001), выразившееся в представлении в Росфинмониторинг сообщений о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением срока предоставления.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Заявитель полагает, что имеются основания для квалификации вменяемого правонарушения как малозначительного, так как Общество полностью соблюдает требования ФЗ-115 от 07.08.2001 - разработало правила внутреннего контроля, назначило специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимает иные внутренние организационные меры в указанных целях. Незначительная задержка в сроке представления документов в Росфинмониторинг не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, так как проведенная Обществом проверка не выявила среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Ответчиком представлены материалы дела об административном правонарушении и отзыв, в котором Инспекция против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на то, что факт совершения Заявителем административного правонарушения доказан, вина Заявителя установлена, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствуется следующим.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Инспекцией в соответствии с утвержденным ФНС России планом проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2018 год на основании распоряжения о проведении плановой проверки от 03.05.2018 № 1, распоряжения о продлении срока проверки от 02.08.2018 № 1/3, в период с 10.05.2018 по 30.08.2018 проведена плановая выездная проверка ООО «Стар Бет» на предмет соблюдения всех лицензионных требований, установленным пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № ИЗО «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (далее - Положение № 1130).

По результатам выездной проверки Инспекцией составлен акт от 30.08.2018 № 1, вынесено предписанием 1 от 30.08.2018г.

Инспекцией на основании акта проверки составлен протокол от 11.10.2018 № 13-25/2018 об административном правонарушении, который нарочно вручен представителю ООО «Стар Бет» 11.10.2018, о чем свидетельствует отметка о получении представителя Общества.

По результатам рассмотрения акта от 30.08.2018 № 1, протокола от 11.10.2018 № 13-25/2018 об административном правонарушении и других материалов дела, Инспекцией вынесено Постановление от 24.10.2018 № 13-25/2018 по делу об административном правонарушении и назначено ООО «Стар Бет» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Подпунктом «3» пункта 4 Положения утверждено условие обеспечение лицензиатом выполнения требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закон № 244-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ Организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии Федеральным законом № 244-ФЗ правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441. Пунктом 3 Правил установлено, что организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение, в том числе требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-Ф) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме (далее - организации).

Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Нормами Федерального закона № 115-ФЗ регламентировано, что организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах предоставляют в Росфинмониторинг сведения, а также информацию об операциях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Инспекцией направлен запрос от 27.03.2018 № 21-09/11415 в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) о предоставлении сведений о соблюдении (несоблюдении) лицензиатом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Из полученной информации Росфинмониторинга (исх. № 22-04-05/4865-дсп от 28.04.2018) следует, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, лицензиатом предоставлялись за 2016 год; за 2017, 2018 (на конец апреля 2018) не предоставлялись, формализованные электронные сообщения (по форме ФЭС-З-ФМ) в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении инструкции о представлении в Росфинмониториг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Стар Бет» предоставляются.

Вместе с тем, пунктом 7 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 данная информация предоставляется в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Из анализа поступившей информации из Федеральной службой по финансовому мониторингу, следует, что ООО «Стар Бет» в Росфинмониторинг предоставил с нарушением срока сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

- за период проверки с 01.10.2017 по 31.12.2017, 31.01.2018, количество дней, прошедших после истечения установленного срока, составила 11 дней.

Таким образом, ООО «Стар Бет» не исполнило требования статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена: частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Объективную сторону вышеуказанного правонарушения, образует неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение, которого установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Довод заявителя об отсутствии причинения вреда в результате совершенного правонарушения не является основанием для признания его малозначительным. Следует учитывать, что конструкция состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в виде несвоевременного предоставления сведений, подлежащих обязательному контролю противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, влекущем за собой затруднение выполнения своих функций со стороны контролирующего органа, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.

При этом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью по делу не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не может быть признано малозначительным.

Судом установлено, что при назначении административного наказания за совершенное административное правонарушение на Заявителя постановлением от 24.10.2018 № 13-25/2018 наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ - 50 000 руб.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае Организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Таким образом, Заявитель подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы наделены полномочиями по привлечению юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

По мнению суда, вина ООО «Стар Бет» в совершении административного правонарушения доказана и подтверждена материалами дела об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ч.1 ст.15.27 КоАП РФ судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в размере 50 000 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и Представление от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 вынесены в соответствии с действующим законодательством, а, следовательно, у суда не имеется оснований для отмены Постановления от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и Представления от 24.10.2018 г. № 13-25/2018.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

При таких обстоятельствах, Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Доводы же заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.

Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, и расцениваются судом, как направленные исключительно на уклонение от административной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.5, 15.25 (6.3), 23.5, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 29.5, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 110, 167-170, 176, 198, 208, 210, 211 АПК РФ, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Стар Бет»  об отмене постановления № 13-25/2018 от 24.10.2018  г., вынесенного Инспекцией ФНС России № 25 по г. Москве, о привлечении ООО «Стар Бет» к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. – отказать.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                 С.М. Кукина