ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
«21» апреля 2010 года Дело № А40-2659/10-122-39
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 года.
Арбитражный суд г.Москвы
в составе: председательствующего судьи Девицкой H.Е.
при ведении протокола судьей Девицкой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ОАО «Газпром»
к ответчику: ЦЭТ
о признании незаконным действий ЦЭТ по отказу в принятии таможенных деклараций и обязании принять полные таможенные декларации
при участии:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 03.09.08, № 01/0400-562д),
от ответчика: ФИО2 (дов от 25.12.09, б/н),
установил:
Заявитель оспаривает действия Центральной энергетической таможни по отказу в принятии полных таможенных деклараций (бланки №№ 38332453, 38332456, 38332487, 38332490, 38332491, 38332492, 55791001,55791002,55791004, 55791006).
Заявление мотивировано тем, что таможенный орган не вправе требовать представления документов, отсутствующих у сторон внешнеэкономической сделки и составление которых не предусмотрено действующим законодательством и соглашением сторон; таможенный орган не вправе предъявлять требования к содержанию перевозочных документов, составленных в порядке, определяемом соглашением сторон, правилами международной торговли, обычаями делового оборота.
Ответчик требования не признает по доводам отзыва, ссылаясь на то, что действия ЦЭТ по отказу в принятии полных таможенных деклараций осуществлены в рамках действующего таможенного законодательства, а именно, представленный заявителем пакет документов без представления транспортных (перевозочных) документов, подтверждающие сведения о количестве и состоянии перемещаемого по полной ГТД в рамках конкретного договора природного газа, имевших место до его убытия с таможенной территории Российской Федерации, делает невозможным проведение таможенного контроля соответствия состояния товара, полноты и достоверности предъявляемых к таможенному оформлению документов, поскольку регионом деятельности таможенных органов является Таможенная территория Российской Федерации,
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем соблюден.
Согласно материалам дела, 16.12.2009 года, 17.12.2009 года и 18.12.2009 года ОАО «Газпром» представило в ЦЭТ полные грузовые таможенные декларацию бланки №№ 38332453, 38332456, 38332487, 38332490, 38332491, 38332492, 55791001,55791002,55791004, 55791006 на поставки природного газа иностранным покупателям.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Таможенного кодекса РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе транспортных (перевозочных) документов. При этом, в соответствии с п. 3 приказа ГТК РФ от 15.09.2003 № 1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи»; приказом ФТС России от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о Порядке заполнения ГТД и транзитной декларации» в качестве транспортных (перевозочных) документов при декларировании указанных товаров в качестве транспортных (перевозочных) документов принимаются: акты о фактических поставках товаров, оформленные на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение товаров (акты приема-сдачи нефти, акты сдачи-приемки природного газа, акты приема (сдачи) нефтепродуктов, акты приема-передачи электроэнергии), и договор с транспортной организацией на перевозку товара либо документ, подтверждающий право пользования трубопроводным транспортом или линиями электропередачи.
Согласно условиям договора приемка и передача газа осуществляется в общем потоке в оговоренных в пунктах сдачи-приемки. Указанные пункты являются географическими точками в районе соответствующих ГИС, ближайших к месту пересечения газопроводами государственных границ. Контрактами установлены места (пункты) сдачи природного газа.
На основании технических данных, зафиксированных на указанных пунктах, составлены акты на общий объем поставленного газа.
По итогам месяца поставки на основании технических актов с каждого пункта входа и выхода ОАО «Газпром» составлены документы, подтверждающие фактические количества газа, поставленного через территорию Российской Федерации. Данные документы в целях таможенного оформления были представлены ОАО «Газпром» таможенному органу в пакетах документов с декларациями.
Указанные комплекты документов были представлены в таможенный орган, который отказал в приме ПГТД со ссылкой на положения пп. 2.5 ст. 132 ТК РФ и п. 18 Приказа ГТК России от 28.11.2003г. № 1356.
