Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-268172/19 112-2127 |
февраля 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2020 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Анушкиной Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ" 142840, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД СТУПИНО, РАБОЧИЙ <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.04.2009, ИНН: <***> к ответчику МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 123007, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ ХОРОШЁВСКОЕ, ДОМ 40А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.06.2003, ИНН: <***>
о взыскании задолженности в размере 1 502 625,46 руб.
в заседании приняли участие: от истца - ФИО1 (дов. от 05.04.2019 г.), от ответчиков – ФИО2 (дов. от 05.09.2019 г., от 30.09.2019 г.)
У С Т А Н О В И Л:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании задолженности и неустойки в размере 1 502 625,46 руб.
Ответчики, исковые требования не признали, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, представил контр расчет неустойки.
Изучив материалы дела, суд установил, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на собрании собственников многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: Московская обл., Ступинский p-он, <...>, выбран способ управления - управляющей компанией ООО «Михневская УК».
12.05.2015г. получена лицензия №622 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
ООО «Михневская УК» осуществляет деятельность по управлению общим имуществом данного дома с 12 мая 2015г.
01.04.2016г. произошла смена наименования управляющей компании с ООО «Михневская УК» на ООО «Управляющая организация Левобережная».
За Министерством обороны РФ в указанном доме закреплены 24 квартиры (кв.1, 3, 7, 8, 16, 17, 18, 22, 26, 27, 31, 37, 41, 54, 57, 59, 60, 67, 69, 70, 72, 77, 78, 82.).
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления квартиры, расположенные в доме № 15 по ул. Ленина, рп. Михнево, Ступинского р-на, Московской области.
В соответствии с приказом № 3184 от 09.10.2012г. «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» балансодержателем спорных квартир является ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ. Таким образом, предметом спора являются общие права и обязанности ответчика и соответчика.
В период с 01.07.2018 года по 31.07.2019. ответчик не оплачивал содержание и текущий ремонт, отопление жилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих Российской Федерации, в лице Министерства обороны РФ, расположенных по адресу: 142840, <...>, в связи с чем образовалась задолженность.
В адрес Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ ежемесячно направлялись счета и акты выполненных работ по кв.1, 3, 7, 8, 16, 17, 18, 22, 26,27, 31, 37,41, 54, 57, 59, 60, 67, 69, 70, 72, 77, 78, 82 по ул. Ленина, рп. Михнево, Ступинского р-на, Московской области.
15 августа 2018г. в адрес Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ были направлены претензии о необходимости погасить затраты по содержанию, текущему ремонту, отоплению и ОДН. Данные претензии остались без удовлетворения.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за помещение и коммунальные услуги.
В нарушение действующего законодательства ответчики без заключения с истцом, как с обслуживающей организацией, соответствующего договора, неосновательно обогатились в виде сбережённых доходов, понесённых истцом за период с 01.07.2018 года по 31.07.2019 года включительно на общую сумму 1 316 433,05 руб. по оплате коммунальных услуг на содержание, текущему ремонту, и отоплению жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу ст. 155 ЖК РФ ответчику надлежит уплатить пени в размере 156 192,41 руб.
Согласно п. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти или уполномоченные ими лица.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Такое учреждение также несет бремя содержания закрепленного за ним имущества.
Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу п.1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В связи с этим, ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, установленной статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую распространяются особенности, установленные п. 4 статьи 123.22 ГК РФ.
В силу п. 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами.
Статьёй 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственнойвласти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ определяет, что главный
распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета
муниципального образования выступает в суде соответственно от имени
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской
Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской
Федерации от 29.12.2008г. № 1053 установлено, что Министерство обороны
Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом,
находящимся в ведении Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве
постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему
федеральных государственных унитарных предприятий и государственных
учреждений.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Разделом 1 Правил N 491 определен состав общего имущества собственников, а также установлены требования к содержанию общего имущества.
Пунктом 12 Правил N 491 установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также расходы на содержание принадлежащего ему на праве собственного жилого помещения и расходов на коммунальные услуги. Расчет стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения величины установленного тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяцев. При этом истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Российская Федерация как собственник помещений в многоквартирном доме обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг, а также нести бремя по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
Размер задолженности на содержание имущества, а также оказанию коммунальной услуги подтверждены истцом в порядке, установленном статьей 65 АПК РФ.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со ст. 65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Надлежащих доказательств оплаты фактически понесенных истцом расходов в общей сумме 1 346 433,05 руб., а так же пени в сумме 156 192,41 руб. собственником спорного жилого помещения в порядке статьи 65 АПК РФ в дело не представлено.
Представленные истцом расчеты задолженности судом проверены и признаны надлежащими доказательствами, так как составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере управления и оказания коммунальных и иных услуг в отношении многоквартирных жилых домов.
Доводы ответчиков о высвобождении и прекращении права оперативного управления у учреждения на 13 квартир из списка, а именно №1, 3, 8, 16, 26, 31, 41, 54, 59, 60, 69, 70, 78, подлежит отклонению, поскольку акт приема-передачи 13 квартир не представлен.
Согласно выпискам из ЕГРП РФ в лице МО РФ принадлежат квартиры № 1, 3, 7, 8, 16, 17, 18, 22, 26, 27, 31, 37, 41, 54, 57, 59, 60, 67, 69, 70, 72, 77, 78, 82, расположенные в доме №15 по ул. Ленина пр. Михнево, г. Ступино, МО.
Таким образом, право хозяйственного ведения и оперативного управления на указанные квартиры, согласно Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 15.07.2016 г. №1310 не зарегистрировано, что так же подтверждается письмом №141/1/6/20865 от 20.11.2019 г., о том, что все 24 квартиры закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное ТУИО Минобороны России». Доводы ответчика о наличии приказа о высвобождении указанного имущества из владения ответчика подлежит отклонению, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что ответчик указанный приказ исполнил и передал имущество.
Более того, суд учитывает, что в производстве арбитражного суда имелось многочисленные дела между сторонами за иные периоды по аналогичным объектам.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд установил, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оснований для применения ст.333 ГК РФ, в отношении требования о взыскании неустойки, не установлено, стороной не заявлено.
Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Расходы по оплате государственной пошлины распределены в порядке ст. 110,112 АПК РФ
Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 309,310,330 ГК РФ, ст.ст.8,9,65,71, 101-106, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 1 346433,05 руб. (один миллион триста сорок шесть тысяч четыреста тридцать три рубля) 05 коп., неустойку в размере 156 192,41 руб. (сто пятьдесят шесть тысяч сто девяносто два рубля) 41 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 28 026 руб. (двадцать восемь тысяч двадцать шесть рублей).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья: | Ю.М. Анушкина |