Причиной отказа послужило не представление, по мнению таможенного органа, транспортных (перевозочных) документов, необходимых для таможенного оформления, а именно на фактические поставки природного газа по договору, ОАО «Газпром» не представлены транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие сведения о количестве и состоянии (качестве) природного газа, имевших место до его убытия с таможенной территории Российской Федерации, а именно: не представлены акты сдачи-приемки и сертификат качества природного газа, оформленный на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение природного газа трубопроводным транспортом через таможенную границу Российской Федерации на основании конкретных договоров.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что в силу положений пункта 28 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под транспортными (перевозочными) документами понимается коносамент, накладная, иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.
В Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 14.07.2003 № 12-П по делам о проверке конституционности положений Таможенного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ, в т.ч. касающихся требований к предъявляемым транспортным (перевозочным) документам суд пришел к выводу, что по смыслу ч.1 ст. 8, ч.1 ст.19, ч.1 ст. 34 и ч.1 ст. 35 Конституции РФ, федеральный законодатель, принимая законы в области таможенного регулирования, обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности. Согласно выработанной Конституционным судом РФ правовой позиции в качестве транспортных (перевозочных) документов может быть представлен любой документ, допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов, поскольку он обладает доказательственным значением (п.2.3. постановления от 14.07.2003г. № 12-П).
Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» установлено, что транспортные (перевозочные) документы представляются при декларировании товаров лишь если их составление до перевозки предусмотрено транспортными правилами ( пл. «т» п. 15). В отличие от перевозки товаров иными видами транспорта порядок заключения и исполнения договора транспортировки трубопроводным транспортом не урегулирован ни Гражданским кодексом РФ, ни транспортными уставами (правилами). Правоотношения сторон в процессе оказания услуг по транспортировке газа регулируются непосредственно соглашениями участников внешнеэкономическойсделки. Ни нормами гражданского законодательства РФ, ни международными правовыми актами не предусмотрено составление до убытия товара и при оказании услуг транспортировки газа какого-либо товаросопроводительного документа, аналогичного накладной или коносаменту, в котором содержались бы сведения о передаваемом товаре (включая количество и индивидуализирующие признаки).
Пунктом 3 приказа ГТК России от 15.09.2003 № 1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи» предусмотрено предоставление при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу лишь актов о фактических поставках товара. В соответствии с пп.4 п.4, абзацем 8 пп.4 п.1 ст. 165 Налогового кодекса РФ для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товара в случае вывоза товаров трубопроводным транспортом копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих факт приема товара к перевозке, не представляются.
В договорах ОАО «Газпром» с покупателями и газотранспортными организациями не предусмотрено составление какого-либо товаросопроводительного документа до убытия товара. Договорами, заключенным ОАО «Газпром» с газотранспортными обществами, предусмотрено лишь составление акта сдачи-приемки газа по результатам оказанных услуг в текущем месяце, составленного в отношении общего количества товара, поставляемого общим потоком, т.е. одновременно для всех покупателей сразу, (технический месячный акт сдачи-приемки газа), определяемого путем суммирования ежесуточных показаний всех замерных ниток за отчетный месяц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что составление до убытия газа актов приемки-передачи газа на границе с указанием конкретных объемов и получателей по конкретным договорам, не предусмотрено соглашением сторон и обычаями делового оборота и таможенный орган не вправе требовать от Общества представления данных транспортных (перевозочных) документов.
Необходимо отметить то обстоятельство, что таможенным органом не были учтены технологические особенности транспортировки газа, в соответствии с которой действующая система транспортировки, диспетчеризации и учета газовых потоков делает невозможным исполнение ОАО «Газпром» требования ЦЭТ.
Система газоснабжения (как российская, так и сопредельных государств) отличается значительной протяженностью, разветвленностью, наличием подземных хранилищ газа, что влечет широкую возможность для поставщика выбора направлений, по которым будет осуществляться подача газа.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об экспорте газа» ОАО «Газпром» имеет исключительное право на экспорт газа, в силу чего необходимость ведения раздельного учета поставок газа по поставщикам и соответствующему количеству отсутствует; поставка газа осуществляется в общем потоке с учетом контрактных обязательств обществ; поставки газа осуществляются непрерывно, в связи с чем, отсутствует возможность разделения товара на партии, происходит технологическое смешивание различных по количеству и качеству объемов газа, а также замещение, что учитывается Таможенным кодексом РФ (ч. 3 ст. 310); в связи с отсутствием возможности индивидуализировать партии товара (ст. 316 Таможенного кодекса РФ) не существует конкретных маршрутов его транспортировки и, соответственно, маршрутных поручений; дочерние газотранспортные организации, осуществляющие транспортировку газа, располагают лишь информацией о переданных на приграничных узлах замера общих объемах газа.
Статьей 6 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В составе указанной системы действуют многониточные газопроводы, состоящие из отдельных магистральных газопроводов, технологически связанных между собой перемычками, которые позволяют маневрировать транспортными потоками.
Одновременно имеющиеся особенности транспортировки газа дополняются особенностями самого газа, являющегося сжимаемой средой и характеризующегося непрерывным изменением физических и химических свойств (Отраслевой стандарт «Газы горючие природные, поставляемые и транспортируемые по магистральным газопроводам ОСТ 51.40-93).
В силу указанных причин, не представляется возможным достоверно определить, газ для какого покупателя перемещен через отдельную газоизмерителъную станцию, то есть невозможно установить контроль физического прохождения конкретных объемов газа по определенному маршруту до конечного потребителя.
Кроме того, указанные особенности учитываются действующим таможенным законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 310 Таможенного кодекса РФ для таможенных целей допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническим регламентами и национальными стандартами, действующими в РФ. В соответствии со ст. 316 Таможенный кодекс РФ идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не осуществляется.
Таможенным органом указано на невозможность проведения таможенного контроля соответствия состояния товара, полноты и достоверности предъявляемых к таможенному оформлению документов, без представления истребуемых им документов, поскольку регионом деятельности таможенных органов является таможенная территория Российской Федерации.
Признавая данный довод несостоятельным, суд учитывает, что согласно ст. 367 Кодекса при осуществлении таможенного контроля путем проверки документов и сведений таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные декларантом при таможенном оформлении, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, а также другими способами. При этом, согласно ч. 3 ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных документах.
При этом, перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления поставок товаров трубопроводным транспортом, ограничен в силу частей 1-3 ст. 63 Таможенного кодекса РФ, приказа ФТС России от 25.04.2007 № 536, приказов ГТК России от 15.09.2003 № 1013, ФТС России от 04.09.2007 № 1057, а суд приходит к выводу, что представленные ОАО «Газпром» при декларировании сведения количественно определены, достоверны и подтверждены документально и для целей таможенного контроля таможенный орган не вправе был требовать предоставления иных документов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия таможенного органа являются незаконным и нарушающим права и интересы заявителя.
В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ и ст.ст. 104 и 110 АПК РФ оплаченная заявителем при обращении в суд госпошлина подлежит возврату.
На основании вышеизложенного, Таможенного кодекса РФ, а также, руководствуясь ст.ст.16,29,64-68,75,110,167-170,198-201 АПК, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Центральной энергетической таможни по отказу ОАО «Газпром» в принятии полных грузовых таможенных деклараций (бланки №№ 38332453, 38332456, 38332487, 38332490, 38332491, 38332492, 55791001,55791002,55791004, 55791006).
Восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя, обязать Центральную энергетическую таможню в течение 10 дней после вступления решения в законную силу принять у ОАО «Газпром» полные грузовые таможенные декларации (бланки №№ 38332453, 38332456, 38332487, 38332490, 38332491, 38332492, 55791001,55791002,55791004, 55791006).
Проверено на соответствие Таможенному законодательству.
Возвратить ОАО «Газпром» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи ) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая